Сб, 13.08.2022, 10:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | | Регистрация | Вхід
Меню сайту
Календар
Пошук
FB
Актуальне
Будівництво
Чтиво
Статистика

Онлайн всього: 2
Гостей: 2
Користувачів: 0
Технології
Проекти
stadiums.at.ua
Главная » 2012 » Лютий » 1 » Судьба польских стадионов после Евро-2012
20:56
Судьба польских стадионов после Евро-2012



Несмотря на бахвальство и гонор польской стороны, стадион открытия Евро-2012 в Варшаве был открыт с полугодичным опозданием в прошлое воскресение - 29 января 2012, последним из четырех польских Евро-объектов.

Понятное дело, не обошлось и без кульминации сего затяжного открытия. Ведь последние разрешения от властей города на проведение мероприятия были получены лишь после обеда в минувшую пятницу, а чуть ранее - утром того же дня - министр спорта Польши Иоанна Муха билась об заклад с прессой, что если открытие не произойдет в назначенный срок, то она созвучным с её фамилией насекомым пронесется вокруг Национального стадиона. Как говорится, риск - дело благородное, но бегать вокруг стадиона Госпоже Мухе не придется, пока. Ибо, выпив шампанского на церемонии открытия, она тут же пригласила всех 12 февраля на совместную пробежку опять же в районе Национального стадиона. Такие вот страсти по-польски.

Само же открытие произошло с умеренной для таких событий организационной неразберихой, выступлением представителей польского шоубиза и украинской группы «Гайдамаки», пытающихся разогреть заиндевевшую от 10-15градусного мороза варшавскую публику, и 6минутным фейерверком в завершении. Путь домой гостей варшавской арены был полон пробок в полуперекрытом центре города, но в то же время исполненным тепла забитых автобусов и трамваев.

Далее, в июне этого года, яркой вспышкой матчей озарятся стадионы в Варшаве, Познани, Вроцлаве и Гданьске..А что ждёт эти сооружения, когда прозвучит последний свисток и погаснут прожектора на мачтах?

И речь даже не идёт о возврате тех капитальных инвестиций, которые пошли на постройку каждого из объектов к Евро-2012 (Варшава - свыше 600 млн.долл., Познань - около 200 млн.долл., Вроцлав и Гданьск - свыше 250 млн. долл. каждый). Такие затраты вернуть вряд ли удастся, а вот за счёт чего польские операторы стадионов хотят оставаться на плаву и оплачивать текущие расходы стоит разобраться.

Начнем с Варшавы. Здесь оператором стадиона выступает Национальный центр спорта, полностью государственная компания. Оперировать здесь воистину есть чем. Пред нами многофункциональное спортивное сооружение с полностью закрывающейся крышей с трибунами на 58 000 зрителей практически в центре города. Соответственно и возможностей заработать предостаточно.

По официальным заявлениям оператора объекта годовые затраты на его содержание составят свыше 5 млн.долл. Правда, сразу же уточняют, что данная сумма покрывает лишь постоянные затраты. По сути, при нормальной загруженности стадиона данная сумма возрастает как минимум в два раза. Давайте посмотрим «где деньги, Зин» для наполнения доходной части бюджета.

Национальный центр спорта отказался в своей деятельности от самостоятельного поиска и организации массовых мероприятий (матчей, концертов итп.) для варшавского стадиона, сконцентрировавшись главным образом на теоретически самом простом управлении - распоряжением арендой поверхностей арены. Но это только теоретически, ведь подбор богатых и добросовестных съемщиков для площади в 26 тыс. кв. м. будет на самом деле непростым управленческим вызовом. По большому счёту, «пристроив» в аренду самый ликвидный продукт - 68 VIP-лож (так называемые «skyboxes») - Национальный центр спорта сможет практически выйти в ноль в годичном бюджете, ведь аренда на год одной такой ложи оценивается в 150-250 тыс. долл. Но ведь остается ещё офисная площадь и коференц-залы - каждый из этих продуктов может принести по 1,5 млн. долл. дохода в год.

Идем далее, в прошлом году был проведен тендер на право предоставления кейтеринг услуг на территории стадиона. Победителем стала международная компания Sodexo, специализирующаяся на предоставлении комплексных решений в сфере аутсорсинга. По оценкам аудиторской компании KPMG такая сделка пополнит приходную часть бюджета Национального центра спорта ещё на 3 млн. долл в год. Оператор стадиона, используя наилучшие мировые практики в управлении подобными объектами, амбициозно рассчитывает на очередные 1,5 млн. долл./год от прочей аренды (свадьбы, ярмарки, выставки, слёты свидетелей Иеговы итп.) Стоп, скажите Вы, а как на счёт аренды футбольного поля? Ведь стадион-то строился под футбольный чемпионат Европы. Что ж, жизнь диктует другие условия. Варшавская Легия уже несколько месяцев играет на собственном новеньком и уютном чисто футбольном стадионе, Полония, по слухам, также имеет в планах реконструкцию старого, а то и постройку нового современного стадиона. Так что аренда газона так и останется в прочих доходах для 1-2 матчей сборной в год в Варшаве. Но подведем итоги по возможным доходам от аренды площадей и продажи права на предоставление кейтеринг услуг. Получается совсем недурственно - 17,5 млн. долл. против 10 млн. долл. текущих затрат. Следует учесть, что все это амбициозные планы на бумаге. На данный же момент по информации от Национального центра спорта подписано договора на 30% VIP-лож. Что ж, динамика неплохая, а как будет в итоге - жизнь покажет.

Другим нетипичным источником доходов для Национального центра спорта может быть продажа права на название стадиона. Сегодня множество спортивных сооружений в своем названии имеют известный бренд, который щедро платит за такую привилегию. Немецкий страховой гигант рекламируется в Мюнхене на стадионе Allianz Арена за 6 млн. евро в год. Лондонский Арсенал играет на стадионе Emirates, титульным спонсором которого на 13 лет стали авиалинии Арабских Эмиратов, по 8 млн. евро в год. В Франкфурте находится Comerzbank Арена, в Лондоне - О2 Арена (по названию телекоммуникационного оператора). Практика продажи прав на название спортивных объектов, называемых теперь не стадионами, а «аренами», докатилась и до Польши. Так, имеется Dialog Арена в Люблине, Winiary Арена в Калише, Atlas Арена в Лодзе. Но наибольшее впечатление произвела сделка по продаже прав на название стадиона в Гданьске, построенного к Евро-2012. Сооружение будет называться не столь эффектно, но вполне прибыльно: РGE Арена Гданьск. За пятилетний контракт Польская энергетическая группа заплатила почти 12 млн. долл. А сколько стоили бы права на название Национального стадиона в Варшаве? Специалисты KPMG оценивают подобную сделку в 3-5 млн. долл. в год. Но переговоры на разных уровнях длятся уже более года, а окончательного решения относительно целесообразности продажи прав, а значит и изменения названия «Национальный», все нет. Опросы общественного мнения выказывают негативную оценку изменению названия столичного стадиона, построенного за бюджетные средства. В обсуждение включаются активные болельщики, собирая подписи против коммерциализации названия и не желая ощутить себя в шкуре,к примеру, мюнхенских и лондонских болельщиков, которые с горечью называют свои стадионы: Arroganz (с нем. яз. «надменный, высокомерный») Арена и Арсенал Терминал соответственно.

Что ж, с Варшавой разобрались, двигаемся дальше по карте Польши на север, к портовому городу - Гданьску. Здесь оператором стадиона на 10 лет, начиная с 5го августа 2011 года, стала фирма «Лехия Оператор», аффилированная к одноименному футбольному клубу из Гданьска. До этого власти города успели, как мы уже выяснили выше, очень удачно продать права на название стадиона компании PGE за около 2,4 млн. долл. в год. Это позволяет покрыть львиную долю текущих расходов стадиона, оцениваемых в 3-4 млн. долл. Оставшаяся часть затрат должна финансироваться из доходов оператора от управления объектом (12 тыс. кв. м площади). Кроме того, город получает 650 тыс. долл. годовой операторской оплаты + 5% от его годовой его прибыли. На бумаге все красиво, но уже имеется открытый конфликт властей Гданьска с «Лехией Оператором», которая успела не оплатить 100 тыс. долл. обязательств по операторской оплате (установленной как ежемесячная). Кроме того прошлый год фирма закончила с убытками, не организовав ни единого массового мероприятия, кроме матчей Лехии и одного матча сборной, арендный бизнес почти не движется. В воздухе завис скандал, тем более что в прессу просочились факты переговоров мэра Гданьска с представителем оператора стадиона во Вроцлаве - международным гигантом в сфере организации массовых мероприятий SMG. А стало быть, можно ожидать даже разрыва договора с нынешним оператором, и все это за пару месяцев до Евро-2012.

Раз уж речь зашла о Вроцлаве, то обратим наш взгляд на ситуацию в этом юго-западном польском городе. Как мы уже знаем, оператором стадиона стала фирма SMG. Договор подписан ещё в январе 2010 года на 12 лет. На основании договора американский консорциум должен содержать инфраструктуру стадиона в надлежащем состоянии, управлять арендой площадей (10 тыс. кв. м.), а главное - привлекать на объект прибыльные массовые мероприятия. Вроцлав оплачивает такие услуги суммой около 2,8 млн. долл. в год. Взамен коммунальная казна должна получать 85 % от генерированной прибыли SMG в не менее 8 млн. долл. При оценочных затратах на содержание стадиона, приближенных к подобным в Гданьске, бизнес-план вырисовывается «на отлично». Но не все так гладко, пока. Несмотря на тот факт, что на открытии стадиона был организован матч Кличко - Адамек, чуть позже концерт Джорджа Майкла, демонстрация грузовиков Monster Jam, матч национальной сборной и был подписан контракт на проведение всех матчей Шлёнска Вроцлав на Муниципальном стадионе, власти города выдвигают претензии, что до сих пор не найден титульный спонсор стадиона, а коммерциализация площадей проходит катастрофически медленно. Оператор же отвечает, что с титульным спонсором существует предварительная договоренность и осталось утрясти лишь детали, а сдача в аренду была длительное время просто-таки невозможна из-за значительной задержки в постройке стадиона. Кроме того, американцы не довольны, что власти города часто входят в сферу ответственности оператора, чем уменьшают эффективность системного подхода компании. Так и коротают время до начала Евро-2012.

Ну и наконец, Познань, западный форпост Евро-2012. Стадион был сдан первым из польских объектов к Евро-2012 ещё в сентябре 2010 года. По сути, это был проект реконструкции. Оператором стадиона стал консорциум Марцелин Management и KKS (Железнодорожный спортивный клуб) Лех Познань. Договор подписан на 20 лет и обяжет оператора к выплате постоянной оплаты 1 млн. дол. в год, 7,5 % приходов в дни матчей, а также 30% годовых доходов от продажи прав на название стадиона, но не менее, чем 300 тыс. долл. в год. Текущие расходы на содержание стадиона оцениваются в 2,5 млн. долл. в год. Наполнять доходную часть оператор будет за счёт управления арендой площадей (10 тыс. кв. м.), дохода от продажи прав на название стадиона, доходов от аренды стадиона под матчи двух познанских клубов - Леха и Варты, а также под массовые мероприятия (концерты, гонки, выставки итп.)

Пока что большинство из представленных доходов - лишь на бумаге. Чтобы не повторить судьбу 7 из 10 стадионов, построенных под Евро-2004 в Португалии, польским операторам стадионов, при поддержке местных и центральных властей, нужно будет проделать колоссальный объем работы. А пока всем четырем объектам в Польше грозит так называемый эффект белых слонов, то есть возможные финансовые проблемы по управлению дорогостоящими, по-своему «священными» объектами, построенными под конкретное, ограниченное во времени мероприятие - Евро-2012.

UA-Футбол



Просмотров: 1828 | Добавил: vasya | Теги: євро-2012, Вроцлав, Познань, Варшава, гданськ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 81 2 3 4 5 6 »
1 fevral69   (01.02.2012 21:47) [Материал]
Когда я в коментах высказывал уныние по поводу будующего футбола в польше со мной почти не кто не согласился...а щас моя правота основаная на простой логике ещё больше потверждена.

1-1 2-2 3-3 4-4 5-5 6-6
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляється системою uCozПри использовании информации и материалов с данного ресурса, гиперссылка на stadiums.at.ua обязательна. Copyright MyCorp © 2022