Генеральный директор ООО «Стадион Спартак» Андрей Федун в интервью «РБК-Спорт» рассказал о трудностях на стройке, рецепте качественного поля и надеждах на полноценное использование возможностей нового стадиона «Спартака».
— Андрей Арнольдович, для начала расскажите о том, как идет
строительство, на каком этапе оно находится, какие сложности возникают?
— Скажем так, даже при строительстве дачи постоянно возникают
сложности. На наше счастье, проблемы решаемы. Для стройки важны три
условия: хороший проект, нормальное финансирование и желание. С этим
у нас все хорошо. Желание есть, с проектом тоже все уже понятно,
финансирование, спасибо нашим инвесторам, идет нормально. Все остальное
находится в наших руках.
— «Открытие Арена» — первый московский стадион, который будет
введен в эксплуатацию перед ЧМ-2018. Расскажите подробнее
о взаимодействии с иностранными коллегами. Какие страны помогали, кто
для вас был примером?
— Начнем с того, что проектировала наш стадион крупнейшая
американская компания, которая занимается такими проектами по всему
миру. Понятно, что с нами работал местный офис, но концепция,
придуманная иностранцами, полностью сохранена. Тот опыт, который имел
место в мировом строительстве, был учтен.
— То есть, можно говорить, что вы сотрудничали с иностранцами только в плане строительства?
— Нет, у нас достаточно много было консалтеров, которые решали
разные вопросы. Ведь построить здание — это одно дело, а сделать так,
чтобы оно успешно функционировало — другой вопрос. Они тесно
взаимосвязаны, но мы и сами ездили, смотрели и консультировались, много
работали с немцами и итальянцами.
— Давайте перейдем к финансовой стороне вопроса. Расскажите,
за счет чего стадион может зарабатывать, и возможно ли вообще окупить
его строительство в России?
— Сам по себе стадион в нашей стране окупить практически невозможно.
Может, со временем, с появлением новых, хороших арен вернется славная
традиция ходить на стадион — тогда, возможно, мы будем получать прибыль.
Для сравнения скажу, что франкфуртский стадион проводит около 150-160
мероприятий в год. Мы, даже при всем своем желании, не можем
рассчитывать более чем на 35. Это предел, который мы можем из себя
выжать.
Это связано с культурой футбола. Благодаря этим фаер-шоу,
нецензурщине на стадионах, обыскам на входе и длительных выходах простые
смертные туда не ходят. Посещаемость очень низкая, за исключением
«Зенита», но там «один город, одна команда».
Надеюсь, что с появлением новых арен вернется традиция ходить
на стадионы с женами и с детьми, но это, как говорится, за один день
не происходит. Менять надо отношение людей к отдыху; сейчас люди
воспринимают поход по магазинам как отдых, а не на стадионы.
— Вы рассматриваете возможность аренды «Открытие Арены» под
мероприятия для других клубов, как, например, это происходит
в «Черкизово»?
— Мы открыты для предложений. Наш реальный шанс — это «Лужники». Его
закрытие — возможность для нас привлечь сборную на арену, 45-тысячная
площадка для этого в самый раз. Плюс у нас инфраструктура и доступ
получше, чем в «Черкизово».
— Что инновационного есть у вашего стадиона, кроме своей станции метро, что мы можем увидеть только на «Открытии Арене»?
— Главное, что ценят зрители, это зрелище. Важно, чтобы «Спартак»
выигрывал на этом стадионе, шел хотя бы как в этом сезоне. Это дает 60%
посещаемости. Остальное — это условия и услуги.
У нас будет очень
хорошая система питания на стадионе, будут отлично оборудованные зоны
гостеприимства для VIP. Есть детские комнаты, где можно оставить детей,
с ними будут играть аниматоры.
Запланировано много мероприятий как до, так и после футбола. То есть,
перед нами стоит задача, чтобы люди как можно больше времени проводили
на стадионе и в его окрестностях.
Кроме того, у нас организована удобная
система оплаты, деньги у нас на стадионе ходить не будут, все сделано
на базе единой карты. Если ты покупаешь абонемент, то можешь положить
на карту деньги и пользоваться ею на стадионе. То, что не использовал
на стадионе, можно потратить в городе, как с обычной банковской картой.
Сейчас мы разрабатываем и тестируем эту систему.
— Понятно, что мы больше будем говорить о зрителях
на трибунах, а что сделано для тех, кто будет следить за матчами
у экранов телевизоров? Как идет работа с вещателями по качеству
картинки? Хочется, наконец, смотреть футбол так же, как со стадионов
Европы.
— Здесь 90% зависит от того, кто выиграет права на трансляцию. У нас
все сделано под трансляции матчей чемпионата мира по футболу в 2018
году. Проектируются точки для 32 камер, а со скольких будут снимать —
это уже вопрос не к нам. Систему разрабатывала немецкая компания
по стандартам ФИФА, чтобы мы ничего не переделывали к 2018 году.
— Один из главных вопросов — безопасность. Как будет построена работа с болельщиками?
— Работа с болельщиками больше касается клуба, а что до системы
безопасности, то она будет реализована по мировым стандартам. Как
ей будут пользоваться — это следующий вопрос, но она позволяет
идентифицировать практически любого человека, находящегося на трибуне.
Тут есть камеры высокой и средней четкости, их 247 только в «чаше». Плюс
в каждом входном месте камеры, темных мест не осталось.
Если есть проблема на трибуне, то эта зона обрабатывается
камерами. 30-кратный оптический зум позволяет сфотографировать
нарушителя и идентифицировать, чтобы лишить его возможности в дальнейшем
посещать стадион.
На данный момент, согласно мировой практике,
используемые системы идентификации личности не так надежны, но они будут
развиваться. Когда появится надежная программа, можно будет привязать
ее к билетам и абонементам.
Ведется большая работа со стюардами, главная
задача которых будет обеспечить безопасность и удобство для зрителей.
— Понятно, что поле будет натуральное, а какие системы будут работать на поддержании его в должном виде?
— Чтобы поле функционировало нормально, нужны три вещи. 40% — это
агроном, 40% — правильно сложенное поле, 20% — это системы поддержания.
Любое из них выпадает — и поля нет. Ни одно правильно сложенное поле
не выживет, если с ним работает бестолковый агроном, и наоборот, даже
гениальный не вытащит плохо сложенное поле.
А чтобы хороший агроном мог
работать с хорошим полем, необходимы системы дополнительного освещения
газона. Это достаточно большой расход, к сожалению для нас, но в России
не так много светлых дней. Все это проектируется и делается.
— Кто будет обслуживать поле, иностранцы или российская компания?
— Мы уже подписали контракт с ирландской компанией, которая
занимается постройкой полей по всему миру, вот они по условиям контракта
первый год и будут обслуживать его. У нас уже есть свой агроном,
который набирает свой штаб. Он будет в дальнейшем работать с полем.
— Как идет развитие территории «Тушино-2018»?
— В принципе, это отличная концепция спорт-сити. Для жителей будет
предусмотрено, помимо этого спорткомплекса, еще шесть площадок. Будет
отличная зона у Москва-реки. Должно получиться достаточно хорошо. Пока
идет согласование проекта планировки, но дело движется к финалу.
— Стадион быстро обрастает инфраструктурой, дело движется
в сроки. В этой плоскости хотелось бы получить ваше сравнение «частного
строительства», как у «Спартака», и строительства из бюджета, как
у «Зенита».
— Трудно сравнивать, но любая стройка — это система управления.
Главная проблема «Зенита» — это отсутствие единого хозяина. Там их три
— то они хотят простую крышу, то закрывающуюся, а это задержки
в проектировании и строительстве.
Когда нет четкого центра,
то происходит то, что происходит. Когда все идет, как у нас, есть один
хозяин, который знает, чего хочет, все идет легче. Мне работать легче,
так как надо мной только фирмы инвестора.