Проект #AroundTheGlobeOfSport побывал на стадионе «Сентенарио» в Монтевидео.
На улице идет противный моросящий дождь. Разбитые дорожки, несколько похожих на большую лужу полей для футбола, бездомные, спящие прямо на земле и справляющие нужду тут же. Я в парке Батлье. Здесь располагается стадион «Сентенарио», на котором прошел первый чемпионат мира по футболу в 1930 году.
Продолжаю прогулку по парку. Подхожу к монументу, посвященному победе сборной Уругвая на чемпионате мира 1950 года. На постаменте таблички с именами победителей начиная с 1920 года (до проведения чемпионатов мира сильнейшую сборную мира определяли на Олимпийских играх) по 1990-й (памятник соорудили в 1992 году).
Перед монументом отпечатки ступней Альсидеса Гиджи. Именно он забил победный гол в матче против Бразилии.
Иду дальше. Неподалеку от «Сентенарио» к друг другу прижимаются два небольших стадиона. На одном из них играет футбольный клуб «Сентраль Эспаньоль». Дверь в подтрибунное помещение открыта, вход перегораживает только решетка. Заглянув внутрь, вижу небольшой музей с историей клуба: кубки, фотографии. Одна из них гласит, что клуб становился чемпионом Уругвая в 1984 году.
Меня заметила женщина, которая была внутри, и рассказала немного про клуб. Сейчас «Сентраль Эспаньоль» играет во втором дивизионе, как и «Мирамар Мисионес» – команда, играющая по соседству. Спрашиваю, бывают ли между клубами конфликты. Отвечает, что нет – они друзья.
А по второму стадиону так не скажешь. Он не такой милый, как первый, обнесен двумя заборами с колючей проволокой. Я не обнаружил никакой щели, чтобы заглянуть внутрь. Благо, рядом небольшой холм, с которого можно разглядеть поле.
Что-то я загулялся, пора бы попасть и внутрь легендарной арены. Подхожу к центральному входу. Рядом висит вывеска: «Стадион «Сентенарио» – памятник мировому футболу». Захожу в открытую дверь, дальше – коридор на главную трибуну. Спустя мгновение я уже стою на ней и делаю фотографии. Ко мне тут же подходит сотрудник стадиона.
– Как дела?
– Хорошо. Хочу пару фотографий сделать.
– Ок. Фотографируй, но так-то здесь нельзя находиться.
Упс. Оказалось, что я зашел не в тот вход. Музей футбола с другой стороны арены. Вот туда-то мне и надо.
При входе в музей посетителей встречает приветливый мужчина. Информацию о музее и стадионе рассказывали на английском.
Меня интересует, зачем на стадионе башня. Сотрудник отвечает, что она символизирует триумф уругвайских футболистов на Олимпийских играх-1924 и 1928. Об этих победах напоминают и названия трибун: «Олимпик», «Коломб» (на Играх-1924 соревнования проводились в одноименном пригороде Парижа), «Амстердам» (там проходили Игры-1928).
Первый зал экспозиции не имеет какой-то четкой структуры. При входе стоит статуя Альсидеса Гиджи, празднующего гол в ворота Бразилии.
Есть стенд с игровыми майками Диего Форлана.
Героическая картина с изображением игроков сборной. На их фоне можно разглядеть образы, напоминающие о футбольных успехах Уругвая.
Вырезка из газеты 1930 года с приветствиями команд-участниц мундиаля на их родных языках.
На втором этаже экспонаты поделены по темам: сборная Уругвая на Олимпийских играх, первый чемпионат мира по футболу, победа сборной Уругвая над Бразилией на «Маракане», успехи уругвайских клубов на международной арене, а также различные футбольные артефакты.
Вот копия Кубка Либертадорес.
А вот копия Кубка мира (в первой версии). На трофее – изображение Ники, древнегреческой богини победы.
Футболка Пеле с чемпионата мира-1958, который проходил в Швеции.
Преодолев все залы, наконец, попадаю внутрь чаши. Стадион – это, по сути, большая бетонная коробка. Практически все сделано из этого материала. Мне особенно приглянулись бетонные кресла.
В распоряжении посетителей вся трибуна, по которой можно гулять неограниченное время. Можно сравнить обзор поля с различных частей стадиона. Вот, например, что видят зрители, сидящие в первом ряду.
А вот – вид с самого верхнего ряда.
Заглядывая в каждую щель, нахожу проход на трибуну за воротами (туда вообще-то не пускают). Она обнесена забором с колючей проволокой, а от поля ее отделяет ров с водой.
На глаза попадается вывеска «Caballeros», обозначающая мужской туалет. С любопытством заглядываю внутрь – обнаруживаю старый добрый унитаз прямого падения.
Посещение музея также предполагает подъем на башню стадиона. Но, к сожалению, из-за плохой погоды туда сегодня не пускают.
***
Во время прогулки бросается в глаза обветшалость и старость стадиона. Масштабной реконструкции здесь не проводилось. От этого знаменитая арена производит скорее удручающее впечатление. Хотя на стадионе оказываешься, словно в машине времени. А это ощущение – бесценно.
Блог Будни интроверта
часть фото: wikipedia.org, globallookpress.com
=
См. также:
Аргентина, Уругвай и Парагвай определили города, претендующие на ЧМ-2030