История стадиона Петровский в лайвжурнале блоггера Fima Psuchopadt.
7 апреля 1924 года Ленинградские губернские организации приняли решение о строительстве многопрофильного стадиона, который верно служил бы развитию спорта в Ленинграде. 16 апреля 1924 года Президиум Ленинградского Губисполкома принял Постановление о строительстве Стадиона на Петровском острове, одном из многочисленных островов города, любимом месте отдыха горожан.
Автором проекта стадиона стал инженер Воеводин. Так на русский лад была переделана фамилия чеха Алоиса Осиповича Вейводы, известного петербургского легкоатлета и футболиста.
Алоис Вейвода родился в 1882 году в Праге и с 1905 года на два десятилетия связал свою судьбу с Россией. Активно занимался спортом, был рекордсменом России по прыжкам в длину с результатом 6 м 25 см, был призером первенств Петербурга и России. Неплохие результаты показывал в прыжках с шестом, в беге на 110 м с барьерами.
А вот чемпионом СанктПетербурга он неоднократно становился в составе футбольной команды клуба "Спорт”, в которой играл на месте правого крайнего нападающего. Он не только проявил себя хорошим футболистом, но и стал одним из организаторов первых международных матчей русских футболистов с чешским профессиональным клубом в 1910 году.
Довольно активно проявил себя Алоис Вейвода и на поприще архитектора спортивных сооружений. В 1907 году по его проекту был построен образцовый стадион на Русско-шведской спортивной выставке, в 1910 году - спортивный клуб с теннисными площадками на Крестовском острове, в 1912 году – павильон спорта с площадками для подвижных игр на Гигиенической выставке и спортивный клуб для английского клуба "Невские”. В 1924 году архи тектором была сделана площадка для футбола и легкой атлетики в Таврическом саду. С середины двадцатых годов Вейвода работал старшим архитектором-художником строящегося стадиона.
Основное задание по проектированию стадиона на Петровском острове, полученное архитектором, включало разработку нескольких позиций: ситуационного плана расположения всего стадиона на Петровском острове; плана стадиона с указанием размещения футбольной и баскетбольной площадок, мотовелотрека и трибуны; продольного и поперечного разреза; плана деревянной трибуны с указанием расположения мест для зрителей и помещений для спортсменов; проекта фасада трибуны, выходившей на набережную реки Ждановки. Кроме того, Вейвода представил перспективный вид всего стадиона (с птичьего полета), исполненный акварелью на полном листе ватмана.
Судьба чеха в Советской России оказалась довольно драматичной. В январе 1927 года Вейвода был арестован по обвинению в том, что он принимал участие "в организации, действующей в направлении помощи международной буржуазии”. Ему грозило наказание в виде заключения в концлагерь сроком на 10 лет и конфискации всего имущества.
Однако особое совещание при Коллегии ОГПУ 13 мая 1927 года постановило выслать А.О. Вейводу, имевшего чехословацкое подданство, из пределов СССР под конвоем, что и было осуществлено 20 июля того же года. Лишь в 1989 году Алоис Вейвода был реабилитирован по статье Указа Президиума Верховного Совета СССР.
Соревнования по бегу с барьерами на стадионе им. Ленина, 1926 год
С годами десятитысячные трибуны не могли вместить всех желающих, и в 1933 году была проведена первая реконструкция стадиона. Вместо виражей бетонного трека выросли деревянные трибуны, в результате чего стадион мог вмещать уже 25 тысяч зрителей.
14 июля на реконструированном стадионе в день его открытия был проведен товарищеский матч сборных СССР1 и СССР2, в составах которых играли одиннадцать ленинградцев (трое – в первой и восемь – во второй). Вторая сборная победила со счетом 2:0. Оба мяча забили ленинградцы Николай Ярцев и Александр Мурашев.
А через две недели на стадионе состоялась презабавнейшая история. Сборная Ленинграда принимала сборную Турции. Наша команда, в составе которой выступали такие яркие футболисты, как Михаил Бутусов, Евгений Елисеев, Петр Дементьев, Валентин Федоров, Владимир Кусков, Георгий Шорец, Петр Ежов, Петр Григорьев и другие, просто не имела права уступать гостям, которые перед этим проиграли в Москве со счетом 2:7 и жаждали реванша. Его, однако, не получилось. В ходе игры на два гола, забитых Борисом Шелагиным, турки ответили лишь одним.
Зрители расходились, уверенные в победе своих любимцев. Каково же было их удивление, когда они на следующий день прочитали в газетах, что матч закончился вничью – 2:2. Случай, небывалый в истории международных встреч.
Дело в том, что после состязания гости закапризничали. Они вспомнили, что не был засчитан в первом тайме гол, забитый ими из положения вне игры, и выразили сомнение в справедливости решения судьи. Руководители ленинградского спорта решили не портить гостям настроения и совершили акт спортивного "рыцарства”, зафиксировав в протоколе ничейный результат.
1933 год. 25 июля, сборная Ленинграда в матче с командой Турции (2:2)
5 сентября 1935 года сборная Ленингра да принимала команду профессионалов из Праги. Стадион был буквально осажден любителями спорта.
Болельщики штурмовали мост к стадиону. К слову говоря, тогда мост главного входа на стадион находился рядом с Тучковым мостом, и после окончания спортивных состязаний зрители высыпали прямо на мостовую, прерывая трамвайное и прочее движение и стояли машины в ожидании, пока тысячи зрителей не растекутся по другим улицам. Лишь позже взамен этого моста был построен нешний мост через Ждановку.
Гости открыли счет, но во втором тайме Михаил Бутусов после филигранной передачи Петра (Пеки) Дементьева сравнивает счет, а еще через две минуты выводит нашу сборную вперед. Страж ворот чехословацкой команды, один из лучших вратарей континента Тихий трудится на всю катушку, отражая удар за ударом, а за полминуты до конца игры чешские профессионалы смогли уйти от поражения.
В итоге вместо ожидаемого многими специалистами разгрома сборная Ленинграда в игре с профессионалами добилась ничьей.
В чемпионате 1941 года Ленинград представляли три команды: "Динамо”, "Зенит” и "Спартак”. 22 июня, в день начала страшной и кровавой войны, на стадионе имени В.И. Ленина должны были состояться сразу два матча: "Спартак” (Ленинград) – "Спартак” (Москва) и "Зенит” – "Спартак” (Харьков). Они не состоялись. В этот день болельщики выстроились в очереди в военкоматы, на фронт ушли многие футболисты, стадион надел военную форму.
На долгие четыре года он стал военным объектом. На запасном поле была установлена зенитная батарея, в раздевалках разместилась воинская часть. Тренеры стали инструкторами, обучающими как взрослых мужчин, вступивших в ряды народного ополчения, так и совсем юных бойцов Всевобуча.
Здесь учили преодолевать полосу препятствий, метать гранату, занимались строевой и физической подготовкой, овладевали приемами рукопашного боя. Вскоре стадион лишился деревянных трибун. Часть их сгорела, часть была суровой зимой 1942 года разобрана на дрова.
После войны стадион долго не мог залечить свои раны. В 1945 году директором стадиона был назначен известный ленинградский организатор и энтузиаст спорта Андрей Андреевич Шкляревский. Однако ему при всей его пробивной энергии не удалось включить стадион в число первоочередных объектов, на которых должны были проводиться восста новительные работы.
Руководители города были захвачены идеей создания стадионастотысячника на Крестовском острове, а стадион имени В.И. Ленина был передан в ведение "Трудовых резервов”, созданных в 1943 году, и предназначался для физической подготовки молодого пополнения рабочего класса.
Однако вскоре всем стало ясно, что для такого города, как Ленинград, одного стадиона, даже стотысячника, явно недостаточно. Постановлением Ленгорисполкома стадион имени В.И. Ленина был передан в подчинение Управления спортивных сооружений.
В середине пятидесятых годов проект реконструкции стадиона был подготовлен архитектурной мастерской, в которую входили Николай Варфоломеевич Баранов (в то время главный архитектор города), Олег Иванович Гурьев и Виктор Михайлович Фромзель.
Они настолько кардинально перестроили стадион, что в некоторых уважаемых изданиях даже сообщается о том, что стадион имени В.И. Ленина построен в 1961 году на месте разрушенного стадиона... имени В.И. Ленина. Читать такие сентенции без улыбки просто невозможно, так же как и невозможно одним росчерком пера выбросить из жизни 36-летнюю историю этого спортивного объекта.
Главная спортивная арена стадиона с этих пор окружена железобетонной конструкцией трибун с подтрибунными помещениями, где расположены пять спортивных залов, удобные раздевалки для спортсменов и судей. В дни крупных соревнований в одном из залов разворачивался вместительный прессцентр. Говорят, что у каждого архитектора есть свой "пунктик”. На стадионе имени В.И. Ленина архитектор Фромзель установил ровно сто декоративных колонн, обрамляющих стадион, ставшие "пунктиком” архитектора.
При подготовке к Олимпийским играм 1980 года на стадион имени В.И. Ленина снова пришли строители. На этот раз архитекторами реконструкции выступили Станислав Павлович Одновалов и Нина Дмитриевна Балаж.
Теперь коренной перест ройке подверглись внутренние помещения. Были в ряде залов установлены вторые этажи, изменены интерьеры. Перестроен комментаторский комплекс, разработана ложа для почетных гостей, а на футбольном поле – заменен дренаж.
Все эти работы были закончены к 1978 году, когда по плану на капитальный ремонт встал стадион имени С.М. Кирова. Временно стадион на Петровском острове снова стал спортивной ареной номер один.
Этому в немалой степени способствовала установка на четырех высоких башнях 576 прожекторов, которые обеспечивали мощное электрическое освещение, позволяющее проводить соревнования в вечернее время и вести со стадиона телевизионные передачи в цветном изображении без дополнительного освещения.
С 22 июля 1978 года "Зенит” перебрался на стадион имени В.И. Ленина и прекрасно чувствовал себя здесь до 9 июня 1980 года. Отметим между строк, что в четырех матчах олимпийского года на стадионе имени В.И. Ленина зенитовцы набрали тогда семь очков, создав своего рода задел для завоевания бронзовых медалей.
Еще одна перестройка на стадионе, который с 1992 года стал называться "Петровским”, была осуществлена при подготовке к Играм Доброй воли, которые проходили в нашем городе в 1994 году. Вновь за реконструкцию взялся архитектор Станислав Павлович Одновалов.
На этот раз был осуществлен ремонт фасадов, произведена гидроизоляция. Одно матричное чернобелое табло было заменено, а другое – поворотное – установлено впервые. В это же время были заменены прожекторы на четырех мачтах. Их количество сократилось до 320, но качество освещения осталось на том же уровне.
Были построены трибуны на тренировочно-спортивном комплексе (ныне – Малая спортивная арена). Год спустя на трибунах были установлены пластиковые кресла, а поле было оборудовано электроподогревом – и стадион на Петровском острове стал вполне конкурентноспособным в организации футбольных матчей самого высокого уровня.
Правда, установка кресел, создавшая удобства для зрителей, значительно сократила вместимость стадиона, на трибунах которого отныне могли разместиться 21 тысяча 725 человек.
В это время "Зенит” постепенно начинает отходить от стадиона имени С.М. Кирова. Попав в российскую первую лигу, зенитовцы помыкались по городским стадионам – "Турбостроитель”, "Кировец”, "Обуховец” – и пришли наконец к стадиону "Петровский”.
В 1995 году Павел Федорович Садырин попробовал сыграть ещё несколько матчей на стадионе имени С.М. Кирова, но "Петровский” стал выглядеть пригляднее во всех отношениях. Точку в споре, какая же спортивная арена должна идти под первым номером, поставил выбор места для "золотого” матча чемпионата России 1996 года.