Вт, 18.09.2018, 16:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Календарь
Поиск
Актуальное
Реклама
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Twitter
Строительство
Чтиво
Опрос
Кто должен принять Евро-2024
Всего ответов: 599
Технологии
Проекты
Flag Counter
Flag Counter
Bigmir
stadiums.at.ua
Главная » 2018 » Июль » 28 » «Сподек» — икона архитектуры в Катовице
16:18
«Сподек» — икона архитектуры в Катовице

Со дня открытия катовицкого стадиона «Сподек» (польск. «spodek» — «блюдце») прошло уже 47 лет. Эта необычная конструкция занимает видное место в панораме города и определенно заслуживает звания «польской иконы архитектуры». Автор проекта — Бюро исследований и типовых проектов промышленного строительства (BSiPTBP).

История стадиона началась в 1959 году, когда воеводский Комитет физической культуры в Катовице обратился к силезскому отделению Союза польских архитекторов (SARP) с просьбой организовать архитектурный конкурс на проект большого спортивно-зрелищного зала.

Необходимо помнить, что в то время Катовице был одним из самых быстро застраиваемых польских городов. Власти назначили его «промышленной столицей Польши»: здесь строили современные объекты, которые должны были свидетельствовать о высоком уровне развития страны, техническом прогрессе и достижениях народного хозяйства.

В то же самое время, когда строился «Сподек», в центре города вырос современный торговый дом «Зенит», выделяющаяся нетипичной конструкцией жилая высотка «Планёр» (польск. «Ślizgowiec»), офисное здание «Сепаратор» и знаменитый «Суперблок» (польск. «Superjednostka»),  архитекторы которого вдохновились достижениями ле Корбюзье.


Место под спортивно-зрелищный зал «Сподек», 1965 г.

Строительство зала началось в 1964 году, однако подготовительные работы продолжались довольно долго. Городские власти приняли решение строить «Сподек» не там, где предполагалось изначально, а ближе к центру. Стадион должен был находиться неподалеку от жилых домов: их в тот момент строили вдоль проспекта, соединяющего Рыночную площадь с крупным круговым перекрестком.

Новое местоположение значительно повысило престиж запланированной постройки, однако усложнило реализацию проекта. Поскольку земельный участок был поврежден горными работами, почву необходимо было укрепить, прежде чем возвести на ней это сооружение. Конструкторы Вацлав Залевский, Анджей Журавский, Александр Влодаж, а также архитекторы Мацей Гинтовт и Мацей Красиньский приспособили разработанную ранее форму к сложному участку.

Сооружение установили на крепком железобетонном фундаменте в форме чаши, которую дополнительно подпирают 40 столбов, способных отклоняться от своей оси.


Строительство спортивно-зрелищного зала «Сподек», 1965 г.


Строительство спортивно-зрелищного зала «Сподек», 1965 г.


Строительство спортивно-зрелищного зала «Сподек», 1965 г.


Строительство спортивно-зрелищного зала «Сподек», 1967 г.


Строительство спортивно-зрелищного зала «Сподек»


Строительство спортивно-зрелищного зала «Сподек»


Строительство спортивно-зрелищного зала «Сподек»


Строительство спортивно-зрелищного зала «Сподек»


Строительство спортивно-зрелищного зала «Сподек»


Строительство спортивно-зрелищного зала «Сподек»


Строительство спортивно-зрелищного зала «Сподек»


Строительство спортивно-зрелищного зала «Сподек»


Строительство спортивно-зрелищного зала «Сподек»


Строительство спортивно-зрелищного зала «Сподек»

Несмотря на то что название стадиона переводится как «блюдце», он скорее напоминает летающую тарелку: его крыша имеет форму круга, вписанного в эллипс. Подобные объекты обычно круглые в плане, но «Сподек» с самого начала задумывался как многофункциональный объект, поэтому конфигурация сцены и трибун должна была обладать достаточной эластичностью.

Здесь проходили не только спортивные соревнования, концерты и выставки (например, показ первого экземпляра автомобиля Fiat-126p), но и партийные съезды. В 1972 году на стадионе выступал Фидель Кастро, одетый в парадный шахтерский мундир. Его речь продолжалась более шести часов.


Спортивно-зрелищный зал «Сподек», 1972 г.

Сейчас в «Сподеке», который может вместить 11 500 зрителей, как и раньше, проводятся спортивные мероприятия (в 2016 году здесь прошло первенство мира по гандболу), концерты (здесь выступали «Metallica», Жан-Мишель Жарр и польский коллектив «Lady Pank»), международные ярмарки, выставки и конгрессы. В 70-е годы зал был оборудован одним из самых больших киноэкранов в Польше: на показы фильмов собирались толпы зрителей. Например, в 1973 году 60 тысяч человек смотрели тут «Крестного отца».


Спортивно-зрелищный зал «Сподек»

Однако «Сподек» — это не только главная концертно-спортивная арена в Катовице. Это целый комплекс зданий, на территории которого есть каток, корты, бассейн, отель, клуб, ресторан и поликлиника. В общей сложности весь комплекс занимает почти 7 гектаров.


Спортивно-зрелищный зал «Сподек»


Чемпионат мира по гандболу, 2016 г., стадион «Сподек»


Киберспортивный турнир по Counter-Strike: Global Offensive, 2018 г., стадион «Сподек»


Концерт в спортивно-зрелищном зале «Сподек»

Конструкция здания выполнена из железобетона и стали; во многих местах в качестве элемента отделки появляется бетон, а в интерьерах применялся также натуральный камень. Однако наиболее характерный элемент, придающий объекту особую выразительность, — облицовка фасада. Его покрывают 30 тысяч поблескивающих, ярких пластинок. Первоначально они были выполнены из цемента, однако во время ремонта в 2011 году их заменили на пластинки из алюминиевого сплава.


Спортивно-зрелищный зал «Сподек»


Спортивно-зрелищный зал «Сподек»


Спортивно-зрелищный зал «Сподек»


Спортивно-зрелищный зал «Сподек»

Стадион ввели в эксплуатацию в мае 1971 года. «Сподек» стал самым значительным из всех возведенных в то время объектов: его можно было назвать символом не только города или региона, но и одним и наиболее узнаваемых зданий во всей Польше.

Катовицкий стадион обладает всеми отличительными чертами «иконы архитектуры». Его характерная, эффектная форма и новаторская конструкция выделяются на фоне соседней застройки. Но самое главное — то, что с самого начала это здание нравится местным жителям, привлекает множество посетителей, вызывает положительные ассоциации, составляет важный элемент идентичности региона.

Хотя 47-летний катовицкий «Сподек» и не является классическим памятником архитектуры, его, как и башню Мариацкого костела в Кракове, «Журав» в Гданьске или парадный силуэт Дворца культуры и науки в Варшаве, можно назвать одним из наиболее значимых польских зданий.


Спортивно-зрелищный зал «Сподек»


Спортивно-зрелищный зал «Сподек»


Спортивно-зрелищный зал «Сподек»


Спортивно-зрелищный зал «Сподек»

Culture.pl

фото: Eustachy Kossakowski, Aleksander Jalosinski, Mirosław Stankiewicz, Zbyszko Siemaszko, Mateusz Jagielski, Michał Łuczak, pefi.pl, artmuseum.pl, histografy.pl, polskatimes.pl, dziennikzachodni.pl, silesiastreetlook.pl, fotopolska.eu, alamy.com, dron-photo.pl, ccopters.pl, spodekkatowice.pl, facebook.com/halaspodek

=
См. также:
5 самых необычных ледовых дворцов мира



Просмотров: 505 | Добавил: пинчук | Теги: Катовице, обзор, Сподек, фото | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCozПри использовании информации и материалов с данного ресурса, гиперссылка на stadiums.at.ua обязательна. Copyright MyCorp © 2018