Главная » 2015»Жовтень»29 » Как оторвать болельщиков от дивана и сделать идеальный стадион?
17:55
Как оторвать болельщиков от дивана и сделать идеальный стадион?
Автор блога "18 мне уже" рассказывает, как клубы подстраиваются под людей, которые не могут жить без интернета.
Все адекватные клубы мира понимают: сегодня мощный маркетинг не менее важен, чем трансферная политика. Если не доказывать болельщикам, что стадион намного привлекательнее теплой гостиной и плазменного экрана, доходы в дни матчей будут стремительно падать, а в Европе Matchday – это слишком важно и серьезно, 15-35 процентов заработка.
Согласно исследованию Cisco, в США уже 57 процентов болельщиков предпочитают смотреть спорт дома.
В походах на стадион они видят кучу минусов: сложно разглядеть происходящее на поле (на это жалуются 39 процентов), не хватает повторов опасных моментов (32%), удручает наличие только одного ракурса (32%), напрягают пробки, проблемы с парковкой (31%) и очереди за едой (17%), нет статистики и прочей сопутствующей информации (15%).
Самый мощный стадион мира
Чтобы отвоевать хоть какую-нибудь аудиторию у телевизора, клубы вкладываются в технологическое развитие стадионов – и в первую очередь всех интересует мобильный интернет. В этом плане есть абсолютный мировой лидер – арена Levi’s Stadium в Калифорнии, открывшаяся летом 2014 года и стоившая 1,3 миллиарда долларов.
В эту космическую сумму вошло и устройство Wi-Fi-сети, которая охватывает каждое зрительское кресло и на первом матче в истории передала 3,3 терабайта информации.
Зачем это нужно, легко объяснит статистика: 75 процентов болельщиков приходят на стадионы со смартфонами.
Для этой аудитории «Сан-Франциско» разработал приложение, в котором можно посмотреть повторы с разных камер, заказать еду прямо на сектор, заранее забронировать место на парковке, купить билет...
Это приложение настолько заинтересовало индустрию, что вскоре группа из 25 разработчиков, которых нанял «Сан-Франциско», отделилась от клуба и открыла собственную компанию VenueNext. Теперь у нее есть офисы в Кремниевой долине и Нью-Йорке, а заказы поступают даже от клубов НБА. Недавно проект привлек 9 миллионов долларов инвестиций от Twitter, Live Nation Entertainment и Aruba Networks.
Приложение «Сан-Франциско» для похода на стадион пока крайне успешно: им пользуются более 65 процентов владельцев абонементов, за матч со смартфонов поступает минимум 2100 заказов еды и напитков.
Зачем нужны приложения на стадионах?
Билеты
Прямо в приложении можно купить билеты на ближайшие матчи, уже на стадионе – доплатить и улучшить свое место (если есть свободные кресла). Также VenueNext модифицирует аппараты Kezar, которые считывают электронные билеты с экранов смартфонов. Как утверждает компания, в ближайшем будущем девайсы даже не надо будет никуда подносить, система сама сможет вычислять смартфоны с купленными билетами по беспроводной сети.
Есть и другое приложение – Seaters, которое продает билеты на матчи и концерты из категории Sold Out. Его выпустил Жан-Себастьян Госин, билетный агент из Бельгии, который более 10 лет зарабатывал на матчах сборных, Олимпийских играх и так далее.
«Даже если везде написано, что билеты проданы, всегда есть пустые места. Маленькую часть возвращают агентства, продающие билеты, что-то не раздают спонсоры, получающие бесплатные места, что-то возвращают сами игроки и их семьи. В последний момент билеты всегда появляются, а мы помогаем организаторам их продавать», – объясняет Госин.
Принцип работы приложения простой: как только на матч вешают табличку «Sold Out», он появляется в списке Seaters, вы встаете в очередь и ждете пуш-уведомления о поступлении билетов. Как только они появляются – бежите покупать. Все билеты продаются по номиналу, но приложение забирает себе 20 процентов в качестве комиссии за срочность.
Из известных европейских клубов с Seaters пока сотрудничает только «Лион».
Еда, напитки
Приложение «Сан-Франциско» позволяет заказать еду с доставкой прямо к вашему креслу. Это занимает около 10 минут и стоит ровно 5 долларов. Заказ приносит такой курьер.
Приложение учитывает и запоминает все ваши предпочтения. При следующем посещении стадиона оно предложит вам заказать понравившийся бургер.
При желании еду можно забрать самостоятельно в отдельном окошке – например, приложение амстердамского «Аякса» подскажет, где нет очереди и какой пункт выдачи ближе всего к вашему сектору. «Каждый болельщик может перекусить или попить без часового ожидания в очереди. Небольшой шик! Как только болельщик воспользуется этим приложением, он больше не захочет стоять в очередях», – говорит менеджер по маркетингу «Амстердам Арены» Йерун ван Ирсель.
Система SeatServe, которой пользуется «Аякс», самостоятельно мониторит нагрузку на все киоски с едой, поэтому потоки болельщиков распределяются равномерно, и нигде не образуется толпа. Интерес к SeatServe уже проявила компания Coca Cola Enterprises.
Карта
Приложение «Сан-Франциско» не только подскажет, как лучше всего добраться до стадиона и своего сектора (это само собой), но и точно определит, где нет очередей в туалет, в какой точке меньше всего придется стоять за атрибутикой, а если попросите, то нанесет на карту и ваших друзей, с которыми вы хотите встретиться. Больше не придется звонить друг другу по пять раз и размахивать руками в толпе.
Видео
Скорость интернета на стадионе «Сан-Франциско» позволяет смотреть повторы всех моментов в HD-качестве. При этом внутри клуба действуют строгие правила по загрузке эпизодов в приложение.
«Мы знаем, что если видео не было загружено через 5-10 секунд по окончании момента, оно уже никому не понадобится. Люди хотят смотреть повторы сразу», – рассказывает бывший вице-президент по техническому развитию «Сан-Франциско» Дэн Уильямс.
Поэтому все повторы загружаются в среднем в течение 7 секунд. Кадры поступают сразу с нескольких камер, чтобы болельщики сами могли выбрать наиболее подходящий ракурс.
Игры
Клуб НБА «Орландо Мэджик» совместно с VenueNext запускает приложение с виртуальной валютой Magic Money. Она будет разыгрываться в формате Daily Fantasy: болельщики перед матчем смогут набирать игроков в команды и устраивать однодневные мини-турниры, а победитель, получивший определенное количество Magic Money, будет обменивать валюту на еду, напитки или билеты.
Атмосфера
Клуб НФЛ «Даллас» использует приложение не только для оказания услуг, но и для создания шикарной атмосферы. Периодически всем болельщикам может приходить пуш-уведомление с просьбой нажать на кнопку Unite This House («Давайте объединимся»).
После нажатия надо положить палец на пульсирующую звезду в центре экрана и поднять смартфон над головой – тогда начнет мигать яркая вспышка, и стадион зальет красивое мерцание со всех трибун. Говорят, сдержаться и не закричать невозможно.
Прибыль
Технологическое развитие может резко увеличить доходы клуба. Самый яркий пример – «Денвер» из американского футбола.
Исследование компании Cisco еще в 2012 году показало, что 36 процентов зрителей готовы временно уходить с трибун по ходу матча (например, чтобы взять еду), если при этом смогут смотреть игру по телевизору. Основываясь на этих цифрах, клуб повесил в подтрибунных коридорах 1200 (!) экранов шириной от 55 дюймов.
В итоге появилось море дополнительных рекламных площадей, на экранах стали крутить не только повторы моментов, прямой эфир и статистику, но и различные партнерские ролики. Это увеличило рекламные доходы «Денвера» на 50 процентов.
Знакомства
У клубов есть и нестандартные проекты. Например, «Хетафе» в октябре выпустил Getafinder – как понятно из названия, это практически копия популярного приложения для знакомств Tinder. Но если Тиндер открыт для всех, то в Getafinder пытаются найти себе пару только болельщики: на аватарках видна клубная атрибутика.
Логика «Хетафе» понятна: надо же как-то поднимать посещаемость, которая в прошлом сезоне в среднем составляла 7 753 человека (19-й показатель в чемпионате Испании).
Нельзя ли без интернета?
Нет. Далеко не все болельщики идут на стадион, только чтобы болеть за команды или отдельных спортсменов. По данным того же исследования Cisco, в первую очередь людей интересует приятная и легкая атмосфера: 63 процента аудитории назвали ее в числе приоритетов при походе на стадион, и только 42 процента упомянули в этом списке боление. Еще 43 процента назвали среди приоритетов приятный досуг с друзьями и родственниками.
Генеральный менеджер спортивного направления Cisco Крис Уайт: «Время меняется, и спрос на доступ к интернету просто невероятно высокий. Есть демографические изменения, и все владельцы клубов хотят их уловить. Поэтому мы видим, что за последние пять лет в спорте появилось больше инноваций, чем за последние полвека».