Футбольный клуб «Барселона» готов впервые в своей истории продать право на именование своего стадиона Camp Nou. Каталонцы намерены выручить за это не менее €300 млн, что можно считать значимым достижением, учитывая, что футбольные клубы, за исключением «Манчестер Сити», так много по аналогичным контрактам не получают.
А если учесть, что контракт манчестерцев заключен с компанией, аффилированной с их владельцем, то «Барселону» вообще можно будет поставить на первое место в Европе. Правда, в мире по-прежнему вне конкуренции команды из американских лиг.
Совет директоров испанского футбольного клуба «Барселона» утвердил планы по продаже прав на название стадиона Camp Nou сторонней компании.
Отметим, что эта идея обсуждается каталонцами с 2015 года, и первоначально они планировали получить по контракту около €200 млн. Но, как посчитало руководство «Барселоны», состояние рынка сейчас позволяет рассчитывать уже на €300 млн ($315 млн). Правда, за довольно длительный срок — не менее 20 лет.
Переговоры о заключении контракта, как отметили в клубе, идут активно, но с кем именно, не сообщили. Источники в клубе говорят лишь, что интерес проявляют американские и азиатские компании.
Camp Nou был открыт в 1957 году и официально, вплоть до 2001 года, назывался просто «стадион ФК "Барселона"». Однако и болельщики, и журналисты предпочитали называть арену Camp Nou («Новое поле»). Примечательно, что средства от нового контракта «Барселона» намерена потратить как раз на то, чтобы «Новое поле» снова стало новым.
На 2019 год намечено начало реконструкции арены и прилегающих территорий, стоимость которой оценивается в €600 млн. Завершить проект планируется к 2022 году, причем без закрытия стадиона — арена, вместимость которой вырастет с 99 тыс. до 105 тыс. зрителей, будет реконструироваться по частям.
В случае если «Барселоне» действительно удастся продать права на название стадиона за €300 млн, она встанет в один ряд с североамериканскими спортивными клубами, традиционно лидирующими в списке обладателей наиболее крупных контрактов такого рода.
Лидером является хоккейный «Торонто Мейпл Лифс», который в прошлом году подписал контракт со Scotiabank на 20 лет и $615 млн. Следом идут «Даллас Ковбойз» (американский футбол), «Нью-Йорк Метс» (бейсбол), «Бруклин Нетс» (баскетбол) — у всех практически одинаковые контракты — на $400 млн за 20 лет. Замыкает пятерку «Нью-Йорк Джайтс» (американский футбол) — $400 млн за 25 лет.
Но нужно отметить, что есть и другие версии такого рода рейтингов, и в них на втором месте стоит «Манчестер Сити». Однако следует учитывать, что английский футбольный клуб, у которого имеется десятилетнее соглашение с авиакомпанией Etihad примерно на $520 млн, принадлежит Мансуру бен Зайду ан-Нахайяну. Последний является членом королевской семьи Абу-Даби, которой как раз и подконтрольна Etihad.
Так что рыночной эту сделку считать непросто. Тем более что она в свое время вызывала вопросы у Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA), подозревавшего, что имело место нарушение правил финансового fair play, сильно ограничивающих владельцев в возможности финансировать принадлежащие им клубы.
Если же говорить о не вызывающих вопросы сделках европейских футбольных клубов, то, скажем, лондонский «Арсенал» в феврале еще на пять лет продлил контракт с авиакомпанией Emirates.
Правда, Emirates приобрела не только права на именование стадиона, но и осталась титульным спонсором всех команд, входящих в структуру «Арсенала». Эта сделка принесет клубу около $280 млн.
А вот «Бавария» по, скажем так, чистому, то есть распространяющемуся только на название стадиона, контракту со страховщиком Allianz (последний вариант подписанного еще в 2005 году договора действует до 2041 года) получает около $7 млн в год.
Отметим также, что два мегапопулярных клуба — «Манчестер Юнайтед» и мадридский «Реал» — пока вообще обходятся без таких контрактов, хотя, согласно оценкам специалистов, могли бы получать от них по $30 млн в год.
Коммерсантъ
фото: Reuters
=
См. также:
Как продают права на название стадионов в Испании