Англичанин вот уже который год пытается осуществить, на первый взгляд, весьма амбициозный проект собственного клуба MLS в Майами.
Притом, что в свое время Бэксу очень круто повезло – напомним, в 2007 году благодаря соответствующей опции в контракте футболист заполучил заветную франшизу за какие-то жалкие, по сегодняшним меркам, 25 миллионов долларов.
Почему жалкие? К примеру, шейхам, продвигавшимся на североамериканский рынок и в итоге в 2013 году основавшим Нью-Йорк Сити, возможность примкнуть к MLS обошлась уже в 100 миллионов.
Наверняка, для представителей господина Мансура это сущие гроши, но прогресс, касающийся стоимости франшизы, виден на лицо. Как известно еще со школьной скамьи и простейшего учебника по экономике, спрос создает предложение.
Разве не примечательно то, что в середине декабря прошлого года комиссар лиги Дон Гарбер заявил о потенциальном расширении первенства в ближайшем будущем до двадцати восьми команд, причем цена на квоту, словно дрожжи, стремительно возросла и на данный момент варьируется в пределе 150-200 миллионов долларов?
Как бы там ни было, но сейчас заниматься футболом за океаном модно – не то, что пару десятков лет назад.
И во многом данный эффект вызван как раз персоной Бекхэма, годами привлекавшей на стадион толпы новых болельщиков, готовых выложить свои кровные, чтобы хотя бы одним глазком понаблюдать за игрой кумира миллионов.
И это действительно сработало – посещаемость матчей Лос-Анджелес Гэлакси выросла.
Дэвид, сделавший себе имя в Европе, попутно сделал имя и MLS, поспособствовав формированию чемпионата как полноценного бренда – это сегодня Гарбер обсуждает продажу телеправ за девяносто миллионов долларов и приглашает не последних звезд мирового уровня, о чем мог десять лет назад только мечтать в самых сладких снах.
Сумма, кстати, по меркам АПЛ, Примеры или Бундеслиги смешная, но и тут есть нюанс – функционер рассчитывает, что в 2022 году ему удастся выручить уже миллиард. Неплохо.
Поэтому тот факт, что Бэкс по завершению карьеры в 2014 году воспользовался франшизой, никого, в общем-то, не удивил. Да и выбор с Майами тоже ожидаем – одна из самых больших агломераций в США и, что важно, город, в котором отсутствовал профессиональный футбольный клуб, выступающий именно в MLS.
Ведь Майами Фьюжн, к сожалению, в 2001-м канул в футбольную Лету, что, в свою очередь, для Дэвида и его партнеров, боливийского миллиардера Марсело Клауре и британского продюсера Саймона Фуллера, в перспективе открывало необъятные горизонты для развития клуба.
Пожалуй, самым значимым камнем преткновения на пути планов экс-полузащитника являлась постройка стадиона. И, как это ни прискорбно, до сих пор является.
Стадион – обязательное и важнейшее условие, на почве коего, в большей степени, и происходит активация франшизы. Если же со строительством арены возникают трудности, то об участии в элитном дивизионе можно забыть. И это вовсе не шутка – одним из ярчайших примеров, сполна прочувствовавших на себе все тяготы, связанные со стадионом, стал злосчастный Чивас США.
Бывший президент Красно-белых Хорхе Вергара не особо спешил выполнять предписанные указания «сверху», ограничившись арендой Стабхаб Сентер, из-за чего Гарбер, в конце концов, в 2014 году ликвидировал команду, а франшизу благополучно перепродал за 110 миллионов долларов футболистке Мие Хэмм, баскетболисту Меджику Джонсону и группе инвесторов.
К слову, и у новых владельцев прибавилось головной боли – графики анонсированного в том же 2014-м клуба Лос-Анджелес сдвинулись на несколько лет. Как вы думаете, что на это повлияло? Правильно, стадион.
Тем не менее отметим, что строительство комплекса на месте не стоит, деньги тратятся (250 миллионов долларов) и, по подсчетам финансовых аналитиков, все будет готово к 2018 году.
Или же вспомним с помпой возродившийся в 2010-м Нью-Йорк Космос – клуб, казалось бы, поддерживаемый самими Пеле и ныне покойным Карлосом Альберто, где играл Рауль, а роль спортивного директора «примерял» Эрик Кантона.
Впрочем, отказавшись от возведения стадиона, команда обрекла себя на скитание по просторам NASL – городские власти Нью-Йорка оценили землю, где предполагалось строительство, в 400 миллионов долларов, тем самым поставив жирную точку в прогрессе и мотивации команды.
В результате, в начале декабря 2016-го футбольную общественность потрясло известие о том, что Космос вновь на грани краха – все игроки, не получавшие месяцами зарплату, получили статус свободных агентов, а руководство отчаянно искало новых спонсоров.
Все могло закончиться очень печально, но, к счастью, в январе этого года спасательный круг бросил Рокко Комиссо – основатель и глава компании Mediacom Communications Corporation (между прочим, пятым по величине в США вещателем кабельного телевидения) разобрался с долгами и выкупил контрольный пакет акций.
Но если Космос в нынешнем обличии – это, по сути, мертворожденное дитя, то Майами Бекхэм Юнайтед находится где-то на стадии эмбриона.
Снова возвращаемся в 2014-й – довольный Бекхэм, раздавая налево и направо интервью, готовится к реализации, по его словам, детской мечты – созданию клуба, цвета которого будут защищать Касильяс, Видич, Пепе, Пике, Ибрагимович и другие, а на тренерском мостике всем этим карнавалом будет руководить непременно Дэвид Мойес.
Амбиции, бесспорно, наполеоновского масштаба – смотрится красиво, но на словах. На деле – наоборот.
Изначально ничто не предвещало беды – Бэксу обещал помочь лично Дон Гарбер, а знакомый адвокат Джон Алшулер принялся договариваться и продвигать проект в городском коллегиуме.
Дэвид присмотрел неплохое местечко в портовой зоне Майами, разработал план, но от бюрократов услышал решительное «нет» – якобы на тот же участок претендовало ряд круизных фирм для размещения своих офисов.
Внезапно из ниоткуда, словно грибы после дождя, «выросла» общественная организация MIA Seaport Alliance, люто призывавшая дать отпор Бекхэму, мотивируя недовольство чуть ли не дискриминацией простых граждан США. Любопытно, что как только градоначальники удовлетворили «мнение народа», эта организация сразу же исчезла.
В «помощники» подсуетился и мэр округа Карлос Хименес – чиновник предложил участок в центре города, надеясь зарабатывать на консорциуме Бекхэма полмиллиона долларов ежегодно, но футболист прогнозируемо отказался.
Плюс, опять активизировались «притесняемые граждане», но уже не рабочий класс, а бомонд – некая Downtown Neighbors Alliance «засыпала» мэра жалобами – мол, «сооружение изуродует вид из близлежащих люксовых домов, создаст пробки и испортит новый парк». Дэвиду оставалось разводить руками.
Вскоре появился и третий вариант – построить арену в Маленькой Гаване, возле бейсбольного стадиона Марлинс, но частники и там подставили подножку, запросив у консорциума Майами Бекхэм Юнайтед просто астрономические суммы.
Выход все же нашелся, но явно не самый лучший для Дэвида – возвести комплекс в Овертауне, располагающемся в окрестностях города. Ладно, если бы лишь это – отдаленность от центра, – но Овертаун считается неблагополучным и криминогенным районом, где уровень преступности достаточно высок. Пойдут ли туда фанаты – вопрос, так сказать, риторический.
Купив шесть акров земли за 19 миллионов долларов для строительства 25-тысячного стадиона, Бэкс и компания осознали, что им не хватает еще трех. И вот здесь Карлос Хименес, ранее радостно одобривший постройку в Овертауне (еще бы – подтянется инфраструктура за счет частного вливания), по крайней мере, пока что бессилен.
На днях мэр заявил, что позаботится о «деле» звезды, невзирая на негативную реакцию некоторых городских комиссаров, предпочитающих направить «ресурсы для реализации чего-либо полезного для общества».
По факту, экс-футболист вернулся к начальной стадии переговоров, которые длятся более трех лет.
Сейчас дошло до того, что над Бекхэмом откровенно подшучивают – социальные сети вовсю высмеивают выбор района Овертаун, а СМИ напоминают о том, как Дэвид, вместо того, чтобы с первых дней продавливать свою затею, тусовался на радио Райана Сикреста, где обсуждал празднование дня Святого Валентина.
Долго ли еще ждать, и лопнет ли терпение у Дона Гарбера? Гарбер понимает, что Бекхэм способен дать MLS еще больше, поскольку команда с его именем гарантирует массовый переворот в сфере популяризации соккера, а рынок Майами станет потенциально прибыльным.
Пока что глава все же сохраняет тактичность, тщательно скрывая сроки действия франшизы, но что будет с двадцать четвертой командой, похоже, доподлинно не знает и сам Бэкс.
Здесь следует напомнить и том, что функционер уже сделал «предупредительный выстрел», тонко намекнув в декабре 2016-го, что MLS, в принципе, может обойтись и без Бекхэма. Ведь как гласит поговорка, семеро одного не ждут.
sportarena.com
фото: Kapa Dapena, Marco Ruiz, HunterKerhart.com, InsideSoCal.com, lafc.com, thenational.ae
=
См. также:
Бекхэм может открыть футбольный клуб не в Майами, а в Лас-Вегасе