До Олимпийских игр в Токио – меньше года. Несмотря на готовность почти всех арен и сверхтехнологичность турнира, даже у педантичных и организованных японцев хватает проблем.
Основная проблема современных Олимпиад – дороговизна. С каждым годом стран, претендующих на главный турнир, все меньше. Когда расходы на Сочи-2014 перевалили за 50 млрд долларов, в МОК поняли: скоро мест для проведения Игр не останется вообще.
В конце 2014-го МОК утвердил «Повестку-2020», призванную изменить развитие олимпийского движения. Годом ранее Токио стал столицей Олимпиады-2020.
Первоначальный бюджет Токио-2020 – 7 млрд долларов – вполне соответствовал новой политике МОК по снижению трат на Игры. Однако за 6 лет расходы на строительство объектов возросли почти до 13 млрд, а общие траты организаций, вовлеченных в подготовку, достигли 25 млрд.
Японцы борются с возрастающими затратами: проект главного стадиона Игр разработала модный британский архитектор Заха Хадид, и оценивался он в 2 млрд долларов. Японцев не впечатлил ни макет, ни бюджет; организаторы отмели вариант Хадид и привлекли местного архитектора Кэнго Кума с более лаконичным дизайном и сметой почти в два раза меньше – 1,25 млрд.
Японцы заметно сократили расходы, грамотно распорядившись наследием Олимпиады-1964 и той инфраструктурой, которая в городе уже была: из 42 объектов – лишь 8 новых и 10 временных, остальные 24 – уже функционирующие площадки и здания.
При этом оргкомитет Токио-2020 соглашается с расходами только в 5,6 млрд, ссылаясь на то, что остальные 20 млрд, потраченные правительственными организациями, ушли на улучшение инфраструктуры города и послужат японцам после окончания Игр.
Олимпиада в Японии установила рекорд по вливанию средств местных спонсоров: 3 млрд долларов. В Лондоне-2012 (прежний рекорд) был всего 1,1 млрд. Это связано с большим ажиотажем вокруг Игр и их популярностью как в самой Японии, так и за ее пределами: билеты на соревнования уже сейчас достать трудно.
Проблемы с новыми объектами Олимпиады преследовали организаторов не только на стадии утверждения, но и во время строительства.
Национальный стадион Токио (тот самый, дизайн которого поменяли из-за дороговизны) планировали сдать еще летом-2019. Арена должна была принять открытие и финал Кубка мира по регби, но сроки сначала сместили на ноябрь, а затем на 2020-й.
Международная организация работников строительной и деревообрабатывающей промышленности (BWI) расследовала, как организована работа на стройплощадках Олимпиады. BWI опросила работников, и выяснилось, что условия труда в Токио не просто тяжелые, а опасные.
В Японии и до этого были проблемы с соблюдением норм на стройках; планировалось, что Олимпиада это изменит, но ситуация лишь усугубилась. К маю на строительстве олимпийских объектов умерли по меньшей мере двое – об этих случаях известно.
В 2017-м родители 23-летнего работника, участвовавшего в реконструкции Национального стадиона, обратились к правительству с требованием признать самоубийство сына кароси (японский термин, обозначающий смерть от переработки). За месяц перед смертью парень отработал сверхурочно 200 часов (при шестидневной рабочей неделе это плюс 8 часов в сутки). В итоге отдел по трудовым нормам признал, что смерть строителя связана с работой.
Основная причина жестких графиков – острая нехватка рабочей силы в Японии. Министерство строительства предсказывает, что к 2025 году отрасль столкнется с дефицитом работников: в Японии не досчитаются почти миллиона строителей. Те, кто занят возведением олимпийской деревни, работали 28 дней подряд, на реконструкции стадиона – 26 дней.
В оргкомитете Токио-2020 ознакомились с отчетом BWI, но не согласились с выводами. По сведениям организаторов, никаких нарушений на стройках не было. Правда в Японии не слишком пристально следят за сверхурочной работой, что и приводит к проблемам.
Новый национальный стадион – пожалуй, самый проблемный объект Игр. Организаторы рассказали красивую историю о том, что каркас крыши сделают из пород кедра и лиственницы, растущих в каждой из 47 префектур страны. Вот только в феврале 2018-го выяснилось, что 87% остальной древесины приезжает в Японию из тропических лесов Малайзии и Индонезии. Экологическая организация Rainforest Action Network, базирующаяся в США, отправила десяток жалоб как в оргкомитет Игр, так и в МОК. Петицию японским властям подписали более 110 тысяч активистов.
Речь идет о Борнейских горных дождевых лесах, которые составляют около 10% от дождевых лесов планеты. Две жалобы представители RAN доставили в генеральное консульство Японии в Сан-Франциско в костюмах орангутанов. Это не просто забавный флешмоб – по мнению экологов, вырубка лесов навредила калимантанским орангутанам, которые встречаются лишь в этих лесах.
Из борнейской древесины строят не только главный стадион, но и Центр водных видов, а также волейбольную арену «Ариаке» – фанеру используют для опалубки при заливке фундамента зданий.
Не только RAN обратилась к правительству Японии с просьбой прекратить поставки из лесов, находящихся под угрозой исчезновения. Всего в 2016-м около 40 неправительственных организаций направили властям страны петиции и жалобы с призывом использовать древесину из других регионов.
Организаторы заявили, что строительство отвечает всем принципам устойчивости и не вредит лесам – дерево добывают по правилам и не разрушают экосистему. Возможно, оргкомитет лукавит и просто снижает расходы – древесина тропических лесов Малайзии и Индонезии на порядок дешевле японской. Даже местные экологические организации не верят оргкомитету и призывают использовать собственные ресурсы.
Бактерии в заливе, адская жара и возможный тайфун
Олимпиада пройдет с 24 июля по 9 августа. И спортсмены, скорее всего, тоже столкнутся с неприятностями. Главная из них – жара. Июль и август – самые жаркие месяцы местного климата, температура порой достигает 39 градусов по Цельсию. В этом году 24 июля в Токио был 31 градус. А за неделю с 29 июля по 4 августа по всей Японии из-за жары умерли 57 человек, в больнице оказалось 18 347 человек. Больше половины пострадавших – люди в возрасте от 65 лет.
Опасность жары усугубляется высокой влажностью – она поднимается до 80%. В таких условиях легко получить тепловой удар, возникают проблемы с сердцем. Японцы предупреждают болельщиков: к жаре нужно готовиться и не забывать о головных уборах и воде. Но самый большой риск, конечно, для спортсменов. Поэтому все соревнования на выносливость – состязания марафонцев и ходоков – перенесены на раннее утро. Возможно, в охлаждении даже помогут снежные пушки.
Напрашивается логичный вопрос – почему не перенести Олимпиаду на осень, раз летом в Токио такая жара? В 1964-м так и было: столица Японии принимала Игры в октябре, Игры-1968 в Мехико тоже перенесли на середину осени.
Но за последние 50 лет многое изменилось: расписание Игр в большей степени формирует не МОК, а телевизионные компании. Со сроками Олимпиады то же самое – телевизионщики диктуют правила. К тому же расписание соревнований формируется задолго до календаря Игр, так что федерации скорее заставят спортсменов мучиться на жаре, чем перекроят календарь.
Не только климат против Олимпиады в Токио: в августе отменили тестовые соревнования паралимпийцев по триатлону. Причина – высокое содержание бактерий E.coli в Токийском заливе. E.coli – это кишечная палочка, она вызывает тяжелые пищевые отравления у людей и животных.
Раньше содержание бактерий было выше, но благодаря однослойным экранам, установленным в заливе, их стало намного меньше. Накануне Олимпиады установят трехслойные экраны, которые снизят уровень до минимального и безвредного.
Еще одну проблему будущих Игр японцы признали недавно. В начале сентября во время тестовых соревнований по каратэ на Токио обрушился тайфун Факсай. Пострадали около 30 человек, трое погибли, 900 тысяч домов остались без электричества, крупные заводы прекратили работу, а аэропорты отменили 130 рейсов. Скорость ветра достигала 200 км в час.
Организаторы заверили: Япония готова к стихийным бедствиям во время Игр и сделает все возможное, чтобы ничто не помешало ни спортсменам, ни болельщикам. К слову, состязания по каратэ не отменили из-за тайфуна. Главная возможная проблема – перебои с транспортом, но и с этим японцы обещают справиться.
***
Любое грандиозное событие влечет за собой много проблем, Олимпиада – не исключение. Японцы обещают Игры будущего с роботами и беспилотным транспортом, но рискуют остаться без электричества из-за стихийных бедствий, борются за экологичность, но угрожают соседним тропическим лесам.
Tribuna.com
фото: Getty Images, ZUMAPRESS.com, globallookpress.com, twitter.com/tomobataraki_m
=
См. также:
Год до Олимпиады в Токио: потратили $13 млрд, рекордные 42 объекта