Нд, 05.04.2020, 09:49
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход
Меню сайту
Календар
Пошук
Актуальне
Реклама
Будівництво
Чтиво
Статистика

Онлайн всього: 8
Гостей: 8
Користувачів: 0
Технології
Проекти
Flag Counter
Flag Counter
Bigmir
stadiums.at.ua
Главная » 2020 » Березень » 19 » «Уэмбли» чуть не продали из-за долгов, а теперь стадион принимает много концертов и обновляется
12:31
«Уэмбли» чуть не продали из-за долгов, а теперь стадион принимает много концертов и обновляется

Осенью 2018-го «Уэмбли» был одним из самых проблемных стадионов мира. Футбольная ассоциация Англии всерьез обсуждала продажу арены владельцу «Фулхэма» Шахиду Хану за 600 миллионов фунтов. FA мучилась и не хотела дальше содержать стадион: бюджет утекал, сложности только множились.

Невозможно сказать, что «Уэмбли» – невостребованный стадион. Например, во второй половине прошлого года вдобавок к традиционным Суперкубку Англии и финалу регбийного The Challenge Cup он принял два матча мужской футбольной сборной, один – женской, а также две вынесенных игры НФЛ.

В прошлом сезоне жизнь была еще более насыщенной из-за «Тоттенхэма»: лондонский клуб использовал «Уэмбли» как домашнюю арену, пока ждал нового стадиона. Его ввод несколько раз откладывали – команда планировала переехать летом 2018-го, а задержалась на «Уэмбли» до марта 2019-го. За полтора сезона (предыдущий и тот неполный) «Тоттенхэм» провел на «Уэмбли» 48 игр.

Кстати, «Уэмбли» тогда выручил «Тоттенхэм» еще и в сотрудничестве с НФЛ: изначально одна из октябрьских игр тоже должна была пройти на новой арене «шпор», из-за сложностей со вводом в эксплуатацию американская лига пошла клубу навстречу и скорректировала план – в итоге на «Уэмбли» в американский футбол тогда сыграли трижды (а планировалось – дважды).

Главный лондонский стадион очень ценят в УЕФА: на нем, например, провели два финала Лиги чемпионов за три года (второй, в 2013-м, отдали вне очереди в честь 150-летия английского футбола), здесь же изначально запланировали решающие матчи Евро-2020, а в декабре 2017-го к полуфиналам и финалу докинули еще и четыре групповых игры. Тогда гарантировать строительство в срок нового стадиона не смогли в Брюсселе, и вместо готовых на замену Кардиффа со Стокгольмом в УЕФА выбрали вариант с семью играми на «Уэмбли» – столько не будет ни у одной другой арены.

Позже к этому набору добавили финал Лиги чемпионов-2023. К тому же на «Уэмбли» пройдет финал женского Евро-2021: турнир справедливо поделили между небольшими английскими аренами, а топовым отдали только матч открытия («Олд Траффорд») и финал.

Несмотря на такой уровень мероприятий и статус одного из самых узнаваемых стадионов мира, «Уэмбли» оказался в очень сложной финансовой ситуации и в управленческом кризисе.

«Уэмбли» проводит столько топовых ивентов, но с деньгами все равно проблемы. Как так?

Главное – стоимость содержания гигантского объекта. Второй фактор, который мешает зарабатывать больше – консервативная позиция британского общества в отношении арены. Ее небезосновательно считают одним из символов страны или как минимум столицы, поэтому у «Уэмбли» вряд ли когда-либо появится, например, коммерческое название – а это могло бы серьезно улучшить финансовое положение.

Стадионом управляет FA – это мощная в спортивной части организация, которая долго не могла реализовать потенциал «Уэмбли» как концертной площадки.

Реконструкция «Уэмбли» стоила 757 миллионов фунтов, арену в обновленном виде открыли в 2007-м, а FA до сих пор должна более 150 миллионов из этой суммы. Журналист The Guardian в материале о сложной финансовой ситуации «Уэмбли» и возможной продаже арены возмущенно подчеркивал, что футбольные управленцы вообще зря ввязались в такой дорогостоящий проект: потратили лишние деньги, которые можно было пустить на тысячу новых полей по стране, а «Уэмбли» вместо символа английского футбола превратили в проблемный объект.

К тому, что управлять стадионом должен кто-то другой, вели и провалы вроде ужасного поля. Через десять дней после боя Джошуа – Поветкин на «Уэмбли» в Лиге чемпионов играли «Тоттенхэм» и «Барселона», и газон был ужасен:

В течение десяти с лишним лет после реконструкции ни разу не модернизировали систему освещения – в итоге к Евро-2020 только в нее понадобилось вложить около двух миллионов фунтов.

«Уэмбли» почти продали американо-пакистанцу. Все было согласовано, сделка сорвалась в последний момент

Продажа «Уэмбли» была почти готова, стадион чуть не перешел в руки Шахида Хана, американского бизнесмена пакистанского происхождения. Он в английском футболе давно: ему с 2013-го принадлежит «Фулхэм».

Хан до 16 лет жил с родителями в Пакистане, уехал в США учиться с 500 долларами на несколько месяцев от папы и мамы, но затем поднялся на производстве автомобильных бамперов и других комплектующих – сейчас они установлены примерно на 2/3 машин, проданных в США.

Состояние Хана – больше 7 миллиардов долларов, место в топе рейтинга Forbes не вызывает сомнений, однако легкий гугл показывает много историй про сомнительные методы управления: предпринимателя не раз обвиняли в недостаточном соблюдении норм безопасности и гигиены на производстве, в запугивании и занижении зарплат рабочим из небогатых стран (например, франкоговорящим иммигрантам из Конго).

За два года до «Фулхэма» Хан приобрел команду НФЛ «Джэксонвилл Джагуарс» из Флориды. Лондон ему был интересен еще и как точка соприкосновения с интересами лиги.

В целом синергия вокруг Лондона и конкретно «Уэмбли» существует и без Хана (те самые матчи регулярного чемпионата, с 2007-го в Лондоне в рамках NFL International Series провели уже 21 игру, 18 из них – именно на «Уэмбли»), его «Джэксонвилл» в 2013-м договорился о ежегодных поездках в Англию на четыре сезона, затем договоренность продлили.

Существовала вероятность, что в случае покупки «Уэмбли» Хан договорится с НФЛ и «Джэксонвилл» будет проводить чуть ли не все домашние матчи регулярного сезона (с сентября по декабрь) в Лондоне. Тогда, например, сборной Англии пришлось бы отказаться от игр на «Уэмбли» в самый ритмичный и насыщенный период, когда паузы предусмотрены трижды в течение трех месяцев.

Естественно, по этому поводу в Англии переживали многие: идея превращения «Уэмбли» в арену для американского футбола пугала. Даже португальский тренер «Суонси» Карлуш Карвальял сравнивал сделку по «Уэмбли» с продажей Биг Бена или Букингемского дворца. Местные – тем более.

По поводу будущей сделки осенью 2018-го были обеспокоены даже в аппарате британского премьер-министра. Официальный представитель Терезы Мэй тогда настоятельно советовал FA принять во внимание культовый статус объекта.

Хан не верил, что что-то может пойти не так, и смело раздавал комментарии о том, как будет использовать арену: утверждал, что ценит традиции и не собирается их ломать. FA до последнего была настроена получить от Хана около 600 миллионов фунтов и оставить за собой управление только кейтерингом арены (оборот этой части проекта оценивают в 300 миллионов). Однако на финальной стадии что-то пошло не так (что-то непубличное), и бизнесмен вместо того, чтобы объявить о сделке, отозвал свое предложение.

Сразу после этого FA получила еще один запрос – от финансовой компании IPSX – на те же 600 миллионов. Но не сложилось и с ними. Потому что в ассоциации (а для продажи нужно было одобрение большинства из 127 членов) решили перезагрузиться и все же разобраться с «Уэмбли» самостоятельно. Вскоре об уходе объявил гендиректор FA Мартин Гленн, который поддерживал идею продажи.

Боссы «Уэмбли» стали слушать концертных промоутеров, чтобы облегчать им жизнь. Сработало

Вместо Гленна главным в ассоциации стал Марк Буллингэм – он перераспределил влияние среди топ-менеджеров в пользу тех, кто занимается неспортивными мероприятиями, в особенности – концертами. Босс «Уэмбли» понял, что стандартный набор футбола у арены, если она стабильно будет готовить качественное поле, никто не отнимет, ближайшие главные события УЕФА и так уже отдал – все располагает к более интенсивному развитию в других направлениях.

Больше свободы получил генменеджер Лиам Бойлан, который присоединился к команде в 2017-м после 14 лет работы концертным промоутером. «Я работал в этой индустрии на другой стороне, поэтому отлично знаю, чего хотят промоутеры от площадки, – рассказывает Бойлан в интервью Pollstar. – Они ведь перемещаются с артистом из города в город, детали везде отличаются. И если ты заранее облегчаешь им работу – организовываешь проезд для грузовиков, готовишь базовые элементы заранее – они проникаются. Например, пару лет назад работу на стадионе можно было начать только через 24 часа после футбольного матча, теперь – уже утром после вечерней игры. Эти полдня – очень много для промоутеров, они это ценят».

Генменеджер перечисляет множество приятных нововведений: например, теперь приезжающие команды артистов могут пользоваться модульным кухонным комплексом – решается важный бытовой вопрос. На таких деталях и строится новая политика «Уэмбли»: очевидно, что не всем нужна такая большая арена, многие при прочих равных даже боятся этих масштабов, но руководство стадиона идет навстречу, облегчает задачу и подталкивает к выбору именно «Уэмбли».

«Я задаю промоутерам, которые у нас работают, простой вопрос: назовите три вещи, которые вас тут раздражают? – объясняет Бойлан свой подход. – Услышав ответ, я иду и стараюсь это исправить. Когда можно отбить друг другу пять после очередного ивента, я этого не делаю. Вместо этого обращаюсь к тому неприятному, что все-таки мешало работать».

Благодаря такому подходу 2019-й – первый полный год после решения не отдавать стадион в чужие руки – стал рекордным и по количеству крупных неспортивных мероприятий, и по обороту. «Уэмбли» принял 38 концертов, общая выручка – 102 миллиона долларов.

Кроме шикарных суммарных показателей, боссы «Уэмбли» выделяют ключевые ивенты года: например, они сумели провести шоу корейского k-pop бэнда BTS (если вы его не знаете, вот способ осознать популярность: 28 февраля клип BTS установил рекорд YouTube – премьеру одновременно смотрели 1,54 миллиона пользователей). Они дали два концерта, 1 и 2 июня (в сумме 114 583 проданных билета, это принесло 13,5 миллиона долларов), а выручку от продажи мерча коммерческий директор «Уэмбли» Джеймс Тэйлор охарактеризовал как «невиданную ни на одном концерте в истории арены».

Два концерта Pink (145 230 билетов, 16,5 млн), три шоу Spice Girls (221 971, 27,3 млн), а также выступления Eagles, Билли Джоэла, Bon Jovi и других – все в течение одного лета, а точнее, всего за шесть первых недель. Ведь у стадиона есть лишь небольшое окно между финальными матчами плей-офф низших лиг (проходили до 27 мая) и Суперкубком (4 августа).

«С коммерческой точки зрения все шоу были фантастически хороши, но, чтобы принять такое количество, пришлось максимально оптимизировать все детали, – рассказывает Тэйлор. – Например, мы уместили концерты Bon Jovi, Билли Джоэла и Eagles в три дня, они шли друг за другом 21, 22 и 23 июня. Да, понадобилось синхронизировать работу сразу нескольких команд и многих служб, зато эти три дня – прорыв с точки зрения экономики стадиона».

Зиму-2019/20 руководство «Уэмбли» потратило на обновление: 9 миллионов фунтов вложили в новый свет и звук. Закончили как раз к финалу Кубка лиги 1 марта.

Из-за Евро на концерты не останется времени, но руководство «Уэмбли» уже полгода принимает заявки на полтора-два года вперед. Благодаря доброжелательному отношению к промоутерам стадион быстро добился авторитета в этой индустрии.

И главное: после такой перезагрузки у FA больше нет соблазна продавать «Уэмбли». «То предложение было очень хорошим, мы были обязаны его рассмотреть, – говорит коммерческий директор Футбольной ассоциации Марк Барроуз. – Но стадион не продается. И если предложение поступит снова, наше финальное решение будет таким же. Мы ни о чем не сожалеем. Отказав, мы все сделали правильно».

Sport Connect

фото: Sky Sports, careers.thefa.com, thesun.co.uk, pollstar.com

=
См. также:
«Уэмбли» – это не только футбол. Здесь прошел, возможно, величайший концерт Queen



Просмотров: 101 | Добавил: stadiums | Теги: Вемблі, лондон, фото, відео | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляється системою uCozПри использовании информации и материалов с данного ресурса, гиперссылка на stadiums.at.ua обязательна. Copyright MyCorp © 2020