Расскажу о домашнем стадионе генуэзской Сампдории. Называется он Стадио Комунале Луиджи Феррарис (Stadio Сomunale Luigi Ferraris), вмещает 36 536 зрителей, находится в
центральной части Генуи. Генуя же, расположена в гористой местности у
Средиземного моря на севере Италии. Численность населения этого древнего
города составляет около 600 тыс. Отсюда приблизительно в радиусе 150 км
(+/-) находятся Монако, Парма, Пьяченца, Милан и Турин.
Как и абсолютное большинство итальянских стадионов, принадлежит Стадио
Луиджи Феррарис городскому муниципалитету. По вместимости это 13-й
стадион в стране (с учётом строящегося нового Делле Альпи). Если брать
по уровню и классу стадиона, то лучше в Италии лишь римский и туринский
Стадио Олимпико, строящийся туринский Делле Альпи и миланский Сан Сиро.
Ну и где-то так близкими по классу ещё можно назвать Стадио Сан Никола в
Бари, Стадио Сан Пауло в Наполи и Стадио Нерео Рокко в Триесте.
Построен Стадио Луиджи Феррарис в 1911 году. Скоро будет праздновать своё столетие. Реконструировался он много раз. Наиболее масштабные
реконструкции были в 1933, 1947, 1949, 1980 годах. Нынешний облик
приобрёл в 1989 году (когда был реконструирован под ЧМ-90). На тот
период приходятся и самые большие успехи в истории Сампдории - два Кубка
Италии, выигранная Серия А (в чём поучаствовал и наш всем хорошо
известный соотечественник), а также победа в Кубке обладателей Кубков и
финал Кубка Чемпионов.
Но не стоит забывать и о другом клубе, для которого Стадио Луиджи
Феррарис является не менее (а по сути даже более) родным. Я имею ввиду
клуб Дженоа. Если Сампа была образована лишь в 1946 году, то Дженоа к
тому моменту уже успела четырежды стать серебренным призёром, а главное -
целых девять раз выиграть чемпионат страны. И, в общем-то, все (кроме
последней) реконструкции стадиона были ориентированы, в первую очередь,
на Дженоа.
Главные этапы реконструкции стадиона можно проследить в этом десятиминутном ролике:
После реконструкции 1989 года (а фактически, на тот момент,
строительства одного из самых современных стадионов Европы) Стадио
Луиджи Феррарис принял четыре матча ЧМ-90. Это были три матча в группе С
(Коста-Рика - Шотландия, Шотландия - Швеция, Швеция - Коста-Рика) и
матч 1/8 финала Ирландия - Румыния.
Имя Луиджи Феррариса присвоили стадиону в 1933 году. Он был футболистом
Дженоа, воспитанником клуба, а впоследствии капитаном команды. Во время
Первой мировой войны мобилизован в армию. Погиб в 1915 году. Награждён
серебренной медалью за доблесть.
В
2007 году здесь провели небольшую косметическую обновку. Честно говоря,
стадион уже успел "износиться" и требует более серьёзного ремонта.
Впрочем, если учитывать то, в каком состоянии находится большинство
итальянских стадионов, то претензии к этому стадиону будут неуместными.
Нельзя не отметить, что именно на Стадио Луиджи Феррарис совсем недавно
13 октября случился нашумевший скандал с хулиганскими выходками и
отменой матча Италия - Сербия:
На стадионе довольно много всякого рода ограждений, ограждающих сеток и барьеров для зрителей.
Веб-камера с видом на стадион, установленная на склоне горы. Здесь
хорошо виден (если смотреть в светлое время суток) красивый генуэзский
ландшафт - с одной стороны горы, с другой море:
С архитектурной точки зрения Стадио Луиджи Феррарис абсолютно уникален. Во-первых,
он находится на берегу поймы высохшей реки, Которая, насколько я
понимаю, наполняется во время сезона дождей и паводков. С северной,
южной и восточной сторон стадион плотно ограждён жилой застройкой. Таким
образом, единственным местом, где могли бы концентрироваться болельщики
- это сторона западная, как раз выходящая на реку. Здесь над рекой
построен широкий мост, который одновременно служит и предстадионной
площадью, а заодно и парковкой.
Кликабельные фото с описанием:
Стадио Луиджи Феррарис.
Вид с гуглмапа. 700 метров вниз по реке по тому же принципу (сверху над поймой реки) построен центральный вокзал Генуи.
Ещё один ракурс.
И ещё один.
Во-вторых, Стадио
Луиджи Феррарис имеет четыре админ.здания в углах стадиона. Отсутствие
угловых секторов можно назвать английским стилем, но наличие там
симметрично расположенных зданий, на 89 год было весьма оригинальным. Да
и сейчас я могу припомнить лишь один стадион, который по архитектурной
концепции копирует Стадио Луиджи Феррарис - это, построенный в Порто под
Евро-2004, стадион португальской Боавишты - Эштадиу ду Бесса (Estadio
do Bessa).
Эштадиу ду Бесса.
Эштадиу ду Бесса. К
слову, на этом стадионе, на сколько я могу судить, самое близкое в мире
расстояние до поля со второго яруса трибун.
Но Стадио Луиджи
Феррарис всё равно сложнее и оригинальней. Хотя бы из-за своих
квадратных вышек, на которых держатся вспомогательные конструкции
крепления крыши.
Также интересно,
что внутри этих вышек установлены прожекторы освещения. Находятся они не
только там, а ещё и по периметру козырька крыши. Но основная часть
искусственного света обеспечивается вышками. Очень уместно здесь и
освещение трибун, имеющееся в потолке над головами зрителей. Важная
мелочь, которую почему-то на многих даже современных стадионах иногда
принято игнорировать. Между тем, на таких стадионах как ОСК Металлист
подобный глоток света над зрительскими головами был бы очень кстати.
Трибуны Стадио Луиджи Феррарис. Оба цветных табло висят на угловых фасадах.
На матчах с большим ажиотажем в окнах и проёмах этих угловых зданий обычно торчит множество лиц.
Схема трибун Стадио
Луиджи Феррарис. Западная трибуна и трибуны за воротами имеют по два
яруса. При этом нижний ярус Южной и Северной трибуны имеет деление на
две секции. А Восточная трибуна состоит из трёх полноценных ярусов.
Восточная трибуна.
Восточная трибуна.
Южная трибуна.
Тифози Сампы на трибунах Стадио Луиджи Феррарис.
Вид на поле из ложи прессы.
Фасад Стадио Луиджи
Феррарис. Жёлтый арочный элемент фасада здесь является исторической
частью ещё старого стадиона. Чуть дальше на этом фото виден и
центральный вход на стадион.