Почему не было ночных гонок в ХХ веке?
Долгие годы Гран-при проводились только в светлое время суток. Причин было много: начиная с того, что классические автодромы, входящие в календарь чемпионата мира, не оснащались осветительной техникой и заканчивая тем, что заезды смотрели в основном европейские зрители, самым удобным временем просмотра для которых были часы после полудня. Учитывая, что большинство этапов «Ф-1» проходили как раз в Европе – менять время старта гонок никто и не думал.
Из-за чего все изменилось?
В новом тысячелетии в календаре стало появляться больше азиатских этапов, которые для основной телеаудитории начинались в ранние утренние часы. Так родилась идея переноса старта на вечер – на эту мысль промоутера «Формулы-1» Берни Экклстоуна натолкнул руководитель команды «Ягуар» Бобби Рэйхол, который привык к ночным этапам во время работы в американских гоночных чемпионатах.
Тем не менее, сразу реализовать новую идею Экклстоуну не удалось – все попытки заставить организаторов Гран-при Малайзии, Австралии и Японии перенести время проведения гонок закончились безрезультатно, поскольку владельцы построенных автодромов не желали устанавливать очень дорогую осветительную технику и переделывать трассы.
Когда прошла первая ночная гонка?
Провести первую ночную гонку «Формула-1» смогла только в 2008 году – в Сингапуре. В городе-государстве все равно создавали новый трек, так что заодно установили и более 1500 осветительных приборов. Эти устройства разработали так, чтобы они оптимально распределяли световой поток и при этом не слепили в глаза пилотов. Кроме того, их равномерно распределили по трассе с одной стороны (среднее расстояние – 4 метра) – чтобы тени от болидов были минимальными, а свет при этом не мешал работе телевизионщиков. Общая яркость системы составила 3 килолюкс (к примеру, на стадионах освещение достигает 0,8 клк).
Что произошло после?
Гонка в Сингапуре оказалась очень зрелищной и успешной, поэтому вскоре в «Формуле-1» появились другие этапы, проходящие в темное время суток: в 2009-м – в Абу-Даби, а в 2014-м – в Бахрейне. При этом гонка в пустыне Сахир близ Манамы входила в календарь чемпионата с 2004 года, но лишь спустя 10 лет стала ночной – Экклстоун убедил местных шейхов в том, что перенос старта пойдет на пользу всем: во-первых, вечером не так жарко и командам проще работать, а во-вторых, грязно-желтое окружение не бросается в глаза и автодром под светом софитов начинает играть новыми красками.
Теперь Гран-при Бахрейна считается одним из самых красивых в «Формуле-1».
Сейчас ночные гонки – популярный тренд среди богатых этапов, и все больше стран желают организовать гонку под искусственным освещением. В частности, в 2017 году может пройти ночной Гран-при России.
Tribuna.com