Репортаж с матча «Шахтера» в Германии.
В Европе есть клубы, которые пробивались в Лигу чемпионов из низов. Взять, например, «Хоффенхайм». Скромный деревенский клуб за считанные годы прошел путь практически от любителей до участника самого престижного европейского турнира. Успели ли немцы подготовиться, чтобы соответствовать всем нормам УЕФА? Чтобы узнать это, автор "26-й блог" на Tribuna.com пробрался в багажный отсек самолета «Шахтера» и полетел в Германию.
Дом болельщиков и пустые кассы
Автобус с прессой приехал на стадион за два часа до матча. Но уже тогда вокруг секторов было людно.
Сам стадион находится не в Хоффенхайме, а в районе города Зинсхайм. Впрочем, жителям деревни не так долго добираться сюда – 10-15 минут и они на месте. Времени до начала матча было еще много, но парковка уже была заполнена на треть.
На ней было отведено специально место для автомобилей с инвалидами. И представьте себе – никто кроме инвалидов там не парковался.
Рядом с парковкой стояло небольшое белое здание. Изначально показалось, что люди, собравшиеся возле него, стоят в очереди в туалет. Я занял очередь, но уже через полминуты понял, что их лица не выражают тревожности, присущей тем, кто спешит в туалет. Люди выходили оттуда со стаканами и едой. Оказалось, что это дом болельщиков «Хоффенхайма». Там они затариваются пивом, сосисками в тесте и другими типичными атрибутами немецких фанов.
Двое ребят рассказали мне, что это место клуб выделил только для фанатов их команды. Здесь они собираются, чтобы скоротать время до игры, обсудить последние новости, поделиться прогнозами. «Только для нашего сообщества». Не знаю, что они делают с чужаками, но долго я там решил не задерживаться.
Стоит заметить, что не было и никакой предматчевой развлекательной программы, что часто делает «Шахтер». Единственное развлечение – фото с талисманом. Он олень и его зовут Хоффе.
А вот так выглядели кассы стадиона за полчаса до матча. За полчаса. До решающего матча. В Лиге чемпионов.
А теперь вспомните, какая вакханалия творится за 20 минут до начала матчей украинских команд в еврокубках. Даже жители деревни идут в ногу со временем. Мужчина лет 40 рассказал, что здешние болельщики предпочитают покупать электронные билеты и клуб помогает им в этом, максимально упростив процесс покупки.
Рядом с кассами – небольшая будка. В нее можно сдать свои вещи, которые не хочешь проносить на трибуну. Естественно, не бесплатно. Но немцев ничего не останавливает ради комфортного просмотра.
Неужели здесь есть все для того, чтобы болельщики ни о чем кроме футбола не думали? Я опросил уже начинавших заходить внутрь арены болельщиков. «Один. Скажите хотя бы один недостаток этого стадиона». Но никто так и не смог ответить. Кажется, для них он идеален.
Еда, еда и телевизоры
Если вы когда-нибудь попадете на «Райн-Неккар-Арену» по аккредитации, то никогда не уйдете оттуда голодным. И на предматчевой пресс-конференции, и перед самим матчем, и в перерыве, и после игры там всегда есть еда. Яичница, бекон, бутерброды, салаты, булочки, чай, кофе, газировка. Бери, что хочешь и сколько хочешь. Клуб позаботился о том, чтобы как следует накормить журналистов.
Территория вокруг стадиона была практически идеально чиста. Уверен, если бы я намеренно уронил бутерброд в лужу, то поднял бы его, и он снова был бы чистым. Что это – культура немцев или блестящая работа местных уборщиков? Я так и не понял.
Медпункт работает во время любого мероприятия на стадионе, даже если это пресс-конференция для журналистов. Разболелась голова? Постучи к ним и попроси таблетку. Никто не станет требовать с тебя за это денег или косо смотреть. Проверил лично.
Удивило наличие экранов с трансляцией прямо на местах для журналистов. На «Металлисте» такое было только у Вацко. А тут каждый мог посмотреть в повторе любой момент матча. Отставание в 10 секунд от реального времени только играло на руку. Вот так это выглядело, когда Тайсон удваивал счет на 15-й минуте.
Но минус у этого стадиона все-таки есть – непонятная микс-зона. Комната, в которую футболисты заходят специально, чтобы дать комментарии, разделена на две части бумажными баннерами со спонсорами Лиги чемпионов. Одна – для корреспондентов и операторов, записывающих видео, другая – для обычной прессы. В каждую из них вели разные двери. Но так как было непонятно, из какой из них появится футболист, журналисты перемешались между собой. Впрочем, это совсем мелочи.
В целом же, внутри стадиона для прессы все было организовано практически так же, как и на домашних матчах «Шахтера» в Лиге чемпионов. Красиво, заботливо и комфортно.
Для всего этого «Хоффенхайму» понадобилось 12 лет. Еще играя в региональной лиге, клуб решил строить большой проект. Матчи Лиги чемпионов были только в их смелых мечтах. Но они сделали все, чтобы оказаться готовыми, если чудо случится. Мечтают ли наши провинциальные клубы?
Tribuna.com
=
См. также:
Клуб из немецкой провинции уделывает очень многих по инновациям