Второй матч ЦСКА на новом стадионе посетили 14 080 человек. И это еще народ подошел.
На первых минутах могло показаться, что болельщики но инерции отправились в Химки. Вот и не было их на Третьей Песчаной улице.
В последние годы болельщиков ЦСКА дико раздражали новости и тексты о том, что «Спартак» лидирует по посещаемости домашних матчей РФПЛ.
Армейцы реагировали на это примерно так: «Кроме как посещаемостью, больше «Спартаку» гордиться нечем». И часто добавляли: «Вот появится у нас свой стадион…». «Почему сейчас на карликовом 18-тысячнике трибуны полупустые? Это все Химки!» – убеждали они.
Фактор Химок, конечно, отрицать нельзя. Туда очень проблематично доехать на машине. А если добираться на электричке, то придется идти от станции до стадиона минут 15.
Но фактор Химок, как и все остальные факторы, которыми принято оправдывать низкий спрос на футбол, никогда не был определяющим. А то, что у клуба нет приличной стабильной аудитории, признавать неприятно. И это касается не только ЦСКА.
Болельщики «Зенита» тоже думают, что на их будущем стадионе всегда будет тысяч по 40-50. То, что сейчас на 21-тысячную арену ходят всего по 16-17 тысяч, предпочитают не замечать. И вообще будущий стадион давно проклят.
Стабильной аудитории – такой, как в Англии или Германии, где гарантирован аншлаг независимо от результатов, погоды и курса валют, – в РФ нет ни у кого. Даже у лидирующего в чемпионате «Спартака».
Собрать же аншлаг на матче-открытии – дело нехитрое. Его соберет даже «Томь». Это грандиозное мероприятие, историческое событие, премьера. Это всегда привлекает внимание случайных людей.
Собираются толпы всяких гостей, звезд, тусовщиков, упитанных чиновников. Поэтому посещаемость на матче-открытии – вообще не показатель.
Стабильная аудитория определяется потом. Где-то через полгода после премьеры, когда фактор новизны исчезает. Хотя определенные выводы можно делать и со второго матча.
Скажем, второй матч «Спартака» на «Открытие Арене» собрал 25 620 человек. Второй матч «Рубина» на «Казань Арене» – 34 622. Второй матч «Терека» на «Ахмат Арене» – 21 000.
У ЦСКА – 14 080. В субботу. В адекватное время, не в 13.30 как еще недавно. Против прямого конкурента…
Говорят, на центральные трибуны очень дорогие билеты – от полутора тысяч рублей. Это много.
Поклонники английского (и не только) футбола над этой суммой, конечно, посмеются. Но так уровень футбола в Англии и России несколько отличается. Культура боления, традиции – тоже.
1500 рублей для матча в нефутбольной стране – это много. Зарабатывать на болельщиках – похвальное рвение. Но как бы это не привело к оттоку зрителей с трибун. «Ростов» знает, недавно проходил.
И тем не менее цены на билеты – еще один второстепенный фактор.
У ЦСКА в принципе нет стабильной аудитории, чтобы собирать по 25 тысяч зрителей каждый матч. На «Краснодар» в субботу пришло 14 тысяч. Можно только предположить, сколько придет на условную «Томь» в пятницу или понедельник. Химки, говорите?
В высоких кабинетах давно гуляет миф о том, что с возведением новых стадионов посещаемость РФПЛ значительно улучшится. Глубочайшее заблуждение. Улучшится, но незначительно, почти не почувствуем.
А все потому, что людей надо футболом заинтересовать. А потом уже строить стадионы. Или, что еще лучше, решать эти две задачи параллельно.
Пока же получается так, что в сезоне-12/13, когда новых стадионов еще не было, средняя посещаемость составляла 13 027 человек – против 11 925 в настоящее время. Попробуйте самостоятельно сделать вывод.
Sovsport.ru
=
См. также:
Ген.директор московского ЦСКА: не думаю, что продадим 15 тысяч абонементов