«За «Монако» болеют богатые пижоны, за «Марсель» – хулиганы и преступники. В Ницце живут обычные люди, это лучшее место Средиземноморья, поэтому наш клуб должен быть в топе», – в автобусе по пути на «Альянц Ривьеру» любой фанат «орлят» четко обрисует все расклады Лазурного берега, где бравируют футболом не меньше, чем галечными пляжами.
Существует стереотип, что обитатели французской Ривьеры передвигаются по улицам, задрав нос. Это абсолютно не так – спорткары плывут в одном потоке с малолитражками, обладатели дорогих пиджаков пересекаются на тротуаре с бездомными, и этот контраст всюду. Несмотря на популярность у туристов, Ниццу нельзя назвать богатым и процветающим городом – то же самое можно сказать и про местную команду, которая собирает гроши, как уличные бродяги, но смотрится так же эффектно, как закат на Английской набережной.
Золотая эпоха «Ниццы» осталась далеко в 1950-х, с тех пор в городе сменилось три поколения несчастных фанатов. Вплоть до нулевых клуб лавировал между первой и второй лигами, и только во втором десятилетии XXI века задумался о большем. Все изменилось после объявления в 2010 году – через шесть лет Франция примет чемпионат Европы. «Ницца» отхватила от этого пирога смачный кусок: самый дорогой стадион Евро-2016.
На возведение «Альянц Ривьеры» в пригороде Ниццы потратили 245 миллионов евро. Но сам клуб не выложил ни цента – треть суммы оплатил регион, остальное – частная фирма, которая будет зарабатывать на арене следующие 27 лет. Первой сделкой инвесторов стал договор с немецким страховщиком Allianz (он же купил имя арены «Баварии»), который привязал к названию стадиона свой бренд за 1,8 млн евро в год.
Инновационный сейсмоустойчивый каркас и трибуны на 35 тысяч человек выстроили всего за два года – сейчас на «Ниццу» ходит в два раза больше зрителей, чем на прежний «Стад дю Рей». Внутри «Ривьеры» – музей французского спорта, переехавший из Парижа, и офисные помещения. Хотя комплекс и расположен на городском отшибе, транспортной проблемы не существует – бесплатные автобусы после матчей организованно вывозят зрителей в центр города, а еще есть трамваи и поезда.
Если для докеров мрачного Марселя «Велодром» – это отдушина после изнуряющей смены, а стадион «Луи II» в Монако – печальная пристройка к дорогостоящему кварталу элитного жилья, то «Альянц Ривьера» приманивает ненавязчивостью. Дорогущий стадион одиноко застрял в нескошенном поле – на таких противоречиях и построена жизнь в Ницце, арена передает настроения города.
Посещаемость «Альянц Ривьеры» вообще не коррелирует с результатами «Ниццы»: в 2015 году на футбол приезжают 18 тысяч человек – на 6 тысяч меньше, чем в 2013-м (в год открытия стадиона), но на 10 больше, чем на прежнюю арену.
фото: allianz-riviera.fr, thegaptravelguide.com, gettyimages.com, investincotedazur.com, trainprovence.com, detail.de, pss-archi.eu, leichtonline.com, lecrieurpublic.fr, ogcnice.com, editions-select.com, Pics-Art-Photographie (flickr.com)
Eurosport
=
См. также:
Арена будущего. Как во Франции используют инновации в работе с болельщиками