Зачем на самом деле берлинский клуб затеял краудфандинг.
Пока в Англии всех сводит с ума «Лестер», в Германии историю с похожей сюжетной линией пишут игроки берлинской «Герты».
В прошлом сезоне команда лишь в последнем туре и только благодаря лучшей разнице мячей, чем у «Гамбурга», избежала переходных матчей за право остаться в бундеслиге, а сейчас идет на третьем месте в чемпионате и всерьез настроена впервые за последние 17 лет снова сыграть в Лиге чемпионов. Более того – берлинцы еще и в полуфинал Кубка Германии пробились, чего с ними не случалось с 1981 года.
У «Герты» нет звезд уровня Джейми Варди, но зато есть молодой тренер Пал Дардаи, отказавшийся ради работы в Берлине от должности главного тренера сборной Венгрии, а также амбициозный тандем клубных менеджеров.
Генеральный директор и легенда клуба Михаэль Преетц (на фото) вместе с финансовым директором Инго Шиллером затеяли инновационный проект, благодаря которому успехи клуба в этом сезоне вполне могут стать нормой в будущем.
Во второй половине марта руководители «Герты» обратились к болельщикам команды с необычной просьбой – помочь собрать 1 миллион евро на внедрение и усовершенствование цифровых технологий, которые бы способствовали развитию клуба.
В планах у берлинцев обеспечить современный анализ действий игроков во время игр и тренировок, установить GPS-мониторинг болельщиков, улучшить благодаря новейшим технологиям скаутскую деятельность, а также усовершенствовать работу сайта. Программа развития получила вполне логичное название – «Герта» 4.0».
«Герта» таким образом стала первым клубом бундеслиги, который воспользовался краудфандингом, давно популярной в США и Великобритании и сейчас стремительно завоевывающей немецкий рынок платформой народного кредитования.
Необходимая сумма для реализации определенного проекта берется не в банке, венчурном фонде или бирже, а собирается с помощью большого числа заинтересованных лиц. Вкладчики инвестируют в проект суммы от 100 евро до 10 тысяч, получая за это определенный процент.
Еще одно немаловажное преимущество такой формы кредитования – отсутствие необходимости посещать отделение банка, заполнять документы и прочее. Плюс – личный контроль движения денежных средств.
Впервые о своей инициативе руководство «Герты» проинформировало болельщиков 19 марта, в перерыве матча против «Ингольштадта». Сбор средств стартовал через два дня в 14.00 на сайте кредитной онлайн-платформы Kapilendo, на котором болельщикам для участия нужно было всего лишь зарегистрироваться.
Изначально планировалось, что любой поклонник клуба в течение 60 дней получит возможность вложить свои деньги в проект, но уже через 9 минут и 23 секунды вся необходимая сумма была собрана. «Это невероятно! – рад Инго Шиллер. – Мне сообщили, что с января 2015 года, когда Kapilendo начал свою деятельность, еще ни один проект в Европе не собирал так быстро столько денег».
Такая сумасшедшая заинтересованность болельщиков в предложении «Герты» объясняется не только любовью к клубу, но и весьма заманчивыми финансовыми перспективами.
Дело в том, что Kapilendo предложила очень выгодную процентную ставку – в течение ближайших трех лет каждые 12 месяцев вкладчик будет получать 4,5% годовых. Что почти на 1 процент выше, чем в среднем предлагают немецкие банки.
Kapilendo в такого рода сделках выполняет роль посредника, а также аналитического агентства, которое оценивает уровень платежеспособности заемщика. В шкале Kapilendo существует пять таких уровней: АА – самый высокий, А – высокий, В – средний, С – низкий, D – «лучше не связываться». «Герта» получила уровень «А».
Наверняка на фактор 9 минут и 23 секунд также сыграло то обстоятельство, что за последние 10 лет ни один клуб в трех ведущих немецких футбольных лигах не был признан банкротом.
Теперь всплывает резонный вопрос: зачем же все-таки «Герте», клубу с ежегодным бюджетом в размере 88,5 млн евро, одалживать всего лишь один миллион у болельщиков?
Открыто говорить об этом не принято, но акция на самом деле косвенно затрагивает болезненную для клуба тему строительства нового стадиона «Герты».
Как известно, у всех клубов первой бундеслиги чисто футбольные стадионы. У всех, кроме «Герты» с ее почти 75-тысячной ареной «Олимпиаштадион» (ежегодная аренда обходится клубу в 4,5 млн евро), посещаемость которой в последние годы упала до отметки в 45 615 зрителей в среднем за матч.
Болельщики утверждают, что главная причина в том, что на фоне растущих требований к футболу, как зрелищу, из-за беговых дорожек между футбольным полем и зрителями сильно страдает восприятие игры.
Недавний клубный опрос показал, что 53% болельщиков хотят, чтобы был построен новый чисто футбольный стадион, 23% против этого и остальным все равно.
Руководство «Герты» четко осознает необходимость строительства такой арены, пытаясь равняться на «Баварию», которая всего за 9 лет вместо планируемых 25 компенсировала затраты в размере 340 млн евро на строительство «Альянц Арены».
Но пока, даже несмотря на привлечение в прошлом году солидного американского инвестора в лице компании ККR, «Герта» не может себе позволить выделить на это необходимую сумму в размере 200 млн евро.
Договор аренды «Олимпиаштадиона» заканчивается в 2017 году и совсем скоро руководство «Герты» в виду отсутствия альтернативы будет вынуждено его продлить.
Но уже сейчас берлинцы ведут всесторонний мониторинг инвесторов для строительства новой комфортабельной 50-тысячной арены, рассчитывая, что через несколько лет построить ее помогут в том числе и болельщики.
Пусть даже если для этого понадобится гораздо больше одного миллиона и значительно больше времени, чем 9 минут и 23 секунды.
Нормальний підхід до справи, а вмістимість потрібно планувати більшою ніж 50 тис. - на перспективу (організувати 50-и тисячник з можливістю збільшення трибун на 10-15 тис.глядачів).