Чт, 08.12.2016, 20:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Календарь
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 88
Гостей: 86
Пользователей: 2
stadiums, FeelMyLove
Актуальное
Соцсети
Поделиться
Веб-камеры
Теги
stadiums.at.ua
Материалы сайта:
Видео
Bigmir
Rambler
Flag Counter
Flag Counter
Опрос
Лучший на сегодня проект стадиона
Всего ответов: 129
Опрос
Лучший стадион Испании
Всего ответов: 472
F.A.Q.
stadiums.at.ua
Главная » 2016 » Ноябрь » 6 » Американский архитектор Дэн Мис: «Мы не проектируем стадион — мы инсценируем переживание»
09:47
Американский архитектор Дэн Мис: «Мы не проектируем стадион — мы инсценируем переживание»

В портфолио американского архитектора Дэна Миса — более 15 арен по всему миру. Самые известные из них — Staples Centre в Лос-Анджелесе, прозванный «величайшей ареной в истории», и знаменитая Saitama Super Arena в Японии, способная принимать соревнования по 12 видам спорта.

Сегодня бюро Meis Architects, имея офисы в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, реализует около 20 проектов стадионов и спортивных комплексов по всему миру, включая страны Азии и Ближнего Востока.

Разные по форме, конфигурации, площади, эти объекты схожи в одном: Мис создает не эффектный фон для зрелищных соревнований, но пространство соучастия — подлинного единения спортсменов и их болельщиков.

В своем твиттере вы позиционируете себя как «архитектор, скептик, ненавистник правил...» Почему скептик и почему ненавистник правил?

— Мне всегда было близко то искусство и та архитектура, которые не ограничены никакими догмами. Я высоко ценю дух бунтарства или пиратства... Я пытаюсь взглянуть на вещи иначе, по-своему. Такой подход очень помогает в работе над стадионами, которые, как я убедился, являются весьма жестко регламентируемым типом зданий, особенно в Америке.

Очень немногие архитектурные бюро специализируются в этом направлении, и все они сталкиваются с одним и тем же: к стадионам предъявляется невероятное множество требований, строят их по очень жестким правилам.

Думаю, именно потому, что я оказался в этой сфере новичком, я был открыт для разных возможностей и нашел нечто новое. Я всегда готов оспаривать любые правила.


Стадион Saitama Super Arena в Японии


Стадион Saitama Super Arena в Японии

Сегодня у вас репутация самого влиятельного дизайнера стадионов в мире. Каким вы видите хороший стадион?

— Для меня главное — это создать наилучшие условия для проявления страсти болельщика, тысяч болельщиков. Коллективные переживания — это очень важно. Дело не только в соблюдении обзора контуров поля и в достаточном количестве туалетов. Хороший стадион еще на входе заставляет сердца болельщиков биться сильнее. И болельщики, и команда должны считать стадион своим домом. Игроки должны чувствовать реальное преимущество игры в родных стенах.

Поэтому с самого начала мой подход был таким: мы не проектируем стадион — мы инсценируем переживание.

Вы хотите сказать, что у хорошего стадиона архитектура уходит на второй план?

— В некотором смысле так и есть... Но это не означает, что, проектируя стадион, архитектуру можно игнорировать. Хотя очень многие объекты именно так и сделаны: они ориентированы исключительно на поле, и вы теряетесь, как только попадаете внутрь.

В нашем Staples Centre мы попытались эту ситуацию в корне изменить — раскрыли стадион на город, визуально связали отдельные его зоны друг с другом. Там легко сориентироваться — вокруг арены большие открытые холлы, и вы видите, как люди циркулируют по всему периметру, понимаете, куда и зачем они направляются.

Кроме того, стадион должен, на мой взгляд, быть композиционно и архитектурно связан со своим окружением. В Лос-Анджелесе мы вписали здание в городскую среду.

А в Риме, где строится новый стадион для команды AS Roma, мы создаем оболочку, которая визуально напоминает о временах Колизея. Кстати, мы используем мрамор из того же карьера, откуда добывался мрамор для Колизея. Для меня строить стадион в Риме и не сослаться на самую важную историческую арену Вечного города было бы немыслимо.

Итак, проектом стадиона мы создаем некое переживание и опыт, а также фиксируем характер или историю места.


Проект стадиона для футбольного клуба AS Roma


Проект стадиона для футбольного клуба AS Roma

Это действительно непохоже на то, как стадионы проектировались раньше. Где вы черпаете свои идеи? Заимствуете ли опыт проектирования объектов других типологий?

— Вы знаете, я работал над многими гражданскими зданиями, прежде чем стал специализироваться на стадионах. И я всегда задаюсь вопросом — почему мы не можем превратить стадион в достойное гражданское здание?

Нередко к поискам подталкивают и заказчики. Помню, во время нашей первой встречи с заказчиком стадиона Пола Брауна он спросил: «Наш стадион должен обязательно выглядеть как другие стадионы с трибунами по всему кругу? Но ведь угловые места очень тяжело продать!».

Этот вопрос заставил нас задуматься, вдохновил на интересные исследования, и в результате мы создали стадион с открытыми углами, с ярким внешним обликом.

А потом мы работали над стадионом в Филадельфии и предложили похожие открытые углы, но заказчиков беспокоило, не будут эти проемы способствовать образованию сквозняков, которые, в свою очередь, могут повлиять на исход игры.

В итоге мы предложили закрыть углы пешеходными рампами, а когда они были построены, оказалось, что эти рампы очень привлекательны для болельщиков, которые нередко оттуда смотрят всю игру, даже не подходя к своим местам. Так что дизайн способен изменить поведение болельщиков — и это всегда нужно учитывать.

Какой стадион вы бы назвали лучшим современным стадионом мира?

— Я часто бываю на бейсбольном стадионе Wrigley Field, построенном в 1914-м году. Это дом чикагских Cubs. Стадион очень органично вплетен в городской район. Через дорогу от него частные дома, жители которых могут наблюдать за игрой с собственных крыш. Это потрясающе.

Я также был на футбольном стадионе «Морумби» в Сан-Паулу. Игра была обычная, но сам стадион обладает потрясающей мощью.

Еще один замечательный стадион — «Олимпико» в Риме. Этот старый стадион был назван так к Олимпиаде 60-го года; с тех пор его неоднократно перестраивали, в том числе и для чемпионата мира 1990 года. Это прекрасный стадион — несмотря на наличие в нем беговой дорожки, увеличивающей расстояние между зрителями и игроками.

Нужно заметить, кстати, что Олимпиада — это чуть ли не единственная причина, по которой объединяют беговую дорожку с футбольным стадионом. Поэтому строить такие олимпийские стадионы особенно непросто, а после игр столь же сложно использовать.

Среди более современных я бы выделил «Альянц Арену» в Мюнхене по проекту Херцога и де Мерона. Это очень талантливые проектировщики, всегда удачно находящие убедительный образ.


«Альянц Арена» в Мюнхене по проекту Херцога и де Мерона

И, конечно же, ваш собственный Staples Centre в Лос-Анджелесе, который был назван «величайшей ареной в истории». Что необычного в этом комплексе?

— Я всегда смущаюсь, когда мне говорят что-то подобное. Но я думаю, главное, что выделяет Staples Centre, — то, что он зарабатывает больше денег, чем любая другая площадка. Там проходит более 300 мероприятий в год. Мы создали по-настоящему универсальное и гибкое здание, которое предоставляет самые широкие возможности и приносит максимальные прибыли.

Комплекс очень экологически устойчив, потому что никогда не простаивает. В нем базируются сразу пять профессиональных команд — одна хоккейная и четыре баскетбольные. Эти два вида спорта хорошо сочетаются, потому что в одиночку хоккей не может обеспечить круглогодичную загрузку комплекса.

Также Staples Centre всегда задолго бронируется для популярных концертов и зрелищ, включая такие престижные, как церемония награждения «Грэмми».

Здание находится в районе, который раньше считался весьма отдаленным, но востребованность комплекса изменила отношение людей к топографии — сейчас это очень динамично развивающаяся территория.

Получается, что самая большая заслуга этой арены — ее прибыльность? Боюсь, мало о каких архитектурных шедеврах можно сказать нечто подобное...

— Мне кажется, дело не столько в архитектуре, сколько в масштабе многих громких спортивных объектов современности. Взгляните на стадион «Птичье Гнездо» Херцога и де Мерона в Пекине. Мне нравится это здание, но после Олимпиады оно практически простаивает. Потому что банально трудно постоянно использовать такое огромное здание.

Стадионы, предназначенные для американского футбола, заполняются не больше пятнадцати раз в год, ведь непросто организовать рок-концерт на стадионе на 70-80 тысяч мест. Такое случается редко.


Стадион Staples Centre в Лос-Анджелесе


Стадион Staples Centre в Лос-Анджелесе

Расскажите о конкретных правилах и требованиях, выдвигаемых Национальной футбольной лигой (НФЛ) или FIFA, которые следует учитывать при строительстве стадионов. Можно ли построить успешный стадион, ориентируясь на них?

— К примеру, требования FIFA: если вы хотите, чтобы стадион одобрили для участия в мировом чемпионате, вы должны в нем иметь 70 тысяч мест. А НФЛ потребует не меньше 72 тысяч мест, если вы хотите принимать у себя «Супербоул».

К примеру, Сан-Диего планирует построить новый стадион. Им на самом деле не нужен стадион на 72 тысячи мест, 50 тысяч было бы достаточно. Но если они хотят иметь право на проведение «Супербоула» и других турниров, которые приносят огромные деньги в казну города, они вынуждены строить стадион с максимальной вместимостью.

НФЛ также может потребовать определенное количество специальных лож или трибун с повышенным комфортом.

А если сравнить стадионы, спроектированные архитекторами, которые специализируются только на этой типологии, и те, что построены по проектам звезд? У последних есть какие-то преимущества?

— Ну, например, стадион Калатравы в Афинах поражает воображение: он сумел выразить красоту в столь грандиозном масштабе. Но, к сожалению, его проект сильно превысил бюджет и теперь простаивает и разрушается, потому что Афины не нуждаются в таком огромном комплексе...

Вообще не совсем корректно говорить о стадионах от звезд и не-звезд — большинство мастеров уровня Калатравы сотрудничают со специалистами, и в той же Америке они просто по закону вынуждены сразу же ехать в Канзас-Сити и брать соавторов, которые определят все основные аспекты дизайна, включая форму стадиона.

Так, Айзенман в своем стадионе в Финиксе создал лишь оболочку и пространство непосредственно за ней. Поэтому мне нравится быть между экспертами и звездами. А иногда я со звездами соперничаю.

Наша Saitama Super Arena выиграла конкурс, в котором участвовали Нувель, Пьяно, Роджерс... И победил я — мне кажется, потому, что мое решение оказалось наиболее лаконичным.

arch:speech



Просмотров: 530 | Добавил: пинчук | Теги: фото, Дэн Мис | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 пинчук   (09.11.2016 13:12)
Дэн Мис о стадионе для Супербоула 100:
http://www.si.com/nfl/2015/11/18/super-bowl-100-stadium

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCozПри использовании информации и материалов с данного ресурса, гиперссылка на stadiums.at.ua обязательна. Copyright MyCorp © 2016