Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» продолжает анализ посещаемости профессиональных спортивных лиг. На этот раз рассказ о Северной Америке.
В начале ноября завершился сезон в МЛБ – в главной бейсбольной лиге. Завершился уже ставшей легендарной победой «Кабс» из Чикаго. Тем самым, в США завершился «спортивный год», который начинается в начале сентября NFL Kick Off, а финиширует победным хоум-раном в Мировой Серии.
Кроме этого, в середине месяца завершился регулярный сезон в Канадской футбольной лиге, самой неизвестной у нас профессиональной лиге Северной Америки.
В США и Канаде исторически принято понятие «Большая четверка». Это четыре ведущие спортивные лиги, которые уже несколько десятилетий конкурируют между собою за внимание болельщика: НФЛ (американский футбол), МЛБ (бейсбол), НХЛ (хоккей), НБА (баскетбол).
Чуть севернее их уже более ста лет разыгрывается Грэй Кап – главный трофей в канадском футболе. А в последние десять лет активно развивается МЛС, при этом в некоторых аспектах соккер даже превосходит «традиционную четверку». В этой статье мы сравним посещаемости этих шести ведущих лиг между собой.
В таблице приведены все лиги США и Канады, а также главная футбольная лига Мексики. В столбце % указана заполняемость. Все данные приведены за сезон 2015/16, данные НФЛ за сезон 2015.
Так, за прошлый сезон бейсбольные матчи посетило свыше 70 миллионов человек, матчи по футболу около 16 миллионов. Если подсчитать суммарное число всех зрителей американского спорта, то общая аудитория превысит 140 миллионов человек. С учетом игр плей-офф эта цифра превышает население РФ.
В пяти ведущих североамериканских лигах принимают участие франшизы из 41 города, при этом лишь в единицах из них есть одна команда, например в Сакраменто или Джексонвилле. Самый маленький рынок в США расположен в Грин-Бэе, где проживают чуть более ста тысяч человек. Однако, посещаемость «Пэкерс» огромна и этот клуб является одним из самых популярных в стране. Однако, все по порядку.
БЕЙСБОЛ: 70 МЛН ДОЛЛАРОВ ТОЛЬКО НА БИЛЕТАХ
Согласно исследованиями и опросам, молодое поколение американцев куда охотнее смотрит НБА, НФЛ и даже МЛС. Общая аудитория всех матчей МЛБ по итогам завершившегося сезона составляет чуть более 73 миллионов человек.
Да, тут нет ошибки. Каждая команда проводит за сезон 162 игры или на пару меньше, если вдруг игра сорвется из-за дождя. Первая неделя апреля вместе с первыми долгожданными весенними лучами приносит с собой в многочисленные города Северной Америки еще более долгожданный старт регулярного сезона. Заканчивается регулярный сезон обычно в первую неделю октября.
Расписание построено таким образом, что команды проводят не одну игру с одним и тем же соперником, а сразу серию встреч, обычно состоящую из трех игр, реже из двух или четырех. Обычно каждая команда играет 6 дней в неделю и традиционными днями отдыха считаются понедельник или четверг.
В середине мая и в июне проводятся «интерлиговые» матчи между командами Американской и Национальной Лиг. Это необычное зрелище, хотя бы по тому факту, что в разных конференциях играют по разным правилам. Такое характерно лишь для МЛБ.
А теперь представим, сколько зарабатывают команды МЛБ лишь на билетах. Пусть у нас есть условная, но абсолютно средняя команда лиги с абсолютно средней посещаемостью и такой же средней ценой на билеты.
Путем легкого умножения получается 76 миллионов долларов. Это лишь только на билетах, без банковских выписок об покупках пиццы, колы на этих матчах. И без выплат от телевидения и спонсоров. Вот поэтому-то бейсболисты – самые богатые спортсмены мира.
ФУТБОЛ: КАЖДЫЙ МАТЧ, КАК ПОСЛЕДНИЙ
В США и Канаде принято считать футболом то, что у нас именуется как «американский».
В НФЛ самый короткий сезон на всем континенте. Стартовый матч, Kick Off, проходит в первый четверг после американского Дня труда – в начале сентября. В течение следующих 17 недель каждая команда сыграет по 16 матчей – 8 дома и 8 на выезде. Учитывая, что в лиге 32 команды, то календарь у каждой команды разный и он меняется каждый год.
16 игр распределяются следующим образом по очень лютой схеме: 6 внутри дивизиона + 4 против команд из одного дивизиона своей конференции + 4 игры с четырьмя командами из дивизона в другой конференции + 2 игры с двумя командами из своей конференции, которые заняли такое место, как и эта команда. Понятно?
Вот для наглядности схема для чемпиона-2015 – «Денвер Бронкос». В сезоне 2016 колорадцам выпало играть против южного дивизиона АФС, Юга НФС, а также против Цинциннати и Нью-Инглэнда.
Соответственно, исходя из этой схемы видно, что матч противостояние Рассела Уилсона и Тома Брэди возможно лишь раз в 4 года, если они не сходятся в Супербоуле. При этом в Фоксборо, где играют «патриоты», команда Пита Кэррола прилетает лишь один раз за восемь (!) лет.
Так что, практически каждая игра есть событие какого-нибудь масштаба. Что уж говорить – «нью-йоркское дерби» бывает лишь один раз за 4 года.
Из-за столь короткого календаря практически каждая игра имеет сверхвысокий уровень важности. Матчи Sunday Night Football по NBC ежегодно возглавляют топ-рейтингов. Матчи «America’s Team» - ковбоев из Далласа – на День Благодарения смотрят около 35 миллионов американцев.
СОККЕР: РАСТУЩАЯ ЛУНА
Самая динамично развивающаяся лига США. Если еще недавно все подсмеивались над «европейскими футболистами», то уже сейчас соккер навязвал сильную конкуренцию баскетболу и хоккею. История МЛС является примером того, как можно построить и возвысить свое детище, опираясь на собственные же ошибки.
Лига была создана аккурат после чемпионата мира 1994 года. Первый матч прошел в 1996 году, спустя 13 лет после погибшей от конкуренции НАСЛ.
Изначально, руководители планировали сделать эту лигу главной лигой для латинского и испаноговорящего населения и между тем на первых порах они это добились. Однако за 20 лет МЛС претерпела огромные изменения.
В МЛС, в отличии от НБА и НХЛ, открытым текстом говорят, что они не желают расширения на юг, им нужны северные регионы. Так, уже со следующего сезона в рядах МЛС появится «Миннесота Юнайтед».
Главным условием вступления в лигу является четкий план развития франшизы, включающий в себя строительство нового стадиона. Взнос же при вхождение в элиту уже составляет 100 млн. долларов.
При этом, МЛС была и есть очень разнородной по своему составу лигой. В ней есть откровенно непопулярные франшизы, такие как «Даллас» или «Чикаго», которые нужны лишь для продвижения бренда в крупных рынках.
Есть новые команды, такие как «Орландо» или «Нью-Йорк Сити», которые выстроили четкую работу со зрителем. Так, в Орландо долгие годы был очень развит любительский соккер, и руководство «львов» сыграло на этих чувствах.
Руководители «Сити» поступили крайне изощренно: они создали команду для «горожан». Тут небольшое уточнение: исторически первым клубом Нью-Йорка были «Булз», однако стадион команды расположен в Нью-Джерси.
Так вот, создав «NYC», руководство команды наложило на клуб ореол богемности и элитарности. То есть, ты – житель Нью-Йорка, а значит, ты не должен болеть за «быков», ибо это загородом и на него ходят «деревенщины». И эта «акция» с блеском была реализована – жители Нью-Йорка действительно пошли на «NYC». А в лиге появилось еще одно райвалри.
Главным же хэдлайнером традиционно является Каскадия. Это условное название Северо-Запада США, где проживает либерально-настроенное общество. При этом, каскадцы всегда любили соккер, даже в середине 20-ого века.
На данный момент «Сиэттл Саундерс» является одним из самых посещаемых соккерных клубов за пределами Европы. А билеты на «сирен» являются самыми дорогими среди всех спортивных лиг США.
Данные согласно Forbes и рейтингам FCI
ХОККЕЙ: ТРАДИЦИИ ИНОГДА МЕШАЮТ РАЗВИТИЮ
НХЛ уже стоит похвалить за то, что они стали первопроходцами в Неваде. Как пойдет народ на хоккей в Лас-Вегасе – это главная загадка следующего сезона. А пока вот итоги сезона 15/16:
Несмотря на откровенные провалы в посещаемости, НХЛ упорно рассчитывает на «Каролину», «Коламбус» и «Аризону». Главным фактором для руководства лиги являются крупные телерынки. А также грамотное распределение команд в дивизионах – во многом именно из-за этого была отклонена заявка от Квебека.
В НХЛ также очень сильны традиции. Если в НБА посещаемость захолустной команды можно увеличить в разы лишь из-за одного «РешенияТМ», то хоккейный болельщик ходит в основном лишь на те клубы, на которые ходили их отцы.
В числе шести самых посещаемых клуба сразу 4 представителя Original Six, а могло быть и все шесть, если бы арены в Бостоне и Нью-Йорке были под 20 тысяч.
БАСКЕТБОЛ: ЛИГА ЗВЁЗД
Если НХЛ это традиции, МЛБ – это массовость, НФЛ – это исключительность, МЛС – это прогресс, то НБА – это чистейший хайп.
Посещаемость «Кливленда» возрасла в 1,5 раза после возвращения ЛеБрона Джеймса. Домашняя и гостевая посещаемость «Голден Стэйта» увеличилась на 40 процентов после появления «маленькой пятерки». Посещаемость «Торонто» возросла на 20 процентов после того, как за «рапторов» взялся Дрейк.
Вот за что можно хвалить руководителей НБА, так это за способность получить максимальную сиюминутную выгоду даже там, где другие бы отвернулись. «Филадельфия» сливает сезоны ради мифической перестройки? Давайте же сделаем из этого настоящее реалити-шоу!
Все лиги отдыхают на Рождество? Хм, давайте проведем 25 декабря сразу пять матчей топ уровня, одним из которых будет встреча между Леброном и «Уорриорз», чемпионами двух последних лет.
В Шарлотте приняли закон, ограничевающий права ЛГБТ-сообщества? Черт побери, да это же огромный хайп, срочно лишить этот город Матч всех звёзд, мы ж прогрессивная лига!
Именно так и делаются деньги. Преимущество НБА над НХЛ в том, что «небожители» тут реально творят историю. Если в «Кэпиталс» Овечкин проведет на льду 20 минут и может быть-таки забьет одну шайбу, то Рассел Уэстбрук обязательно отметится трип-даблом за 35 минут своего игрового времени.
НБА это лига звезд, лига небожителей, лига тех людей, которые любят поглядывать за богемой. Именно поэтому в Портленде так любят соккер: баскетболисты «Трейл Блэйзерс» живут в лакшерных домах и имеют частные самолеты, а мужики из «Тимберс» выпивают после игр кружку эля в пабах вместе с болельщиками.
БОНУС: КАНАДСКИЙ ФУТБОЛ
Обзор профессиональных лиг Северной Америки обычно обходится без канадского футбола. Однако, эта лига также является частью спортивного «братства» и стоит расписать пару абзацев и о ней.
С 1860-х гг. в Канаде начал распространяться регби. И уже в 1884 году был основан Канадский регбийный союз, покровительствующей и объединяющей организацией для любительских лиг.
В 1909 г. генерал-губернатор Канады Альберт Грей пожертвовал Кубок своего имени победителю главного футбольного чемпионата Канады среди любителей. К тому времени игра, по которой проводились чемпионаты, уже довольно-таки сильно отличалась от своего прародителя - регби.
История очень похожая на ту, что была в США. Лишь только с небольшими поправками – это Канада. Тут и населения меньше, чем в Калифорнии, и зимы холодные. И дается 3 попытки пройти 10 ярдов, вместо «южных» четырёх.
Считается, что канадский футбол игра «регионов». И цифры это подтверждают: в лиге 9 команд и худшие три из них представляют Торонто, Монреаль и Ванкувер.
Посещаемость соккера в этих рынках превосходит национальный летний вид спорта канадцев. При этом, в регионах, к коим относится даже столица страны, КФЛ очень даже популярна. Так, в Оттаве стопроцентная посещаемость.
Общая аудитория всех матчей КФЛ составила ровно 2 миллиона человек. Что, на самом деле, вполне неплохо для такого камерного вида спорта.
Спорт Бизнес Online
фото: theScore.com
=
См. также:
Как новые технологии уводят болельщиков с трибун