Доходы «Манчестер Юнайтед» уже второй год подряд превышают 500 миллионов фунтов стерлингов, и в следующем году по прогнозу приблизятся к 600 миллионам. Несмотря на рекордные расходы на трансферы и зарплаты, «Юнайтед» получает большую прибыль (80 миллионов в этом году), а долги клуба уменьшаются. Тем не менее, «Олд Траффорд», старый добрый дом команды, уже больше десяти лет не знает значительных изменений.
В то время как новые вместительные стадионы от Атланты до Мадрида восхищают футбольных фанатов, 76-тысячник на M16 выглядит уже не таким современным и сдаёт свои позиции.
Несмотря на постоянные перемены около стадиона: закрываются пабы, демонтируют трамвайные пути, фанатам нравится гигантская красная арена. Большие деньги, которые получает клуб, смогут исправить некоторые недостатки.
«Юнайтед» мало сообщал об этом публично, но рассматривал десятки вариантов по расширению главной трибуны сэра Бобби Чарльтона, единственной одноярусной части «Олд Траффорд». Однако трибуна так и осталась нетронутой.
Фанаты не будут возражать, если на трибуне появятся несколько VIP-мест, за счёт продажи которых удастся увеличить вместимость на 10000 или даже 14000. Эд Вудворд утверждает, что сейчас спрос на VIP-обслуживание на стадионе высок как никогда прежде.
Есть и другие важные вопросы. Крыша «Олд Траффорд» нависает над ним слишком низко и окутывает стадион мрачной пеленой. Спроектированная в 1995-м, когда поля не были такими продвинутыми и не могли увеличиваться, крыша явно не способствует приятной атмосфере.
Раньше «Олд Траффорд» был в авангарде английского стадионного благоустройства, будь то VIP-обслуживание, долгосрочный план развития, стоячие трибуны или сиденья на всех четырёх трибунах. «Олд Траффорд» был больше и лучше остальных, а ещё и громче, но его отрыв сокращается, как в плане вместимости, так и эстетики. То, что было приемлемо в 1967-ом, уже не приемлемо в 2017-м.
Бетонные подтрибунные помещения устарели, пространства между сиденьями зрителям уже не хватает. «Манчестер Сити», «Тоттенхэм», «Арсенал», «Ливерпуль» – каждый клуб за прошедшие 10 лет потратил на свой дом гораздо больше, чем «Юнайтед». «Челси» планирует реконструкцию «Стэмфорд Бридж».
Безусловно, другим английским клубам тоже нужно развиваться, но «Реал Мадрид» и «Барселона», два гиганта, с которыми «Юнайтед» должен себя сравнивать, также планируют значительную перестройку своих старых стадионов.
«Юнайтед» должен вложить деньги в «Олд Траффорд» уже сейчас, начав с обновления белой краски на облезлых балках над крышей. Перед каждой игрой лиги распродают все билеты на стадион, и есть необходимость увеличить вместимость. Сначала клуб был против стоячих мест, но теперь поддерживает стоящих болельщиков. Будьте смелее, поддержите эту идею. Фанаты хотят этого, команда тоже от этого выиграет.
Постройте ещё один ярус над главной трибуной – технология позволяет – это сделает конструкции стадиона единообразными и приведёт крышу в порядок. Особенно важно, что это позволит оборудовать на стадионе больше мест для людей с инвалидностью.
Всё это не улучшит результаты так же быстро, как покупка центрфорварда, но это – серьёзная инвестиция, как и каждое улучшение на «Олд Траффорд» с тех пор, как клуб покинул Клейтон с его производством химикатов и перебрался на запад города в 1909-м.
Стоять на месте – значит двигаться назад. Недавно я посетил «Хиллсборо» в первый раз после того, как «Шеффилд Уэндсдей» вылетел из Премьер-лиги, и как будто перенёсся назад в 90-е. Это пример того, как йоркширцы переборщили со своей мантрой «перемены не к добру». Я даже ожидал, что вот-вот появится Джарвис Кокер [музыкант, основатель популярной в середине 1990-х брит-поп группы Pulp - Прим. пер.] и признается в любви Тони Блэру [премьер-министр Великобритании с 1997 по 2007 год - Прим. пер.].
Когда-то «Хиллсборо» был более современным, чем «Олд Траффорд» и, если не считать «Уэмбли», принял больше всего матчей Евро-96. Сейчас же «Хиллсборо» очень далёк от того, чтобы принять матч большого турнира.
Традиции – это здорово. Никто не хочет приходить в бездушную коробку, где новые спонсоры клуба в перерыве предлагают попробовать их лапшу или выпить их коктейль. Однако фанаты не хотят провести ещё 15 лет без развития и улучшений, особенно с учётом того, что есть спрос на продажу большего количества билетов. Давайте дадим юным болельщикам будущего шанс увидеть своих героев в красных футболках.
ManUtd.one
фото: The Sun, manchestereveningnews.co.uk, davidgoddard.org
=
См. также:
"Манчестер Юнайтед" планирует расширить "Олд Траффорд"