Генеральный директор компании «Инжтрансстрой-СПб» Виталий Лазуткин рассказал корреспонденту Sovsport.ru, как будет работать система подогрева на строящемся стадионе в Петербурге, и заверил, что болельщики на трибунах не будут мерзнуть даже на декабрьских и февральских матчах.
Тема обогрева стадионов для меня личная. Наверное, вы не в курсе, но больше всех в холодное время года на российских стадионах мерзнут журналисты. Если не считать фотокорреспондентов у поля – этих людей вообще можно отправлять в космос без подготовки, к тому же они хотя бы могут перемещаться вокруг рекламных щитов, двигаться.
Дело в том, что болельщики могут вставать со своих мест, кричать, прыгать – то есть, греться. Журналист же обречен медленно вмерзать в кресло ложи прессы и окоченевшими на морозе пальцами набирать на ноутбуке текст.
Здорово, что в России потихоньку начали перед чемпионатом мира открывать современные арены, но, оказывается, даже на них проводить по три тура в декабре не просто. Строили мы, строили и, наконец, построили новые стадионы, где играют «Рубин» и «Спартак», но выяснилось, что никакого климат-контроля на трибунах ни в Казани, ни в Москве нет.
А ведь подобные системы установлены и успешно функционируют, например, на «Донбасс-Арене» в Донецке, на «Сантьяго Бернабеу» ‒ даже в Мадриде бывает прохладно зимой – или стадионе «Челси» «Стэмфорд Бридж».
Поэтому меня очень обрадовала информация о том, что на новой арене в Петербурге, которую, судя по темпу работ в 2014 году, видимо, все-таки сдадут в эксплуатацию в недалеком будущем, внутри чаши всегда будет чуть ли не комнатная температура – даже в декабре и феврале. За комментариями я обратился к генеральному директору компании «Инжтрансстрой-СПб» Виталию Лазуткину.
ВИТАЛИЙ ЛАЗУТКИН: ПО ИНЖЕНЕРИИ ЭТО БОЛЬШЕ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ, ЧЕМ КЛАССИЧЕСКИЙ СТАДИОН ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
‒ Каким образом в чаше стадиона будет осуществляться прогрев воздуха? Допустим, снаружи минус 20 ‒ сколько градусов будет на трибуне?
‒ Действительно, для нашего стадиона была разработана довольно сложная, прежде всего, в силу своего объема и мощностных показателей, система вентилирования, кондиционирования и обогрева воздуха, ‒ рассказывает Лазуткин. ‒ Для примера: вентиляционное оборудование стадиона способно перемещать более 5 000 000 м3 воздуха в час, а в холодный период года для поддержания положительной температуры воздуха в чашу будет подаваться более 1 300 000 м3 воздуха в час.
Это позволит поддерживать в любое время года температуру 20-22 градуса в дни проведения мероприятий и +5-+7 градусов в фоновом режиме, то есть, когда внутри стадиона не происходит никаких событий.
При проектировании воздухораспределения в чаше стадиона использовались методы математического моделирования. Благодаря этому можно, например, контролировать температуру в разных зонах независимо друг от друга.
Поддерживать стабильную температуру помогут воздушно-тепловые завесы, которые будут установлены на основных входах и въездах в здание. Система вентилирования играет также важную роль в безопасности, поскольку она включает противодымную защиту при пожаре, отвечающие последним противопожарным требованиям.
‒ Греть будут только воздух под крышей или сами сидения тоже?
‒ На нашем стадионе предусмотрена централизованная система обогрева, которая позволит поддерживать комфортную температуру и на посадочных местах.
‒ Учитывался ли опыт других арен, где есть системы подогрева? Какой стадион выбрали в качестве образца?
‒ Безусловно, мы изучили опыт строительства других стадионов, в том числе, с точки зрения проектирования инженерных систем, кое-что взяли на вооружение. Но скопировать в точности те или иные решения невозможно. Стадион – это несерийный проект, каждая арена имеет свои объемно-планировочные решения и самая сложная работа – выбрать нужное для конкретного объекта оборудование и точно рассчитать мощности.
‒ Сейчас обогрева трибун нет ни на одном футбольном стадионе России. От него отказались даже на новых стадионах в Казани («Казань-Арена») и Москве («Открытие-Арена«). В Казани объяснили, что обогрева нет из-за запретов МЧС и службы противопожарной безопасности. Как эту проблему решат в Петербурге?
‒ Проблемы обогрева трибун на нашем стадионе неактуальна. Указанные вами стадионы – открытого типа. Там подогрев трибун, возможно, действительно бы не помешал. А нашу арену стоит рассматривать как полноценное помещение с замкнутым контуром с постоянным температурным режимом. С точки зрения инженерии он ближе к концертному залу, чем к классическому стадиону под открытым небом.
‒ Сколько стоит оборудование стадиона системой обогрева?
‒ Общая смета вам известна, а стоимость работ по отдельным направлениям мы не раскрываем, но интеграция ведущих мировых разработок и отечественного производства позволяет добиться оптимального баланса качества и стоимости.
‒ Системой подогрева газона поля нынче никого не удивишь. Есть ли какие-то особенности стадиона на Крестовском острове в этой сфере с учетом того, что поле впервые в России будет выкатным? Подогрев будет электрическим или используется трубопровод?
‒ Подогрев поля будет электрическим. За счет применения энергосберегающего оборудования показатели энергопотребления здесь минимальны.
‒ Когда в проект вносили изменения, высказывались опасения, что сложная конструкция раздвижного сегмента крыши функционирует лишь при положительных температурах. Якобы, если температура воздуха ниже +4 градусов, ее нельзя сдвигать и раздвигать. Это действительно так?
‒ Безопасный температурный режим для перемещения крыши действительно при температуре выше нуля. Но это не является проблемой, поскольку в зимний период крыша будет находиться в постоянно закрытом положении – перемещать ее в это время года с учетом нашего географического положения просто нецелесообразно.
‒ Очень важная для нашего климата характеристика – снеговая нагрузка на кровлю. С ней тоже призвана бороться система подогрева?
‒ Система подогрева воздуха поможет избежать скопления снега на кровле. В частности, внутрь светопрозрачной части кровли-купола будет подаваться нагретый воздух. Благодаря этому снег, который падает на крышу, будет таять, а вода – стекать по водоотводам.
‒ Вопрос немного не по теме, но тоже связан с технологиями. Когда стадион только закладывали, пессимисты утверждали, что в болотистых питерских грунтах проект обречен на неудачу. Каким образом удалось в дельте Невы соорудить такую беспрецедентную конструкцию? Можете убедить петербуржцев, что все в порядке и стадион никуда не провалится и не утонет?
‒ Надо понимать, что стадион сам по себе – очень массивное сооружение. Вес только одной железобетонной чаши – более 1 миллиона тонн! И, как вы правильно заметили, работа велась на болотистых питерских грунтах. Более того – на намывной территории Крестовского острова – ведь стадион с трех сторон омывается Финским заливом.
Для того чтобы обеспечить надежность конструкции, в основание арены заложено примерно 11,5 тысяч буронабивных свай, которые опираются на несущие грунты на глубине 28 метров. Уложено более 126 тысяч тонн бетона. Свайное поле соответствует всем техническим требованиям. Стадион стоит крепко и сможет простоять так не один десяток, а то и не одну сотню лет.
‒ Смета строительства стадиона утверждена, но не будет ли в ней изменений из-за колебаний курса доллара и евро? Как ситуация скажется на подрядчике?
‒ Стоимость стадиона составляет 34,9 млрд рублей. Основная часть импортного оборудования уже закуплена по старым ценам. При этом большая часть того, из чего строится стадион, производится в России.
Советский спорт
фото: ФК Зенит