Crocus Group взялась за возведение футбольных стадионов в Ростове-на-Дону и Калининграде к чемпионату мира-2018, хотя даже не подавала заявку, утверждает владелец группы Арас Агаларов. Почему именно эти два стадиона считаются самыми сложными с точки зрения строительства, Агаларов рассказал в интервью "Ъ".
— После строительства объектов к саммиту АТЭС во Владивостоке вы неоднократно заявляли, что больше не будете работать по госконтрактам. Но в этом году Crocus стала подрядчиком по строительству двух стадионов к чемпионату мира по футболу — в Ростове-на-Дону и Калининграде. Зачем вы подали свою заявку в правительство?
— Мы не подавали заявку на строительство стадионов. Видимо, благодаря успешному опыту на острове Русский выбор пал на нас. В случае со стадионами суть в том, чтобы точно успеть построить вовремя. Я лично несу за это ответственность.
Наши стадионы — это два самых тяжелых объекта, они оба находятся на болотах. Например, для строительства в Калининграде придется установить более 2 тыс. свай, каждая из них 1,2 м в диаметре и 50 м в длину. То есть нужно установить 100 км свай.
В Ростове-на-Дону понадобится забить 30 тыс. железобетонных свай. При этом цены для всех объектов будут примерно одинаковыми.
— Федеральные власти неоднократно поднимали вопрос о переносе стадиона в Калининграде из-за того, что строительство на острове Октябрьский оказывается слишком дорогостоящим. Например, было предложение по реконструкции старого стадиона "Балтика" в центре города. Какое-то решение уже было принято?
— Мы действительно рассматривали возможность реконструкции старого стадиона. Но реализовать этот вариант невозможно.
Стадион находится в центре города, там узкие, старые улицы — 6 м в ширину. Туда просто физически не сможет проехать строительная техника.
Предлагали другие площадки, но они ничуть не лучше. А большой разницы вбивать сваи на глубину 40 м, 30 или 20 уже нет.
Единственное решение, которое было принято, — уменьшение количества мест с 45 тыс. до 35 тыс.
Но и это не сможет серьезно снизить стоимость строительства. Последние ряды стадиона очень длинные, на каждом может разместиться 1 тыс. человек.
То есть разница между стадионами на 35 тыс. или 45 тыс. человек сводится к последним рядам. Они стоят не очень дорого, максимум 3-5% всей сметы.
— Вы уже оценивали, сколько в итоге будет строить стадион в Калининграде?
— Пока нет ни проекта, ни экспертизы. Первоначальный проект стадиона с раздвижной крышей по смете стоил значительно дороже.
Стадион сам по себе достаточно сложное инженерное сооружение, а раздвижная крыша дополнительно отягощает ситуацию.
Коммерсантъ
фото: klops.ru