Стадион лиссабонского Спортинга Эштадиу Жозе Алваладе
(Estadio Jose Alvalade), на мой взгляд, является одним из самых
интересных на Пиренеях. Он обладает рядом качеств, которые позволяют
безошибочно идентифицировать эту арену с любого ракурса. Кроме того, это
довольно крутой и большой стадион.
Сопоставляя
статус хозяев стадиона, клуба Спортинг, с размерами этой арены,
невольно возникает ощущение несоответствия. Мол, не нужен им такой
габаритный стадион. Спортинг - клуб, бесспорно, известный, большой и
денежный. Но, имея в полумиллионном Лиссабоне по соседству (причём, в
буквальном смысле по соседству) такой великий клуб как Бенфика,
Спортингу было бы наивно рассчитывать на 100-процентную заполняемость
50-тысячника. По крайней мере, на данном этапе.
Как показывает практика, стадион действительно не заполняется полностью
почти никогда (впрочем, как и у той же Бенфики). Исключения случаются,
но не часто. Даже на топовые матчи (как то игры с Порту и лиссабонское
дерби), как правило, приходит тысяч 28-30 зрителей. В рядовых же играх
Лиги Сагриш посещаемость колеблется в районе 20 тыс. В прошлом сезоне
даже бывали матчи с посещаемостью по 6 тыс.
Но стадион-то строился не столько для
Спортинга (хоть и является его клубным логовом), сколько для Чемпионата
Европы-2004, где Лиссабон представляло две современные арены -
бенфиковский Эштадиу да Луж и собственно Эштадиу Жозе Алваладе.
Арене Спортинга поручили принимать пять игр, среди которых три матча
групповой стадии: Швеция - Болгария, Испания - Португалия, Германия –
Чехия; четвертьфинал Франция - Греция и полуфинал того Евро Португалия -
Голландия. Готовясь к еврофоруму, было сделано всё, чтобы арена
соответствовала на тот момент пятизвёздочной классификации УЕФА. А, как
известно, одним из основных требований этого является минимальная
ёмкость арены в 50 тысяч посадочных мест, обеспеченных соответствующим
евро-комфортом и евро-безопасностью.
Чемпионат Европы-2004 Эштадиу Жозе Алваладе принял более чем достойно и
остался вот такой весь расфуфыренно-пятизвёздочный в пользование
Спортинга.
Кстати, полное название стадиона (и всего комплекса, центром которого он
является) звучит как Эштадиу Жозе Алваладе XXI, что указывает на
перерождение стадиона уже в двадцать первом веке. Дело в том, что на том
же участке, где в 2003 году перед Евро-2004 был построен нынешний
пятизвёздочник, раньше располагался старый Эштадиу Жозе Алваладе.
Изначально он вмещал не много. Потом
увеличивался. Начиная с 1906 года (именно в этом году был основан
Спортинг), домашний стадион "львов" пережил семь жизней. На шестом этапе
существования стадион представлял собой открытую одноярусную чашу с
беговыми дорожками вокруг поля.
Что до имени, которым назван стадион, то сеу Жозе Алваладе - никто иной как основатель клуба.
Строительство нового Эштадиу Жозе Алваладе длилось меньше двух
лет и обошлось всего в €105 млн. Это если брать стоимость
непосредственно стадиона. Полностью весь комплекс стоил €154 млн. Вообще
к тому Евро португальцам удалось в удивительно короткий термин
подготовить целый ряд стадионов, цена которых оказалась очень умеренной.
И это мягко говоря. В последствии, не редко приходилось наблюдать
критику отечественных стадионостроителей (равно как и чиновников),
основанную на сравнении со стоимостью португальских стадионов к
Евро-2004. Наиболее часто в этом контексте упоминался Эштадиу да Луж, но
и Алваладе тоже фигурировал. Соотношение стоимости было, как можно
догадаться, не в пользу наших арен.
А португальцы зачастую не имели даже этих средств на стадион. Они просто
брали кредит, строили фешенебельный стадион, затем постепенно его
гасили от ежегодной прибыли (в том числе от коммерческой составляющей
комплекса) и вполне себе рады. В результате довольны все - и
государство, и банк, и болельщики, и клуб.
Архитектор стадиона местный, португальский - Томаш Тавейра. К числу его
работ также относятся стадионы с похожей геометрией в городах Лейрия
(Эштадиу Магальяйнш Пессоа) и Авейру (Эштадиу Мунисипаль де Авейру). Оба
принимали Евро-2004. А сейчас, например, по его проекту строится
стадион Палмейраса в бразильском городе Сан-Паулу.
Эштадиу Жозе Алваладе стал одним из первых стадионов в Европе, где
был применён визуальный эффект заполненных трибун, созданный
посредством установки разноцветных сидений. Здесь посредине каждого из
ярусов проходит зелёная волна из кресел, а всё остальное - сплошной
разноцветный винегрет. Благодаря этому иногда, бегло глянув на трибуны
во время трансляций, сложно сориентироваться сколько в действительности
присутствует на игре народу.
Андриюк про эти сидения:
Примерно такой же винегрет имеет место и во внешнем оформлении. Там
разноцветная мозаика смешана с различными яркими (в основном
зелёно-жёлтыми) элементами стадиона. Очень пёстро получилось. И, на
удивление, не плохо. Такой себе конструктор Лего гипертрофированных
размеров.
Приняв
в 2004 году Чемпионат Европы, выступив там третьим по значимости
стадионом, на следующий год Эштадиу Жозе Алваладе принимал также финал
Кубка УЕФА, выигранный московским ЦСКА. Если вдруг кто забыл, напомню,
что в финале ими был обыгран как раз этот самый зелёно-белый,
поперечно-полосатый хозяин стадиона - Спортинг.
Сборная Португалии тут проводила свои матчи шесть раз. И наверняка ещё не раз проведёт.
Эштадиу Жозе Алваладе
Страна: Португалия
Город: Лиссабон
Команда: Спортинг
Полное название: Эштадиу Жозе Алваладе XXI (Estadio Jose Alvalade XXI)
Вместимость: 50 446 зрителей
Освещение: 2 080 люкс
Ярусов: 2
Размер поля: 105х68 м
Крыша: 100% зрительских мест
Год постройки: 2003 г.
Эштадиу Жозе
Алваладе. Стадион втиснут в сложную городскую обстановку. Слева на фото
(это вид с северной стороны) под него уходит автомобильный тоннель
Франциско Стромп - фактически закрытая объездная дорога с заездом в
поземный паркинг под стадионом. Справа на фото рядом с офисным зданием в
асфальт ввинчивается спираль ещё одного подземного паркинга. На заднем
плане снуют эстакады бирюзово-зелёной ветки лиссабонского метрополитена.
Ещё дальше проходит автомагистраль, ведущая в главный аэропорт
Португалии Портела. Между ними размещён двухуровневый паркинг машин на
500. С других сторон вокруг стадиона оживлённое движение. Так как
Эштадиу Жозе Алваладе - это целый комплекс, то объясню также что в него
входит. Стеклянная коробка на переднем плане - это арена и тренировочный
центр мини-футбольного Спортинга, называется Мультидеспортиво Асореана
Сегурос (Multidesportivo Acoreana Seguros). К слову, младший брат
футбольного Спортинга является действующим футзальным чемпионом
Португалии. Рядом с этой пристройкой находится не маленький
фитнесс-центр Холмс Плэйс (Holmes Place). Полукруглый приросток слева на
всю трибуну - торгово-развлекательный центр с кинотеатром, называется
Алваласья (Alvalaxia). Есть здесь ещё встроенная прямо в стадион
спортивная клиника, она с противоположной стороны. Всё это
коммерциализированное окружение позволяет довольно быстро отбить
вложенные в строительство стадиона средства.
Старый Эштадиу Жозе Алваладе. Находился он, как я уже сказал, рядом, немного восточней теперешней арены.
Старый Эштадиу Жозе Алваладе.
Местонахождение стадиона на карте Лиссабона.
Общий вид на два
главных стадиона города. Тут хорошо видно, что Бенфика и Спортинг
соседи. Справа в кадре выглядывает международный аэропорт Портела.
Непосредственно к Жозе Алваладе выходит станция метро Кампо Гранде. Ещё
одна станция находится в пешеходной доступности. Через дорогу от
стадиона располагается один из факультетов Лиссабонского университета
(University of Lisbon). Рядом университетский спортивный комплекс и
конюшня.
Скажу пару слов о
тренировочной базе Спортинга (она же - клубная академия). Находится база
далеко за городом, прямо посреди поля. Пилить до неё достаточно долго с
любой точки Лиссабона. Сама база довольно комфортабельна. Тренировочных
полей здесь шесть штук, одно из которых (дальнее на фото) имеет
небольшую трибуну.
Эштадиу Жозе
Алваладе и его окрестности. Здесь хорошо заметно количество пересечений
транспортных артерий возле стадиона. Крытая светлая платформа - это
стация метро Кампо Гранде. Свободное пространство справа от стадиона -
место, где находился старый стадион. Если не ошибаюсь, на его месте
должен появиться новый тренировочный комплекс Спортинга.
Вид на Эштадиу Жозе
Алваладе. Отсюда видна спортивная клиника (слева между жёлтых пилонов),
являющаяся пристройкой к Южной трибуне.
Восточная трибуна и ТРЦ. Прямо под ним проходит тоннель Франциско Стромп, соединяющийся с авеню Падре Круз.
Фасад стадиона.
Один из чётырёх пилонов, удерживающих крышу.
Логотип стадиона на фасаде.
План стадиона. Трибуны имеют спонсорские названия.
Билетные кассы.
Выход к жилому кварталу.
Изобилующий пёстротой фасад.
Вечерняя подсветка.
Трибуны стадиона.
Обращает на себя внимание бетонный ров вокруг поля. Подобное решение
часто применялось раньше, например, на латиноамериканских стадионах в
качестве сдерживающего препятствия для излишне эмоциональных
болельщицких масс. Но в Европе, да ещё и на современном стадионе, да ещё
и построенном с нуля, такое не часто можно встретить. Трибуны с полем
соединяют небольшие мостики (по три штуки вдоль центральных трибун и по
два за воротами). Пространства в этих рвах не мало. Там спокойно
помещаются, как видим, запасные ворота и прочий инвентарь. Есть место и
для дежурных скорой и пожарной.
Игрокам, выходя на поле, приходится на него подыматься из этого рва.
Места повышенного комфорта.
Мостики.
Бетонный ров.
Северная трибуна.
Несмотря на то, что крыша у стадиона имеет угол наклона вовнутрь, на
трибунах, тем не менее, достаточно светло. Этому способствует освещение,
направленное именно на трибуны. Было бы хорошо также сделать в
Харькове.
Видеотабло. Их на
стадионе два. Оба установлены непосредственно на трибуны в угловых
секторах первого яруса. На фото видно как именно оно крепится.
"Ось ми бачимо, що
вже на перших хвилинах матчу в складі збірноі Чехіі проводиться заміна,
замість Марека Хайнца на поле виходить (в это время на экране
появляется титр с названием стадиона Жозе Алваладе и количеством
зрителей 46849) Джозеф Альваладе. Мабуть це футболіст з португальським
корінням, що натуралізували чехи. Він зіграв за збірну Чехіі вже
цілих...ееее...зараз подивлюсь (шелест бумаги, естественно не находит
такого футболиста в заявке)...ви знаєте, шановні глядачі, - це його
перший матч за чехів. Отже, привітаімо Джозефа з дебютом за свою
команду, та ще й у такому відповідальному матчі! Чесно кажучи, я не
пригадаю яке амплуа в цього чудового форварда збірноі Чехіі, але, думаю,
по ходу зустрічі ми це разом з вами з'ясуємо." (с) Сергей Дерепа
Крыша.
Концерт на стадионе.
Редкое явление - аншлаг на Лиге Европы.
Надпись у кромки поля.
Вип-ложи расположены между первым и вторым ярусами на обеих центральных трибунах.
Места для Випов на
Западной трибуне. Раньше все проходы между секторами были выкрашены в
яркий жёлтый цвет (что мы видим на фото). Сейчас их перекрасили в
зелёный, или даже в салатовый. Смотрится хорошо.
Металлоконструкции крыши.
Сертификат пятизвёздочности от УЕФА.
Конференц-зал.
Гостевая раздевалка.
Сауна и джакузи.
Символ клуба лев посреди коридора.
Львы присутствуют даже на плитке в туалете.
Центральный холл.
Клубный музей.
Музей.
Один из экспонатов музея - мяч, которым игрался финал КУЕФА-2005.
Ворота от старого Эштадиу Жозе Алваладе на фасаде нового. Внизу на табличке дань уважения тем, кто ради Спортинга жил и умер.