Главная » 2012»Серпень»26 » Джо Палмер: «Донецк имеет возможность развивать спортивный туризм»
11:59
Джо Палмер: «Донецк имеет возможность развивать спортивный туризм»
Исполнительный директор ФК «Шахтер» по стратегии, коммерции и маркетингу
дал интервью телеканалу «Россия 24». Рассказал о коммерческих принципах
донецкого клуба, опыте, полученном благодаря Евро-2012, отношениях с ХК
«Донбасс» и многом другом.
– Совсем недавно закончилось Евро-2012, и донецкая арена была
непосредственным участником этого действа. Как отразился чемпионат
Европы на ее имидже? Какие выводы сделали в донецком клубе после Евро?
– Мы очень многому научились. Теперь знаем, как принимать самые
престижные международные турниры, как организовывать большие потоки
иностранных гостей. Скорее это был грандиозный опыт не столько для
стадиона, сколько для города. Донецк научился понимать нужды
иностранцев. Этот опыт объединил многие ведущие отрасли города. Что
касается стадиона, то нам, прежде всего, пришлось столкнуться с очень
высокими стандартами безопасности. К нам приезжало очень много экспертов
из УЕФА, которые помогали наладить международную систему, хотя у нас и
так все было на самом высоком уровне, а нашей системе стюардинга нет
аналогов в Украине. Тем не менее нам было полезно узнать о более высоких
международных стандартах. Прежде всего, мы показали миру себя,
продемонстрировали, на что способен стадион и клуб.
И хотя, как вы,
наверное, знаете, до турнира было очень много негативных отзывов от моих
сограждан, за которых мне очень стыдно, мы показали, что все эти
нападки на Украину в плане расизма и других негативных откликов –
неправда. Мы продемонстрировали, что Украина – прекрасная страна и
отличное место для футбольных мероприятий.
– Коль мы заговорили об организации, после первой недели Олимпиады
многие специалисты сказали, что Евро в Украине было организовано гораздо
лучше. Наверное, это и ваша заслуга тоже?
– Конечно, мы проделали некоторую работу. Создали специальную программу
для всех структур города, предоставляющих услуги иностранцам – такси,
ресторанов, гостиниц, кафе и так далее. Мы их проинструктировали,
рассказали о том, чего ожидают иностранные болельщики, поделились
знаниями. В итоге наши гости, в особенности англоговорящие, были
счастливы. Всем понравилось.
– Стадион – это особый коммерческий актив, который должен быть
постоянно занят и приносить прибыль. Как вам удается занимать «Донбасс
Арену» вне футбольных матчей?
– Подобный стадион, естественно, дает клубу большие возможности в плане
получения прибыли, но над этим нужно каждый день работать. То есть в
нематчевые дни у нас есть возможность проведения мероприятий, банкетов.
Здесь 8 ресторанов и баров, 42 ложи. Мы можем устраивать мероприятия в
парке: конференции, туры по стадиону и музею. То есть мы работаем каждый
день на то, чтобы на «Донбасс Арене» что-то происходило. И пока, слава
Богу, нам это удается.
– Давайте поговорим о хоккее. В Северной Америке, а теперь уже и в
Европе в зимний период матчи проводят на открытых площадках (так
называемая «Зимняя классика»). ХК «Донбасс» теперь будет выступать в КХЛ
наряду с известнейшими клубами России и Европы. Может быть, стоит
перенести «Зимнюю классику» на «Донбасс Арену»?
– Думаю, «Донбасс Арена» для хоккея великовата. Хоккей – специфический
спорт, и чтобы за ним наблюдать, надо сидеть очень близко. ХК «Донбасс»
провел великолепный сезон. Мы с ними в очень хороших отношениях.
Насколько мы знаем, они рассматривают возможность построить в Донецке
собственную арену, чтобы добиться таких же высоких результатов.
– А какое-то сотрудничество в дальнейшем планируется? Все-таки КХЛ –
очень большая лига, интересная, с большими перспективами. Может быть,
общее сотрудничество двух донецких клубов – футбольного и хоккейного –
поможет вам в продвижении на российский рынок?
– Прежде всего, наличие таких грандов очень полезно для развития города.
Благодаря успеху футбольного, хоккейного и баскетбольного клубов
Донецка город имеет возможность развивать спортивный туризм: привлекать
болельщиков, туристов, позиционировать себя как спортивный город. И это
прекрасно, потому что вместе с другими клубами Донецка мы развиваем
культуру боления и посещения спортивных мероприятий. Это очень
положительно сказывается на обществе. Дети растут в любви к спорту, имея
возможность посещать серьезные спортивные матчи, чего, в принципе, они
не имели раньше.
– Не опасаетесь ли вы, что, как только у ХК «Донбасс» появится
большая арена и будут совпадать матчи, вам придется бороться за
болельщиков и конкурировать?
– В прошлом сезоне у нас не пересекались матчи. Кроме того, все знают,
когда играет «Шахтер» в Донецке. Я считаю, что наши фанаты смотрят и
хоккей, и футбол. Одно другому не мешает. Наши болельщики – это люди,
которые любят спорт. Поэтому я не вижу в этом проблемы и какого-то
противостояния. Болельщики могут быть лояльны и к хоккейному, и к
футбольному клубу.
– «Шахтер» является одним из ведущих, если не ведущим клубом в
Восточной Европе, имеет свою арену, широкую инфраструктуру, выигрывает
титулы. В общем, со всех сторон это успешный проект. Возможно, вопрос
покажется банальным, но все-таки как удалось «Шахтеру» достичь таких
вершин и такого уровня?
- Прежде всего, это заслуга президента. Это его видение. Президент
захотел, чтобы ФК «Шахтер» стал одним из лучших клубов Европы, он
определил шаги развития, сделав правильные действия по улучшению
инфраструктуры и привлечению людей, которые могут развить ее еще больше.
Он умеет выбирать людей. Умеет выбирать то, что нужно сделать прежде
всего, и тех, кто может это сделать правильно. Например, он пригласил
меня для реализации тех стратегических задач, которые он поставил перед
клубом. Сперва он построил великолепную тренировочную базу – ей нет
равных, и все европейские команды по-хорошему в шоке, когда видят ее.
Затем он открыл Академию и пригласил иностранного специалиста, который
может ее развить и дать импульс работе. После этого он построил такой
стадион, имея который, легче привлечь футболистов, болельщиков и
высококлассных специалистов. В принципе, это полностью заслуга
президента «Шахтера».
- Наверное, вы все-таки скромничаете. Ведь от коллектива и команды
зависит очень многое. Какими качествами должен обладать человек, чтобы
попасть в вашу команду?
- Я снова начну с президента: и он, и мы всегда ищем страстных людей,
неравнодушных, которые любят футбол. Это главное условие. Второе –
желание и умение учиться. Допустим, уход за полем: агрономам нужно
обладать очень глубокими знаниями о том, как ухаживать за травой в наших
климатических условиях, когда жуткая жара летом и ужасный холод зимой. А
в России, скорее всего, с этим еще большие проблемы, чем в Украине.
(Улыбается.) Поэтому нет готового человека, которому можно позвонить и
сказать: «Приезжайте и сделайте это все для нас». Наша ситуация
уникальна, поэтому приходится обучать людей. И одна из моих задач здесь –
адаптировать лучшие западные практики к местной ситуации. Мне
приходится учить людей тому, как работают на Западе, а они затем должны
адаптировать эту информацию к местным реалиям.
- Чего скрывать, у нас разный менталитет, хотя, казалось бы, мы все
живем в Европе. Одни – в Западной, другие – в Восточной. На ваш взгляд, в
чем принципиальное различие между менеджерами Украины и Британии?
- Это уверенность в себе. Я заметил, что в Англии люди более инициативны
и более самостоятельны в своих действиях. Если ты дал человеку задание –
он побежал и тут же начал его делать, изо всех сил стараясь доказывать,
что он может выполнить его лучше всех. Здесь же люди более скромные и
боятся брать на себя ответственность. Скорее всего, это связано с тем,
что люди не верят в то, что смогут это сделать. Мне приходится тратить
больше времени на объяснения и внушение: «Вы способны, вы можете, у вас
получится». Нужно время на поддержку самооценки более, нежели каких-либо
других качеств. По интеллекту или умениям никакого различия нет! Кроме
того, здесь мне приходится больше мотивировать персонал, ведь почему-то в
Украине не принято хвалить сотрудников. И когда я говорю: «Это отличная
работа! Очень рад и счастлив, что ты успешно справился», - иногда люди
реагируют не совсем адекватно, поскольку тут менеджеры не хвалят своих
подчиненных. (Улыбается.) Так что, может быть, в этом плане нужно будет
что-то изменить и улучшить – дабы люди больше верили в себя и свои
способности.
- Джо, могли ли вы себе представить, например, в детстве, что будете
работать топ-менеджером в футбольном клубе Восточной Европы?
- В принципе, мне неоднократно задавали такой вопрос, да и я сам себя
спрашивал. Могу сказать, что меня действительно с детства очень
интересовала Восточная Европа. Особенно это было связано с «железным
занавесом», и всегда было интересно: «Что же там такого?» Тем более что
пресса очень мало об этом писала, в основном только негативное. И
единственной возможностью получить информацию о людях «с той стороны
забора» были как раз футбольные матчи. Белградская «Црвена Звезда»,
киевское «Динамо»… Я помню, как впервые увидел, что во время матчей
использовались файеры, – в Англии тогда такого не было, и, когда я был
ребенком, меня в Белграде это очень поразило. Позже «Тоттенхэм» начал
покупать восточноевропейских игроков… Меня всегда, в принципе, это
интересовало, и никто не понимал моей любви к этим странам! (Улыбается.)
Всегда хотелось сюда поехать, и когда появилась такая возможность – ни
минуты не сомневался, а был очень рад ею воспользоваться. Передо мной
возник потрясающий шанс посетить такие страны, как Казахстан, Россия,
Грузия, где я многое увидел и полностью удовлетворил свой детский
интерес! Очень счастлив здесь работать. А еще – какая здесь еда! Мне
очень нравится. Поразила, кстати, и грузинская кухня. Никогда не думал,
что буду работать в Восточной Европе, но очень рад, что я здесь!