Главная » 2012»Листопад»3 » Директор стадиона «Эмирейтс» рассказал о том, как арена строилась и функционирует
14:20
Директор стадиона «Эмирейтс» рассказал о том, как арена строилась и функционирует
На конференцию, организованную журналом «Проспорт», прилетел Джон Битти – директор стадиона «Эмирейтс», на котором проводит свои матчи лондонский «Арсенал», член экспертного совета УЕФА по строительству и управлению стадионами и президент Европейской ассоциации стадионов и безопасности в одном лице. В течение получасовой беседы Джон открыл все финансовые тайны «Эмирейтс».
Полноватый, но не настолько, чтобы казаться толстым, с выпученными глазами и выразительнейшей мимикой – в Джоне Битти невозможно не признать коренного англичанина. Пинта-другая лондонского эля, кажется, служит ему привычным успокоительным после рабочих будней. Вряд ли что-то может смутить Джона, даже отсутствие свободных мест в холле отеля, где мы встречаемся.
– Значит, будем стоять, – улыбается Битти и, облокотившись на высокий столик, занимает удобное для себя положение. Ничто не выдает в нем директора «Эмирейтс» и одного из ведущих специалистов в мире по строительству и обслуживанию стадионов.
О БЕЗОПАСНОСТИ: КАК ВЫПУСТИТЬ ЗРИТЕЛЕЙ ЗА 9 МИНУТ?
– Вот так же, как мы сейчас, иногда стоят зрители после матча на российских стадионах. Им приходится ждать около часа. Сколько времени после матча есть у вас, чтобы выпустить зрителей? – В Англии, как и в большинстве европейских стран, действует правило: все зрители должны покинуть трибуны в течение девяти минут после финального свистка. Поэтому мы изначально проектировали и строили «Эмирейтс» так, чтобы не было давки. Даже пришлось построить в окрестностях два пешеходных моста и разделить таким образом домашних и гостевых болельщиков. Огромное количество входов и выходов по всему стадиону позволяет избежать давки. Наша главная цель – заставить болельщика вернуться на «Эмирейтс» как можно скорее, а желательно на следующую игру.
О СТОИМОСТИ: ГДЕ ВЗЯТЬ 450 МИЛЛИОНОВ ФУНТОВ
– Сколько стоит «Эмирейтс»? – Строительство стадиона обошлось примерно в 200 миллионов фунтов. Но общая стоимость проекта составила где-то 450 миллионов. Немалая часть денег пошла на то, чтобы переселить людей, которых мы лишали жилья. Ведь стадион строился на месте промышленной зоны, а на месте нашей бывшей арены – «Хайбери» – возвели жилой комплекс (2300 домов и прочих зданий. – Прим. ред.). Плюс потратились на инфраструктуру. Например, спорт-бар и ресторан обошлись в 3 миллиона. Построили и клубный магазин площадью 10 тысяч квадратных метров.
– Откуда взяли деньги? – 260 миллионов взяли в кредит в банке и будем выплачивать эту сумму в течение следующих 19 лет (по другим данным – 14 лет, годовые выплаты составляют в среднем 20 миллионов. – Прим. ред.). Кроме того, мы заработали на застройке «Хайбери» жилыми домами и продаже земли. Это принесло нам около 19 миллионов, правда, за стопроцентную точность сумм не ручаюсь. Мы поручили продажу специализированным компаниям, потому что в клубе менеджеров по реализации недвижимости нет.
О ТЕМПАХ: АРЕНУ ПОСТРОИЛИ ЗА ДВА ГОДА
– Сколько времени заняла стройка «Эмирейтс»? – Два года, как и планировали. Но реализация всего проекта отняла гораздо больше времени. В течение 18 месяцев мы только наполняли бюджет проекта. Период стройки лично для меня был странным и интересным временем, поскольку приходилось разрываться на два стадиона. На «Хайбери» проводили матчи, а по соседству (в 460 метрах. – Прим. ред.) строили «Эмирейтс».
– Приходилось ли сталкиваться с коррупцией? – К счастью, об этом даже не задумывался. Конечно, всегда есть небольшие детали, ускользающие от взгляда, но все деньги строго контролировались.
– Сколько составляет доход от одного матча на «Эмирейтс» и как он распределяется? – Мне сложно говорить о цифрах, поскольку не являюсь специалистом в этой области. Но если чисто приблизительно, то хотелось бы думать, что мы имеем 3–4 миллиона фунтов с игры.
– Сколько денег клуб получает от партнерства с компанией «Эмирейтс»? – 7 миллионов фунтов мы получаем от «Эмирейтс» как от титульного спонсора и еще 1,5 миллиона в год – за название стадиона. Контракт подписан в 2004 году и рассчитан на 15 лет.
ЗНАКОМСТВО «С АРШАВИНЫМ МОГУ МАКСИМУМ ПОЗДОРОВАТЬСЯ»
Джон Битти рассказал, как сотрудники «Эмирейтс» строят отношения с игроками «Арсенала».
– Знаком ли я с Андреем Аршавиным? – переспросил директор «Эмирейтс». – Мы периодически сталкиваемся, могу максимум поздороваться с ним. Но сотрудники стадиона стараются не смешивать работу с привязанностями и близкой дружбы с футболистами не водят. Тем более видим мы их не так часто, ведь команда тренируется на своей базе, а не на «Эмирейтс». Могу лишь высказать свое мнение как болельщика «Арсенала»: кажется, что Андрей мог бы действовать намного лучше, но порой он вытворяет такие фокусы, что голова кружится.
О СОТРУДНИКАХ: ПОЧЕМУ СТЮАРД НА 150 ФУНТОВ ДЕШЕВЛЕ КОПА?
– Входы и выходы на «Эмирейтс» контролируют стюарды. Почему не полицейские? – В Англии полицию убрали году в 92–93‑м, после трагедии на «Хилсборо» (в давке погибли более 90 человек. – Прим. ред.). Но должен заметить, что в этом есть и плюсы – каждый стюард обходится гораздо дешевле полицейского. В Англии клубы платят полицейским за работу на матчах. Услуги полицейского стоят примерно в четыре-пять раз дороже, чем услуги стюарда. Если говорить о цифрах, то стюард обходится где-то в 50 фунтов, а полицейский – в 200 фунтов. Сейчас же полицейские располагаются за пределами стадионов, и их основная задача – контролировать прилегающую территорию.
О ВИДЕОНАБЛЮДЕНИИ: 750 ТЫСЯЧ ФУНТОВ ЗА НОВУЮ СИСТЕМУ
– Расскажите о системе видеонаблюдения на «Эмирейтс». Сколько всего камер на стадионе и во сколько обошлась их установка? – Мы используем систему видеонаблюдения CCTV (самые обыкновенные камеры, которые автоматически поворачиваются из стороны в сторону. – Прим. ред.). По всему стадиону и за его пределами установлено 130 камер. Насчет стоимости затрудняюсь ответить, но могу сказать, что мы изучаем новую систему, которая стоит 750 тысяч фунтов. Она дает полный и постоянный обзор и позволяет сделать фото высокого качества. При этом число камер сокращается до 45 штук.
– Приходилось ли применять CCTV в действии, чтобы идентифицировать нарушителей? – Да, и не раз. За приезжими болельщиками нужен глаз да глаз. Но я видел в действии и новую систему – она установлена на «Стэмфорд Бридж». Даже принимал участие в операции по задержанию болельщика. Сотрудники правопорядка выявили нарушителя на записи, идентифицировали в толпе, догнали и тут же предъявили фото, на котором парень был изображен как раз в момент нарушения. Он даже немного удивился, говорит: «Да, ребята, это я, тут не поспоришь».
– Какую из технологий определения взятия ворот собираетесь устанавливать: «Ястребиный глаз» или «Гол-судья»? И когда, ведь премьер-лига вводит новшество уже со следующего сезона? – У меня лично нет предпочтений, но выбирать будем не мы, а премьер-лига. Она и оплачивает проект.
– Какие сиденья установлены на «Эмирейтс» и легко ли их сломать? Это одна из любимых забав российских фанатов. – Стоимость каждого оставляет 35 фунтов. Они держатся всего на двух болтах, но их почти невозможно сломать, пластик очень крепкий. За историю «Эмирейтс» всего двум людям удалось сломать кресла, при том что на арене состоялось порядка 300 различных мероприятий.
ПАРАЛЛЕЛИ «ВИДЕЛ СТАДИОНЫ ДОРОЖЕ ЗЕНИТОВСКОГО»
Джон Битти затронул и тему строительства стадионов в России, в частности, удивился стоимости арены «Зенита» на Крестовском острове.
– Стараюсь следить за строительством стадионов в России, но знаком с ситуацией лишь в общих чертах. Стоимость арены «Зенита» возросла с 6 до 44 миллиардов рублей? Да уж, это огромные деньги, на них можно построить несколько «Эмирейтс». Но я не знаю всех деталей. Тем более Санкт-Петербург – это далеко не Лондон, разные погодные условия, множество других факторов, о которых я не имею ни малейшего представления. Нужно понимать, что хорошие арены стоят больших денег. Я посетил множество стадионов и лучшим считаю «Ковбойз Стэдиум» в Далласе. Но он и стоит, как несколько зенитовских стадионов (1,3 миллиарда долларов, вместимость 91 600 зрителей. – Прим. ред.).