На самоокупаемость выходит только треть спортивных арен, строящихся к крупнейшим событиям мирового спорта.
Власти южноафриканского Кейптауна и португальского Авейру подумывают о том, чтобы снести построенные к чемпионатам мира по футболу гигантские спортивные арены, поскольку попросту не в состоянии их содержать.
Чтобы подобная участь не постигла казанский 45-тысячник, задуматься о его будущем после Универсиады и ЧМ-2018 надо уже сейчас. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выслушал рассказы о трех концепциях успешной эксплуатации крупнейших мировых арен, которые представил вчера на конференции, проходившей в рамках выставки «ВолгаСтройЭкспо», основатель компании arenaCom Gmbh Томас Шпек.
ЗЕЛЕНОЕ МЫШЛЕНИЕ
В рамках казанской выставки «ВолгаСтройЭкспо» в четверг прошла конференция под загадочным названием «Проблема и тенденция, актуальные на строительном рынке в период активных инфраструктурных преобразований». По сути, на мероприятии организаторы планировали обсудить подготовку российских городов к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. В плане конференции даже значилось выступление представителя исполкома Казани Жанны Белицкой из управления архитектуры и градостроительства, но докладчик, к сожалению, не посетил мероприятие.
Тему предстоящего ЧМ-2018 частично затронул Николай Васильев - начальник управления архитектуры и градостроительства минстроя РТ. По его словам, позиции татарстанской столицы могут кардинально измениться после запуска высокоскоростного сообщения Москва-Казань, особенно если удастся продолжить ее для соедининения аэропортов Казань и Бегишево.
- Когда Казань готовилась к Универсиаде, то мы изучали опыт других городов, проводивших подобные мероприятия. К примеру, мы были в Сербии… Когда создавалась Деревня Универсиады, то мы планировали ее с учетом повышения статуса Казанского университета. Также впереди появление новых пространств, которые еще имеют смутные очертания – Иннополис, "СМАРТ-Сити". Да, на первых порах запуск подобных происходит за счет госинвестиций, но затем подтягиваются частные инвесторы, - заявил Васильев.
Переходя к теме предстоящего ЧМ-2018, начальник управления архитектуры и градостроительства рассказал, что сейчас в минстрое РТ обсуждается тема сертификации спортивных объектов по «зеленым стандартам». «И это будут не просто требования к новым материалам, а новое мышление», - резюмировал отраслевой чиновник.
МИЛЛИАРДЫ НА СЛОМ
Хедлайнером конференции стал гость из Германии Томас Шпек - руководитель и основатель компании arenaCom Gmbh. По его словам, он принимал участие в проектировании и строительстве крупных спортивных стадионов для ЧМ-2006, Евро-2012, Евро-2016, ЧМ-2018, а также обладает опытом в их управлении.
Свое выступление он начал с грустного. «За последние 15 лет в 23 странах мира было построено 75 стадионов. Средняя стоимость каждого объекта составила $201,5 миллион. Из этих стадионов только 30 процентов являются коммерчески успешными, а оставшиеся живут за счет дотаций, - констатировал на английском Шпек.
Одно за другим на большом экране были показаны фотографии экономически успешных спортивных объектов. Первым был показан стадион в американской Атланте, который создавался в качестве олимпийской арены на 85 тыс. человек, но затем был переоборудован под игру в бейсбол. На каждый матч, проходящий на этом стадионе, приходит 30 тыс. зрителей. Среди удачных проектов с точки зрения коммерциализации были названы также стадион на 47 тыс. мест в немецком Кельне и японский 42-тысячник Sapporo Dome.
- Главное, чтобы у стадиона был один-два якорных арендатора (подразумевается спортивные клубы – ред.), - заявил немец, и покритиковал архитекторов, которые увлекаются красотой объектов, забывая об их функциональности. - В итоге мы получаем пустой стадион». После этого Шпек стал перечислять стадионы-неудачники. Самым известным провалом гость назвал построенную к чемпионату мира по футболу арену в Кейптауне, стоимость которой превысила полмиллиарда долларов. Сейчас у южноафриканского мегаполиса нет средств на ее содержание. Чтобы выправить ситуацию, городские власти готовы даже превратить стадион в жилой комплекс.
Пополнил список аутсайдеров и стадион в немецком Лейпциге, построенный к ЧМ-2006. Игры здесь посещает всего 7 тыс. человек при общей вместимости в 42,9 тысячи. Также невостребованной остается арена Евро-2012 в Варшаве стоимостью $640 миллионов. Она оказалась ненужной ни одному местному спортивному клубу, тогда как ее содержание обходится городу в $10 млн. в год. Австрийский 30-тысячник Woerthersee Stadium стоимостью $96 млн., возможно, будет уменьшен в размере, а его построенный к Евро-2004 собрат из португальского Авейру стоимостью $83 млн., скорее всего, будет снесен.
ТРИ СТАДИОННЫХ КОНЦЕПЦИИ
Предстоящий ЧМ-2018 – повод уже сегодня задуматься не только о проведении Мундиаля, но и о дальнейшей эксплуатации его инфраструктуры. Всего, по оценкам Томаса Шпека, в нашей стране предстоит построить 12 стадионов общей стоимостью $3,8 миллиарда. Средняя вместимость арен составит 50,1 тыс. человек. «Но надо понимать, что средняя посещаемость одного матча в России – 13 тысяч человек. Стоит задуматься уже сейчас, что сделать, чтобы увеличить заполняемость. Для сравнения, средняя заполняемость стадиона в Германии на играх Бундеслиги – 45 тыс. человек, в Великобритании – 34 тыс. человек», - рассказал Шпек и предложил свои варианты.
Первым делом гость призвал максимально загружать подобные объекты нефутбольными мероприятиями, чтобы обеспечить ежедневный приход посетителей. А в целом, по его словам, спортивная арена может стать магнитом, который даст толчок для дополнительного развития района и даже всего города.
- Существуют три концепции развития стадиона: чисто футбольный стадион, многофункциональный стадион и стадион смешанного типа. Пример первой концепции - немецкий стадион «Альянс Арена» (Мюнхен), возведенный к ЧМ-2006. Он располагается на оживленной магистрали, в 10 минутах от аэропорта. Мимо проезжает 60 - 70 тысяч автомобилей, что обеспечивает объекту узнаваемость. На игру приходит 68 тысяч зрителей, - пояснил Шпек и привел пример второй концепции. – Амстердамская арена – это очень красивая площадка, раздвижная крыша. Здесь проходит очень много нефутбольных мероприятий: 70 - 80 в год. Это выставки, концерты, конференции. Сам объект был построен с нуля в чистом поле и сейчас стал ядром делового центра города». Примером смешанного использования, по версии немца, является стадион «Гронинген» в Голландии, который обслуживает студенческий кампус.
КАК СТАДИОНУ ЗАРАБОТАТЬ 1,5 МЛН. ЕВРО
Экономику успешного стадиона докладчик подробно расписал на примере арены в немецком Гельсенкирхене. Здесь первый стадион был построен в 1974 году, и до сих пор эксплуатируется как тренировочное поле для любительских команд. В 2001 году здесь появился второй крытый стадион - на 61,4 тыс. мест. Его собственником и главным арендатором является футбольный клуб «Шальке».
- Поле стадиона позволяет монтировать и демонтировать траву. После ее демонтажа остается ровный бетонный пол. Все это позволяет проводить здесь гонки, концерты, соревнования по биатлону, выставки. Если на матчах ФИФА вместимость арены 53,9 тысячи мест, а на играх Бундеслиги – 61 тысяча, то во время рок-концертов стадион способен принять 78 тысяч человек», - рассказал глава arenaCom Gmbh. Отдельным бизнесом стадиона в Гельсенкирхене является предоставление в аренду VIP-лож, а также помещений четырех бизнес-клубов площадью 6,5 тыс. кв. метров. По словам немца, в среднем один матч в бизнес-клубе обходитcя в 300 евро.
Среди новых источников дохода докладчик назвал самостоятельную продажу билетов, оказание услуг гостеприимства, кейтеринга, введение безналичного расчета (оплата происходит исключительно по картам, которые продаются в кассе, имеют определенный номинал и могут использоваться исключительно для оплаты услуг на территории стадиона), спонсорство, аренда стадиона, экскурсии, посещение музея местного футбольного клуба.
В итоге, суммируя все источники дохода, немецкий стадион зарабатывает 79 млн. евро в год, из которых 58 млн. евро идут в копилку местного клуба, а 21 млн. остается дирекции арены. С покрытием всех расходов стадион в немецком Гельсенкирхене получает 1,5 млн. евро чистой прибыли. «Помимо того, что данная система помогает содержать стадион, она позволила построить офис клуба, содержать фан-клуб команды, тренировочные площадки, четырехзвездочную гостиницу и многое другое», - рассказал Шпек.
В глазах участников конференции, явно потрясенных рассказом об эффективности представленной модели, так и читался вопрос: "А удастся ли повторить этот успех на «Казан-Арене»? Тем временем практичный немец признался, что консультировал не только казанцев, но обсуждал возможность участия его компании в развитии будущих футбольных стадионов в Калининграде и Москве.
это, как говорится, "пламенный привет" и тем, кто стадион во Львове на задворках построил и тем, кто в Р-н-Д хочет на левом берегу Дона, вдали от основной жилой застройки города арену возводить.
наступают на грабли, на которые в Авейру уже наступили.