"Машины Олимпиады" рассказывают о процессе создания санно-бобслейной трассы и условиях безопасности для спортсменов и зрителей. А также о строении и функционировании огромного холодильника, поддерживающего работу санно-бобслейных трасс.
Изготовление бобслейной трассы – процесс достаточно трудоёмкий, включающий в себя несколько этапов. Сначала устанавливается железобетонное основание ледяного жёлоба, имеющего различные по крутизне виражи и повороты.
Трасса должна соответствовать жёстким требованиям регламента: иметь как минимум один прямой участок и лабиринт, то есть три последовательных поворота без прямого участка.
Длина трассы достигает 1500 метров и имеет около 15 виражей.
Большинство современных трасс, за исключением Мекки санно-бобслейного спорта и самого старинного центра в Санкт-Морице, имеет искусственное происхождение.
Помимо условий по сложности к трассам выдвигаются требования по безопасности. Она должна быть надёжно огорожена, и скорость бобов и саней должна быть ограничена.
Дополнительные меры безопасности были приняты после гибели на Олимпиаде в Ванкувере грузинского саночника Нодара Кумариташвили. Спортсмен погиб во время тренировочной сессии, в результате грубой ошибки вылетев за пределы трассы.
Организаторы спешно подготовили ограждения, перенесли старт гонки, чтобы сделать её более безопасной, однако выводы были запоздалыми.
Многие сильные спортсмены были недовольны изменением трассы в канун старта, которое, по мнению экспертов, существенно перераспределило расстановку сил.
При этом определённой опасности подвигаются и болельщики, располагающиеся вдоль жёлоба.
Скорость прохождения трассы саночниками и скелетонистами достигает 110-120 км/ч, бобслеисты разгоняются до 145 км/ч. Санки или боб, вылетевший с трассы на такой скорости, несут угрозу всему, что попадётся на их пути.
Подобные скорости, кстати, вполне сопоставимы со скоростями, развиваемыми автомобилями в ряде видов автогонок.
Организаторы сочинской Олимпиады учли печальный опыт своих коллег, поэтому олимпийская трасса в Сочи "Санки" — единственная в мире, имеющая три контруклона, при этом трасса повторяет существующий рельеф местности.
Сочинская трасса позволит вместить до 5000 болельщиков и после Олимпиады останется главной базой для сборной России.
"Несмотря на большое внимание безопасности, профиль трассы в Сочи получился интересным и довольно сложным даже для профессионалов высшего уровня, у которых будет возможность продемонстрировать своё мастерство", — считает Алексей Воевода, олимпийский чемпион по бобслею.
Перед началом строительства трасс создаётся её макет. Технология строительства желоба включает несколько этапов. На первом в основание железобетонной балки устанавливается магистральный трубопровод для охлаждения трассы.
Затем вдоль трассы устанавливаются шаблоны, задающие форму желоба. После этого осуществляется монтаж трубной системы испарителей по всей длине бетонного желоба, которая достигает полутора километров.
Наконец, производится полное бетонирование поверхности желоба, после чего трасса готова к использованию.
Намораживание льда и формирование ледовой поверхности трека происходит за счёт аммиачного центра – важнейшего технологического объекта трассы.
Холодильник в 1500 метров
Для проведения соревнований по бобслею и санному спорту нужен лёд, а обеспечить его при любой погоде можно лишь с помощью специальных приспособлений.
Фактически трасса для бобслея — это холодильник длиной в 1500 метров.
В её бетонном основании скрываются многочисленные охлаждающие трубки, по которым циркулирует хладагент – аммиак. Охлаждаемую поверхность заливают водой, и образуется лёд, на котором состязаются бобслеисты и саночники.
Трассу располагают, как правило, на теневой стороне склона, так как попадание прямых солнечных лучей при тёплой погоде может растопить лёд и сделать трассу непригодной. Все эти условия были соблюдены при подготовке олимпийской трассы в Сочи.
Наморозка льда на санно-бобслейной трассе в нормальном режиме осуществляется при температуре до плюс 10 градусов.
Наморозку под контролем специалистов осуществляют с помощью компрессорных агрегатов, после чего делают формовку ледового трека. Трасса сочинского комплекса "Санки" считается всепогодной.
Как правило, организаторы соревнований стараются адаптировать трассу для своих спортсменов, а порой используют и маленькие хитрости на грани, а порой и за гранью фола.
Раскрыть подобные манипуляции и доказать их применение всегда крайне сложно, а потому скандалы тянутся долго, а в их раскрытии нередко используются приёмы промышленного шпионажа.
Так, на Олимпиаде в Турине, по слухам, итальянцы выключали морозилки трассы во время выступления своего спортсмена Армина Цоггелера, чтобы лёд плавился под более теплыми полозьями саней и создавалось оптимальное скольжение.
Когда же на старт выходили его конкуренты, холодильные установки включались, однако официально доказать факт нарушений российской стороне так и не удалось. Да и сам Цоггелер спортсмен высокого класса, способный побеждать на Олимпийских играх и без посторонней помощи.
Отдельные нарекания к организаторам периодически поступают на немецких этапах Кубка мира, где хозяева выступают, как правило, очень сильно.
Удастся ли российским саночникам и бобслеистам использовать преимущества родных стен в полной мере, покажут Игры, однако тестовые соревнования сложились для них далеко не так гладко, как хотелось бы.
Так, экипаж Александра Зубкова, лидер сезона в бобах-четвёрках, выдавший феноменальную победную серию, уступил пальму первенства бобслеистам из Латвии, что породило слухи о том, что латвийские строители, занимавшиеся разработкой и воплощением жёлоба "Санок", сконструировали трассу специально для своих соотечественников.