После нескольких лет поиска нового пристанища и внутренних распрей в лагере синих решили: новой арене суждено вырасти на «Стэмфорд Бридж».
На прошлой неделе был сделан важный шаг по воплощению давней мечты «Челси» о новом стадионе увеличенной вместительности.
2 июля держатели сезонных абонементов клуба и жители близко расположенных к «Стэмфорд Бридж» районов были приглашены на консультационную выставку, посвящённую планам преобразования арены из 41 в 60-тысячную.
Долгожданная презентация Романом Абрамовичем сооружения, настоящего собора футбола, должна будет стать важной видоизменяющей вехой в 110-летней истории клуба и определить вектор его развития на декады вперёд. Стоимость возведения грандиозной постройки составит порядка 700 млн евро.
Публичные консультации в медиазале, расположенном внутри трибуны «Ист Стенд», проходили в течение трёх дней, и участникам было представлено амбициозное видение будущей постройки в проектных изображениях цвета сепия с масштабно раскинувшимся замысловатым дизайном в металле и камне, обещающей стать не только футбольным стадионом, но и одним из архитектурных символов Лондона.
«Проект лежит вне плоскости обычных понятий о красоте и неприглядности. Он нацелен на создание чего-то совершенно уникального», – делился соображениями с The Guardian архитектор Жак Херцог из компании Herzog & de Meuron, креативные умы которой трудились над созданием стадиона «Птичье Гнездо» в Пекине и мюнхенской «Альянц Арены».
Предполагаемая вместительность обновлённого «Бриджа» сделает его четвёртой по показателю ареной Англии, а его захватывающий дух облик будет вдохновлён Вестминстерским аббатством.
Важным мотивом модернизации выступает факт недостаточности билетной выручки в финансовой стратегии «Челси», которая в сезоне-2013/14 составила 99,4 млн евро. Это на 40 млн меньше, чем у «Арсенала».
15 тысяч мест будут предоставлены вип-посетителям: руководство рассчитывает, что выручка с них составит 85% от совокупной.
Углы всех четырёх трибун смоделированы по образцу того, как выглядел стадион в 1939 году. Планы также включают возвышенные пешеходные дорожки для того, чтобы сократить число болельщиков, нагружающих Фулхэм роуд, покидая арену после матча, – это обязательное условие расширения.
Отели Millennium и Copthorne будут демонтированы, несмотря на их прибыльность, поскольку Абрамович хочет переделать место под сугубо футбольное.
При этом клуб ожидает прирост годового числа посетителей стадиона за счёт более интенсивной программы туров по самой арене и музею во внематчевое время в 0,8 млн человек (с 1,2 до 2 млн), даже несмотря на снос отелей.
Кроме того, планируется, что количество держателей сезонных абонементов вырастет до 32 тыс., а также станет доступным множество новых мест для членов клуба и местных жителей.
Важной деталью всего процесса стало желание Абрамовича учесть ошибки прошлого, допущенные при конфликте клуба с «Владельцами стадиона «Челси» (Chelsea Pitch Owners, или просто CPO), болельщицкой организацией, имеющей фригольд (безусловное право собственности на недвижимость) на «Стэмфорд Бридж» в целях защиты его от нежеланного приобретения сторонними лицами и от возможной смены места проведения матчей клуба.
Если бы Абрамович захотел переехать на другую локацию несмотря ни на что, то ему пришлось бы создавать для этого новую команду под другим названием.
Из-за ограниченности площади для строительства нового спортивного сооружения по сравнению с тем же Эшбёртон Гроув (где расположился «Эмирейтс») менеджмент клуба несколько лет назад взял курс на передислокацию, лоббируя свои идеи перед владельцем и убеждая его в нецелесообразности реконструкции объекта.
Напряжение между CPO и руководством достигло пика в октябре 2011 года, когда во время ежегодного собрания членов организации в повестку дня включили голосование о продаже фригольда клубу.
В течение нескольких дней перед процедурой старшие официальные лица «Челси», включая президента Брюса Бака, массово скупали акции CPO, чтобы добиться необходимых 75% голосов для утверждения решения, но не хватило совсем немного. И хотя ничего противозаконного не произошло, но доверительным отношениям между сторонами был нанесён ощутимый урон.
Однако с тех пор многие инициаторы хода со стороны менеджмента клуб покинули, а срыв планов по приобретению земли и/или недвижимости в компромиссных с болельщиками вариантах удаления от адреса прописки «блюз» заставили Абрамовича выступить уже с собственной инициативой.
Роман Аркадьевич в частном порядке созвал команду элитных архитекторов, планировщиков и инженеров и попросил их представить проект, двумя главными условиями которого были 60 тыс. мест и великолепие воплощения.
На этот раз вовлечение суппортеров и локальных жильцов через участие в выставке стало ключевой особенностью замысла. Ответная реакция – более чем положительная.
«Дизайн по-настоящему впечатляет, – говорит Тим Роллз, председатель траста болельщиков «Челси». — По окончании стадион будет выглядеть фантастически. Будут ли они делать модификации имеющегося или произведут определённый демонтажный откат, не так важно. Главное, что сразу же появляется ощущение огромной проделанной работы и посильного участия нас в ней».
Следующие консультационные мероприятия намечены на октябрь. Там команда экспертов рассчитывает предоставить более детализированную информацию, включая масштабную модель стадиона.
На данный момент известно, что газон будет незначительно увеличен в размерах, арена будет иметь три яруса с сохранением всех старых названий трибун. Крыши ярусов за счёт особенных материалов исполнения способны проецировать созданный болельщиками шум обратно на стадион.
Уровень газона будет опущен на 4 метра вниз, что позволит сооружать ярусы без увеличения высоты арены.
Также планируется увеличения числа мест: для детей и инвалидов более чем вдвое, для участников корпоративных и вип-программ – втрое, для обычных болельщиков, включая владельцев сезонных абонементов, до восьми тысяч.
Тем временем продолжаются переговоры с CPO, которые были формально уведомлены о планах Абрамовича ещё в середине 2014 года и приглашались на выставку в минувшую пятницу, чтобы ознакомиться с проектом отдельно.
Все остались довольны фокусировкой усилий на реконструкции вместо переезда и грандиозностью ожидающейся арены.
Роль CPO в делах управления будущим хозяйством пока является предметом обсуждений, но учитывая единство мнений в глобальных вопросах, стоит ожидать их итогов с оптимизмом.
Большинство участников полагает, что строительные работы начнутся по меньшей мере через два года и вслед за этим последует временная смена места проведения домашних игр.
Враждебность обитателей окрестностей легендарного регбийного стадиона «Туикенхэм» в отношении планов его аренды «Челси» делает этот вариант достаточно проблематичным, а переезд на «Уэмбли» заключает в себе массу вызовов логистического характера. Но для Роллза и многих других эти проблемы второстепенны.
«Люди понимают, что в краткосрочной перспективе их ожидают серьёзные неудобства, когда мы переедем», – продолжает Тим. «Но в более отдалённом будущем выгоды для клуба и его болельщиков очевидны, и особенно радует, что для всего этого нам не придётся искать новый дом».
При подобном единении перед общей целью обретение стадиона своей мечты клубом западного Лондона, соответствующего его статусу одного из европейских топов, представляется лишь делом времени.
Чемпионат
фото: Reuters
=
См. также:
"Стэмфорд Бридж" получит готический стиль (ФОТО)