Автомобильные гонки не относятся к числу видов спорта, популярных в Азербайджане. Дзюдо, бокс и шахматы вызывают тут куда больший интерес.
Но когда с конца 1990-х годов страна начала получать большие доходы от экспорта нефти, власти решили выйти на мировую арену с помощью спорта.
Выступив в качестве спонсора клуба "Атлетико Мадрид", Азербайджан принял у себя в прошлом году первые Европейские игры.
Одновременно было объявлено о плане проведения автогонок Гран-при Европы "Формула-1" в столице Азербайджана. Часть маршрута гонок пройдет по набережной в Баку.
Но с тех пор цены на нефть рухнули, и в экономике наступил спад. Теперь азербайджанцы задаются вопросом: так ли уж нужны им эти гонки?
Обычно расходы на организацию таких гонок ложатся на принимающую сторону и финансируются за счет государственных фондов.
Организаторы гонок в Баку пока никак не комментируют предстоящие расходы, заявляя, что они рассчитывают на доходы от продажи билетов и поддержку спонсоров.
"Разумеется, промоутер гонок компания Baku City Circuit сознает, что организация такого крупного события требует значительных финансовых затрат, - заявил представитель организатора чемпионата компании BCC.
- Однако мы считаем, что общее воздействие чемпионата на экономику страны - краткосрочное и долгосрочное, прямое и косвенное - будет весьма положительным".
Есть другая причина, по которой сейчас трудно оценить конечные масштабы этих затрат. Курс маната, азербайджанской валюты, в последний год отличается нестабильностью.
Решение провести в Азербайджане Гран-При "Формулы-1" было принято два года назад, когда нефть стоила 120 долларов за баррель, а курс маната к доллару составлял 1:1,27. А сейчас цена нефти упала до 30 долларов за баррель, а манат стоит 62 цента.
Фактически при подписании контракта на проведение гонок Азербайджан обязался платить 27 млн манатов в год, а сейчас он платит по 55 млн манатов в год.
Это приведет к тому, что 340 млн долларов, ранее выделенных в бюджете на проведение спортивных мероприятий, закончатся гораздо скорее, чем предполагалось.
Эксперты указывают, что устав гонок "Формулы-1" предусматривает положение о том, что сумма, которая ежегодно выплачивается промоутером гонок компании, возрастает на 10% в год.
В первый год она составляла 34 млн долларов, на следующий год она составит 37 млн долларов и так далее.
Что говорят местные жители
В Азербайджане хорошо помнят успех проведения в стране конкурса Евровидения в 2012 году и первых Европейских игр в 2015 году, которые закрепили место страны на спортивной карте мира.
"Конечно, я хотел бы, чтобы гонки состоялись. Они станут нашей витриной для всего мира", - говорит житель Баку.
Однако всё громче звучат голоса тех, кто предупреждает, что возросшие расходы на проведение крупных спортивных мероприятий могут оказаться непосильными для страны.
"Эти гонки не нужны нам. Это ненужные расходы, особенно в условиях недавних повышений цен", - говорит другой бакинец.
"Можно было бы потратить эти деньги на открытие нового завода, обучение безработных, подготовку их к работе", - вторит ему другой.
Раньше такого не бывало: даже в стране, где люди традиционно остерегаются делиться своим мнением вслух, вопрос о высоких расходах на спорт заставляет некоторых высказывать свой протест.
bbc.com
фото: baku2030.com