Футбольный ЦСКА 10 сентября открыл свой стадион, который строился с 2007 года. В интервью ТАСС президент клуба Евгений Гинер рассказал, во сколько обошлось строительство, какую прибыль будет приносить арена и какое название она может получить.
— Открылся стадион ЦСКА. Вам понравилось, как все прошло?
— Мне понравилось. Конечно, еще есть масса недоработок. Может, мы даже открылись раньше, чем стоило, может, надо было еще полгодика подождать, но тогда этого не случилось бы никогда.
Будем все "притирать" в рабочем порядке, будет наглядно видно, где лифт плохо работает, где с вентиляцией проблемы.
Да, наверное, пока есть какие-то неудобства, но есть и много хорошего. Например, болельщики после финального свистка покинули трибуны за 15 минут — мы специально засекали время.
Кроме того, у стадиона очень хорошая логистика. Неподалеку четыре станции метро, станция МЦК. Причем их, как у других стадионов, не закрывают, боясь, что все туда хлынут. Удобно подъехать к стадиону и на автомобиле.
— Некоторые жители окрестных домов, так скажем, не совсем довольны открытием стадиона. Мол, болельщики пьянствовали и будут пьянствовать у домов, в парке. Кто-то даже грозится подать в суд. Что скажете?
— Мне очень понравилось одно из выступлений Сергея Семеновича (Собянина) о Москве. Он сказал, что Москва не существует для одного человека, Москва — она для всех, для общества.
Раньше в парке была грязь, там никого не было, но можно было погулять с собачкой в одиночестве. Я так понимаю, это нравилось тем, кто сейчас возмущается.
Мы и районная префектура со своей стороны привели в порядок парк "Березовая роща", чтобы там можно было комфортно гулять и взрослым, и детям, дышать свежим воздухом.
А что касается воспитания… К сожалению, мы не в силах что-то изменить.
Сам по себе район Ходынского поля замечательный. Он еще отстраивается, из-за чего где-то еще есть неудобства, но скоро появятся новые красивые бульвары. Все будет чисто, аккуратно.
Был построен прекрасный стадион. Довольно неординарный. Мне кажется, от него исходит положительная энергетика. Он уютный, домашний.
Я утверждаю это вовсе не потому, что его построил, — об этом говорят люди, которые побывали на арене. Они восхищаются тем, чтобы было построено, и мне радостно от этого.
— Когда начнет функционировать станция метро "ЦСКА"?
— Город сказал, что это произойдет в декабре этого года.
Город абсолютно согласен с тем, что этот район — мекка ЦСКА. Не только футбольного — это и хоккей, и баскетбол, и фехтование, и многие-многие другие виды спорта.
Поэтому очень правильно, что нам пошли навстречу в вопросе названия станции. Есть станция "Динамо", есть станция "Спартак". Переименовывать "Черкизово" в "Локомотив", наверное, неправильно, потому что это уже устоявшееся в народе название станции, а станция "ЦСКА" новая.
А называть ее "Ходынское поле", учитывая, в связи с чем Ходынское поле вошло в историю (давка на Ходынском поле в 1896 году. — Прим. ТАСС), думаю, не совсем корректно.
— На стадионе будут проводиться концерты?
— Обязательно. И концерты, и олимпиады больших государственных и частных структур. Футбольные матчи будем проводить не только с участием ЦСКА.
Например, недавно мы встречались с Виталием Леонтьевичем (Мутко), и он хотел бы, чтобы на нашей арене прошел матч женской сборной России. На стадионе жизнь должна кипеть постоянно. Это будет только улучшать качество работы стадиона.
— Когда откроется Музей ЦСКА? И в чем будет его особенность?
— Спортивная часть стадиона готова, а другие будем доделывать — это, например, спортивные залы и, конечно же, музей. На создание нужно время.
Правильно поступил "Спартак", который не открыл свой музей вместе со стадионом, а сделал это позже (спустя полтора года. — Прим. ТАСС).
— Вы были в спартаковском музее?
— Был.
— И как вам?
— Мне понравилось.
Сначала мы выслушаем предложения о том, каким должен быть наш музей, устроим конкурс. Что касается особенности музея, то самое главное — что в нем будет показана вся история ЦСКА, от Общества любителей лыжного спорта (ОЛЛС), с 1911 года.
Многое, что есть в моем кабинете, перекочует в музей — я говорю даже не о коллекции призов. Есть различные памятные сувениры. К примеру, Роман Аркадьевич (Абрамович) подарил памятную тарелку от "Челси".
Надо отдать должное болельщикам — люди передают старые фотографии. Все это будет в музее. Один болельщик собрал программки со всех матчей ЦСКА, сделав книгу с их снимками. Подготовка к созданию музея идет уже давно.
— На стадионе нет изображения Валерия Газзаева, с которым ЦСКА выиграл Кубок УЕФА. Оно появится?
— Обязательно. Если бы мы вешали фотографии, тогда могли бы быть вопросы. Художники же не могут взять и за один день нарисовать всю историю ЦСКА. На это нужно время.
Валерий Георгиевич - одна из вех ЦСКА. Его изображение непременно появится на стадионе, это вопрос времени. И наша галерея, которая, на мой взгляд, получается очень красивой, будет только расширяться.
Там будут изображения и Валерия Газзаева, и других игроков и тренеров, которые сыграли важную роль в истории клуба.
— Почему не удалось открыть стадион матчем с "Челси"?
— Мне очень неудобно. Считаю, что я даже подвел Романа Аркадьевича (Абрамовича). "Челси" рассчитывал приехать к нам в рамках тренировочного периода, провести матч.
Но, к сожалению, мы не успевали получить все необходимые бумаги, чтобы появилась возможность пустить на стадион зрителей. А играть без болельщиков не могли.
Я очень благодарен Роману Аркадьевичу, он решил вопрос, и "Челси" должен был приехать, но мы не успели. Мне очень неудобно из-за того, что им пришлось менять планы.
Надеюсь, что до весны мы все доделаем, и я буду снова просить Романа Аркадьевича, чтобы "Челси" в свое свободное время к нам приехал. Может, после окончания сезона или в какой-то другой момент.
Многие удивляются, мол, ты уже провел открытие стадиона, зачем еще одно, но мне бы все же хотелось устроить такой матч, порадовать болельщиков.
"Если стадион будет называться "ВЭБ-Арена", то навсегда"
— Вы говорили, что стоимость строительства стадиона составила $350 млн. Эта сумма включает в себя только футбольную арену или весь комплекс?
— Это общая стоимость комплекса. Может, не 350 млн, а 349 или 351, но в районе 350.
— Два года назад говорилось, что стоимость комплекса будет в районе 400 млн.
— Нам удалось сэкономить более 40 млн. Об этом, в частности, говорил в интервью Сергей Николаевич Горьков (председатель Внешэкономбанка). Было вложено около 120 млн своих денег и открыта кредитная линия в размере 280 млн, но мы ее не выбрали.
— Колебания курса рубля сильно повлияли на строительство?
— Нет, не очень.
— Есть ли вероятность, что стадион будет называться "ВЭБ-Арена"?
— Есть. Мы ведем переговоры. Думаю, они скоро закончатся. Считаю, что стадион нужно изначально называть тем именем, которое он будет носить в дальнейшем, — это такая же история, что и с называнием станции метро.
И нельзя называть на пять-шесть лет, а потом менять. Если стадион будет называться "ВЭБ-Арена", то будет называться так всегда.
— То есть будет бессрочный контракт?
— Он не может быть бессрочным. Во всем мире подписываются контракты где-то на 15–20 лет, а дальше остается то же название, но платятся уже другие деньги.
— "ВЭБ-Арена" — единственный вариант или есть компании, которые тоже хотели бы поучаствовать в нэйминге стадиона?
— Мое мнение как бизнесмена — когда переговоры идут и идут очень плодотворно, вести другие, чтобы кого-то раскручивать на большие деньги, некорректно. Поэтому мы сейчас договариваемся только с ВЭБ.
Если теоретически что-то не получится — в мире все возможно, — то у нас есть еще несколько вариантов, с кем обговорить данную тему.
— Когда планируете завершить переговоры?
— В ближайшее время.
— Какова годичная стоимость обслуживания стадиона?
— Это можно подсчитать. Думаю, наш гендиректор может сказать точную цифру.
Я многим задавал вопрос: сколько людей, по их мнению, работает на стадионе. Вот вы как думаете?
— Человек 500.
— А их шестеро. Это директор, агрономы, бухгалтера.
— А стюарды?
— Это волонтеры.
— Технические службы?
— Что касается технических и других служб, то мы подписали договоры с компаниями и они должны выполнять их. Сколько людей они будут использовать, меня не интересует.
Есть обговоренные цены об уборке, о питании, об электричестве, о вентиляции и так далее. Естественно, на матчах все службы присутствуют. Между игр они инспектируют, устраняют неполадки, если есть.
Я не думаю, что у нас будут какие-то большие расходы на стадион.
— Сколько ЦСКА планирует зарабатывать на стадионе?
— Мы считали, что должны зарабатывать порядка $20 млн в год. Я говорю именно о стадионе, а не об офисах, гостинице. Во всем мире клубы зарабатывают только на скай-боксах.
Зоны VIP, фан-секторов и все остальное идут на расход — это не такие дорогие билеты. А скай-боксы остаются уже в плюсе.
Как только мы сдадим все скай-боксы и стадион будет так же заполняться, то выйдет приблизительно такая сумма.
ТАСС
фото: vk.com/cskaarena
=
См. также:
Фейерверк, аншлаг на трибунах и "Подковка армейская": ЦСКА открыл новый стадион