Главная » 2019»Травень»27 » Стадион «Аякса» помогает развиваться всему Амстердаму. И консультирует арены по всему миру
21:00
Стадион «Аякса» помогает развиваться всему Амстердаму. И консультирует арены по всему миру
История о проверке идей, которые могут выходить за рамки спорта.
Директор «Йохан Кройфф Арены» по международным проектам и инновациям Сандер ван Стипаут рассказал Sport Connect, как устроена работа одного из самых продвинутых стадионов мира.
Арена зарабатывает с 2001-го и инвестирует в инновации. Как это устроено?
Только получив Евро-2020, мы поняли: нет смысла увеличивать вместимость, нужно работать над качеством услуг. Пятилетнюю программу обновления мы разделили на несколько фаз, часть работы останется доделать после турнира.
Арена показывает операционную прибыль с 2001 года, у нас есть возможность реинвестировать эти средства – конечно же, это основной ресурс для развития. Стадион не предназначен для извлечения прибыли, с такой целью работает «Аякс» как клуб, а для нас главный показатель – безубыточность. Но так как клуб-арендатор выступает успешно, привлекает большую аудиторию на арену, а мы дополняем это своей эффективной работой, появляется возможность развиваться еще быстрее.
Основные источники дохода – арендная плата «Аякса» и национальной футбольной федерации, кейтеринг, мероприятия на стадионе (конференции, выставки), спонсоры, экскурсионные туры, а также наши консультации для других стадионов и инновационный центр. Например, инновационный центр получилось создать, потому что мы привлекли стратегических партнеров: они платят нам как кураторам проекта, на эти деньги мы нанимаем сотрудников.
Мы стремимся загружать арену максимально. Летом, как правило, убираем газон, а перед первым матчем нового сезона укладываем новый. По ходу сезона стараемся так не делать. Даже если из-за какого-либо события накрываем траву на неделю, пытаемся привести ее в идеальное состояние перед мероприятием и быстро восстановить после. Хотя план «б» с экстренной заменой газона у нас всегда есть, технология отработана.
Зимой мы однажды сами построили парк зимних развлечений – с катком и лыжами, как это делают на некоторых других аренах, но потом поняли: у нас не так уж много времени, чтобы привести поле в порядок перед январскими матчами. Сейчас мы готовы сотрудничать с организацией, которая возьмет стадион в аренду и реализует подобный проект под ключ, но сами предпочитаем в это не ввязываться. А за состоянием газона постоянно следит автоматическая система, которая учитывает все аспекты и подсказывает, что нужно улучшить и насколько быстро поле придет в приемлемое состояние.
У амстердамской арены – своя инновационная платформа. Как она работает?
Мы организовали Amsterdam Innovation Arena – платформу для партнеров по всем направлениям. Мы не инвестиционный фонд, самостоятельно искать потенциально сильные проекты и вкладывать в них деньги – не совсем наша работа. Поэтому мы создали отдельную площадку: разработчики и крупный бизнес приходят к нам каждый со своей целью, но в итоге могут и объединиться.
Потенциальных участников инновационной лаборатории мы отбираем так, чтобы технология могла работать не только на нашем стадионе, а как минимум на других тоже, в идеале – в масштабах города. Иначе в проект просто неинтересно инвестировать. Наша цель – быть аналогом умного города. Этот подход гарантирует внимание руководства города. Мы стали главной городской площадкой для отработки новых технологий. Нам это интересно и с имиджевой, и с коммерческой точек зрения.
Например, многие уже интересуются нашей технологией для накапливания энергии, наш Mobility portal (сервис, где можно указать, откуда и каким образом ты едешь на арену, получить советы о самом удобном маршруте, месте для парковки и даже забронировать место с удобной стороны) уже использует город (в главном бизнес-районе Амстердама) и один частный выставочный центр. Проблема всегда схожая: если вбить в гугл «Йохан Кройфф Арена», навигатор приведет вас к центральным воротам, а это не всегда удобно – точно так же с любым большим городским объектом. Параллельно мы узнаем, откуда именно приезжает наша аудитория.
Естественно, вопрос денег – всегда главный. Когда нам нужно что-то сделать, мы оцениваем, сколько готовы потратить на решение конкретной проблемы, а моя задача – приблизить каждый случай к бизнес-эффективности. Если мы инвестируем одну сумму, а наш партнер вкладывает другую и при этом гарантирует, что после удачного теста купит технологию, гораздо вероятнее, что мы решимся потратить деньги. Бывает, что инвестиции вообще не нужны: например, мы помогли компании Signify продемонстрировать возможности в технологиях фасадного освещения. Они реализовали проект на стадионе полностью за свой счет, а дальше зарабатывают на новых заказах, которые привлекли благодаря такому промо.
Стадион получил почти 200 новых идей и протестирует 30 за год. Зачем?
Полуфинал Лиги чемпионов – неожиданность для нас, никаких особенных услуг к ответному матчу «Аякса» с «Тоттенхэмом» мы не готовили, потому что все разработки ведутся с партнерами планомерно. Нам удобно сформулировать путь развития на пять лет вперед, как в случае с Евро-2020.
Недавно мы реализовали программу Change the game: объявили конкурс для стартапов, каждый мог рассказать о своей идее, презентовать ее сильные стороны. Мы получили 189 заявок, в Амстердам прилетели представители 35 компаний, которые мы выбрали, – чтобы обсудить дальнейшее сотрудничество и понять, как внедрить их решения, как превратить их в бизнес-кейсы. Там есть продукты разного фокуса: связанные с билетами, с вовлечением аудитории внутри стадиона, даже дома и так далее.
Наверняка установим на стадионе камеры и будем делать панорамные снимки в момент, когда «Аякс» забьет – чтобы каждый зритель мог потом найти себя и увидеть свои эмоции. Это никак не скажется на впечатлениях болельщиков во время игры, но превратится в классный виральный контент. Мы внимательно смотрим на все AR-проекты – потому что дополненная реальность помогает стадиону оживать, становиться ярче. Есть ли среди проектов, которые мы выбрали, шокирующие инновационностью? Пожалуй, нет. Но если все или хотя бы часть из них сработает, мы существенно дополним свое предложение и будем лучше понимать аудиторию.
Все выглядело бы совсем иначе, если бы наш стадион только открывался и нам нужно было удивить людей, предложить им сразу много уникальных услуг. Арена работает давно, ко всем нововведениям мы подходим очень тщательно: даем посетителям время, чтобы привыкнуть, оценить пользу и понять, готовы ли они воспользоваться услугой во второй раз, готовы ли за нее дополнительно платить.
При этом мы не выбираем совсем уж гипотетические идеи или проекты в эмбриональном состоянии – мы работаем с теми техническими решениями, которые уже существуют. Возможно, для их внедрения понадобится определенное время, но по крайней мере мы сразу будем видеть, как это сделать. Думаю, в течение года все или хотя бы три четверти проектов, которые были отобраны во время программы Change the game, мы на арене протестируем.
Консультации мы даем постоянно, я руководитель этого направления. Мы не те, кто приходит в другую страну и пытается работать вместо сотрудников клуба или арены, было бы глупо даже пытаться без понимания местного рынка. Мы делимся опытом и предостерегаем от ошибок, которые сами допустили за эти годы. Бывает, что наша работа обширнее: например, с тремя бразильскими стадионами (в Натале, Порту-Алегри и Сальвадоре) мы работали плотнее и больше отвечали за результат, сейчас в том же формате сотрудничаем с оргкомитетом чемпионата мира-2022.
Первая задача для любого стадиона – выход в ноль. Наши возможности как советников лимитированы, к тому же никто не может контролировать обстоятельства: в Бразилии, например, у наших арен все шло хорошо до чемпионата мира, все в порядке и сейчас, но сразу после турнира в стране случился экономический коллапс.
Sport Connect фото: wur.nl, nl.linkedin.com/in/evelinew