Строящийся стадион на Крестовском острове — в простонародье «Зенит-Арена» — давно стал живым символом расточительства, медлительности и бюрократии.
Стадион был заложен еще в 2007 году. Сроки его открытия переносились несчетное количество раз, а смета возросла с 6,7 до 43,8 милрд рублей.
Фотокорреспондент «Ленты.ру» побывал на самом масштабном долгострое российского спорта и убедился, что за последнее время ситуация несколько изменилась: стадион перестал дорожать и начал активно строиться.
Главный вход и центральная лестница стадиона. Высота здания будет составлять почти 80 метров, а с учетом пилонов — около 110 метров.
Изначально в 2006 году администрация Санкт-Петербурга запланировал клубный стадион городского масштаба. Проект той арены был почти в два раза меньше нынешнего. В 2008 году, когда стадион начали строить по проекту бюро Кишо Курокавы, «Зенит» обратился за консультацией в компанию IMG, которая скорректировала проект в сторону коммерческой окупаемости объекта.
В подтрибунных помещениях ведется монтаж инженерных коммуникаций — электрических, пожарных, канализационных сетей. Их готовность составляет 35 процентов.
Дополнительно были запроектированы помещения для сопутствующей инфраструктуры. Когда же ФИФА отдала России ЧМ, то питерские власти решили увеличить вместимость стадиона с 40 до 68 тысяч человек, чтобы он соответствовал требованиям ФИФА. Изменения с сохранением архитектурной концепции потребовали полного перепроектирования объекта.
Чаша трибун будет перекрываться раздвижным куполом диаметром 286 метров, опирающимся на 8 мачт. Кровля готова более чем на 60 процентов.
Разработка новой документации и госэкспертиза проектных решений заняли почти два года. На это время работы были фактически приостановлены. На объекте в вялотекущем режиме работало 200-300 человек на участках.
Кресла для болельщиков ждут установки на трибуны, которая начнется уже этой зимой. Стадион будет вмещать почти 67 тысяч зрителей и на момент открытия в 2016 году будет первым по этому показателю в России. Однако в 2017 году заново откроется стадион в Лужниках, который после реконструкции сможет принять до 81 тысячи человек единовременно.
Трибуны готовят к установке временных сооружений, которые позволят вести работы и в холодное время года.
За последние полтора года, c момента, когда были получены окончательные проектные решения, стадион построен уже на 65-70 процентов (для сравнения в январе 2013 года готовность объекта оценивалась в 30 процентов за пять лет с начала строительства).
Благодаря мосту выкатного поля в обычные дни газон будут убирать за пределы чаши, чтобы он получал необходимое количество солнечного света. Таким образом травяное покрытие будет максимально защищено от петербургской непогоды.
Несколько помещений решили соорудить прямо в холме, на котором стоит стадион. Они будут задействованы под гардеробные, хранение инвентаря и различной техники.
На объекте трудятся около 2,5 тысяч рабочих, которые обеспечивают все виды работ: монтаж поля, крыши, инженерии, фасадов, отделка помещений. Все проектные решения приняты и аудированы инспекторами ФИФА и УЕФА.
Строительный городок тоже занимает немало места.
Контракты на завершение строительства подписаны. Компания «Трансстрой», генподрядчик строительства, в свое время была проектировщиком БСА «Лужники».
Стадион «Петровский»
Так ухаживают за газоном на стадионе «Петровский», где сейчас выступает «Зенит». Здесь нет ни крыши (хотя такой проект обсуждался в советское время), ни выдвижного поля, поэтому траву приходится по старинке накрывать пленкой.
Для некоторых фанатов кресла снабжаются специальными табличками.
«Петровский» вмещает почти 21 тысячу человек. Это в три раза меньше, чем на «Зенит-Арене». В холодное время года газон требует особого ухода. Специальные лампы помогают ускорить темпы роста травы в экстремальных погодных условиях.
В раздевалке «Зенита» есть все, и даже немного больше. К примеру, специальная раковина для мытья бутс.
Здесь футболисты получают установку на игру, экипировку, при необходимости — медицинскую помощь и даже массаж.
Это кресло принадлежит самому Михаилу Боярскому.
Одна из четырех мачт, освещающих «Петровский».
Лента.ру