Команда
автомобильного концерна Пежо Сошо была создана в 1928 году. И тут же
для неё на территории завода было выделено место под стадион, который
соорудили к 1931 году.
Назывался он тогда Стад де ля Форж (Stade de la Forge) и вмещал 1 тысячу
зрителей. К 1935 году вместимость увеличили до 10 160 мест, третья
часть из которых была сидячими.
Сошо всё это время прогрессировал и креп, и к тому моменту неожиданно
быстро, но вполне прогнозируемо (учитывая профессиональный подход
руководства) наступил рассвет клуба. В 1935 году он становится чемпионом
Франции. Через два года берёт Кубок страны, а ещё через год снова
добывает чемпионство, став уже двукратным чемпионом Франции. Двукратными
они продолжают оставаться и поныне. В современной истории могут
похвастаться победой в Кубке Лиги 2004 года и выигрышем национального
Кубка-2007.
После войны стадион переименовали в честь убитого немцами члена совета
директоров Сошо и директора одного из заводов Пежо Огюста Боналя. Так
арена и называется Стад Огюст Бональ (Stade Auguste Bonal).
Кстати,
город Сошо, в котором расположен клуб и завод Пежо, и городом-то не
назовёшь. На самом деле это небольшая коммуна. По сути, представляет собой посёлок,
образованный вокруг завода. Всё это дело соседствует с ещё одной, более населённой, коммуной Монбельяр. Последняя - тоже небольшое поселение, но всё же больше походит на административную единицу. И клуб Сошо, надо
сказать, на самом-то деле в своём названии объединяет обе эти коммуны.
Официально он называется ФК Сошо-Монбельяр (FC Sochaux-Montbeliard), отсюда и распространённая
клубная аббревиатура FCSM (прям как у другой всеми знаной команды, чьё
название слишком известно чтобы его называть (с)).
Находятся Сошо и Монбельяр в восточной части Франции на самой границе с
Швейцарией и в то же время рядом с Германией. Ближайшими большими городами
здесь являются малоизвестный Мюлуз и хорошо известный швейцарский Базель, расположенные в километрах 30-40.
Международного аэропорта в коммунах, естественно, нет (если таковым не
считать небольшой аэропорт местного значения в Бельфоре, что в 20
километрах). Следовательно, прилетатели в Сошо чаще всего пользуются
аэропортом Базеля. Он же, к слову, обслуживает и немецкий город
Фрайбург. Показательный пример европейской глобализации и унификации,
так сказать.
Но мы всё же о стадионе. К 1957 году его решили обновить. А когда в 1973
году Сошо пробился в еврокубки, уже просто пришлось проводить
реконструкцию, чтобы арена отвечала предъявляемым требованиям того
времени.
Проходит
двадцать лет и в начале 90-х вопрос о строительстве нового стадиона
становится насущным. Несколько лет ушло на разговоры. К 1998 году на
основе каннского стадиона Мишель д’Орнано был создан проект новой арены
Сошо, а уже через два года, в 2000 году, стадион был построен. Если
сравнивать со Стад Мишель д’Орнано, то сравнение будет явно не в пользу
пежововцев. Стад Огюст Бональ очень похож на прародителя, но проще
буквально во всём. Да и вообще получился очень не дорогим по европейским
меркам. Стоил всего $18 млн.
Вмещает
Стад Огюст Бональ 20 005 зрителей. Это вместимость, которой он
располагает уже сегодня. На момент строительства она была чуть поболе.
Небольшая реконструкция арены была проведена в 2007 году перед стартом в
КУЕФА, куда Сошо пробился благодаря победе в Кубке Франции.
В деталях рассмотреть стадион можно [здесь], воспользовавшись 3D-панорамами. Их там семь штук:
За
все эти годы завод Пежо никуда не делся, а наоборот разросся и
увеличился. И получается, что производственные цеха чуть ли не напирают
на Восточную трибуну стадиона. Чуть южнее здесь располагается
тренировочное поле, а за ним большой 5-этажный паркинг. Построен он
больше для рабочих завода, чем для стадиона, но всё же и интересы
стадиона здесь также учтены. Одна контора, как-никак.
Отдельно скажу про непримечательную, но оригинальную как для современных
стадионов конструктивную особенность. Заключается она в том, что каркас
крыши стадиона выполнен из деревянных конструкций. У стадиона-прототипа
Стад Мишель д’Орнано в тех же местах использованы металлические
конструкции. А здесь решили сделать так.
Сейчас уже стадион созрел до очередной реконструкции, но её пока
проводить не собираются. И когда соберутся - не известно. Но и без неё
Стад Огюст Бональ - всё-таки уютный, чисто футбольный, двухъярусный
стадион с полностью крытыми трибунами. А этими чеснотами может
похвастаться далеко не каждая арена.
Стад Огюст Бональ
Страна: Франция
Город: Монбельяр
Команда: Сошо
Полное название: Стад Огюст Бональ (Stade Auguste Bonal)
Вместимость: 20 005 зрителей
Ярусов: 2
Размер поля: 106 x 68 метров
Освещение: 1 100 люкс
Крыша: 100% зрительских мест
Год постройки: 2000 г.
Последняя реконструкция: 2007 г.
Фото (некоторые кликабельны):
Трибуны: Северная, Восточная, Южная, Западная.
Деревянные конструкции навеса.
Северо-восточный угол. Здесь находится одно из двух видеотабло.
Центральная трибуна, вип-места, комментаторские кабины и ложа прессы.
Огражденный со всех сторон гостевой сектор и баннеры фанов Сошо.
Кресла на стадионе не складывающиеся.
Однажды на этом
стадионе играла сборная Франции. В отборе на Евро-2008 принимали сборную
Фарерских островов. Было это в октябре 2006 года. Также один раз сюда
заезжала регбийная сборная.
Памятная табличка, посвящённая Боналю.
Тренировочное поле у стадиона и паркинг за ним.
Стадион с высоты птичьего полёта.
Общий вид на коммуну Сошо, завод Пежо и Стад Огюст Бональ.
Использованы фото: google.com, panoramio.com, stadiombesuch.de, stades.ch, fcsochaux.fr