Он бороздит просторы хоккейной коробки, чинит лёд любого качества и имеет свыше 80 л.с.
"Машины Олимпиады" рассказывают о машине для заливки льда.
В перерыве каждого хоккейного матча на лёд выезжает широченная и мощная, судя по гулу, машина, которая постепенно начинает избавлять лёд от неровностей и прочих дефектов.
Катается она по овалу и всё время сокращает его радиус, а затем, совершив круг почёта, вновь отправляется в подтрибунное помещение. Носит этот ледовый комбайн сложное для русского языка название – ресурфейсер, а изобретён он был лишь в середине прошлого века.
До этого работы по выравниванию и восстановлению льда были весьма трудоёмким процессом и осуществлялись вручную. Естественно, что ни о каком качественном восстановлении площадки в перерыве хоккейного матча не могло идти и речи, а потому к концу игры качество покрытия оставляло желать лучшего.
Американский изобретатель итальянского происхождения Фрэнк Замбони в 1949 году совершил настоящую революцию, создав машину по восстановлению льда. Примечательно, что, разрабатывая холодильники в молочной промышленности, Замбони с братом не был так успешен.
В ходе работы ресурфейсер срезает несколько миллиметров верхнего слоя льда, а его нож действует аналогично лезвию бритвы. Чем поверхность льда мягче, тем глубже будет резать нож.
Другое приспособление собирает остатки ледяной стружки и снега в специальный бак, который способен вместить от 500 до 1200 литров.
Под баком для сбора снега, находятся две ёмкости с водой, вода из одного бака используется для мойки льда после срезания верхнего слоя, а вода из другого бака необходима для заливки нового слоя льда.
Вода распространяется таким образом, что смывает грязь и заполняет трещины и щели на ледяной поверхности. Излишки воды ликвидируются специальным резиновым полотенцем в задней части машины.
Новый слой льда быстро соединяется со старым и формирует общую твёрдую и монолитную поверхность. Такая конструкция даже более надёжна, чем просто заливка нового слоя льда.
Завершив работу, комбайн отправляется в специальный гараж, где температура должна быть всегда выше 1 градуса тепла для предотвращения замерзания воды в баках.
В настоящее время наиболее распространены машины трёх компаний – Olympia (обладает самым длинным и широким ножом), Zamboni и Icecat. Такая машина весит от двух до трёх тонн и обладает мощностью свыше 80 лошадиных сил.
Первыми заказчиками машины Замбони стали хозяева клубов НХЛ, а вскоре её стали применять и в других видах спорта.
В 1960 году в Риме ледовый комбайн стал уже полноценным участником Олимпийских игр, без которого не обходилось ни одно ледовое соревнование.