Центральный спортивный комплекс «Неман», который пару лет назад отметил свое 50-летие, пережил второе рождение в 2008 году.
Именно тогда произошла масштабная реконструкция спорткомплекса, и советское наследство под названием «Красное знамя» превратилось в современный ЦСК «Неман».
О прошлом, настоящем и будущем спорткомплекса-красавца, на котором проводит свои матчи главная футбольная команда Гродненщены – ФК «Неман», Offside.by рассказывает директор Франц Летяго.
— Стадион начали строить в 1962 году, — рассказывает Франц Иосифович. — Разрешение получили в ВЦСПС профсоюзов – в Москве. Шли согласования, а затем профсоюзы построили стадион, в 1964 году сдали.
К тому моменту уже была команда, которая стала выступать на новом стадионе. Стадион тогда назывался «Красное знамя». До 2003 года он еще какое-то время звался спорткомбинатом «Неман».
А затем началась реконструкция стадиона, а в 2008 году она была завершена. При этом старый стадион был полностью разрушен, и на его месте построили новый.
Из прежних строений остался только дом физкультуры – где раньше раздевалки «Немана» были, а теперь – табло. Ну и общежитие бывшее, которое теперь переделано в гостиницу, осталось. Остальное все – гаражи, туалеты – было снесено и построено заново.
Даже часть домов по улице Калиновского были снесены, люди получили квартиры, а на этом месте были построены западная трибуна и поле для хоккея на траве. В 2008 году стадион был сдан.
Многие годы болельщики «Немана» связывают порой необъяснимое невезение родной команды с тем фактом, что стадион построен на месте бывшего… кладбища. В 19 веке на месте сегодняшнего стадиона «Неман» активно функционировало Новое еврейское кладбище, причем в течение целых 150 лет.
Кладбище закрыли незадолго до Великой Отечественной войны. Занявшие эту территорию немцы, поговаривают, использовали надгробные плиты для строительства ступеней к речке Городничанке…
В середине 1950-х годов уже Советские власти окончательно уничтожили кладбище: на образовавшемся пустыре и был построен стадион.
Говорят, местные жители использовали надгробия для хозяйственных построек и дорожек, плиты с еврейских могил легли в постамент памятника Ленину на центральной площади Гродно…
Мы, естественно, поинтересовались у Франца Иосифовича насчет истории вопроса. Что он думает по поводу возможного «паранормального» влияния места дислокации комплекса?
— Конечно, это все предрассудки. Стадион освещал и батюшка, и ксендз – команда приглашала в связи с неудачами. Не знаю только, приглашали ли раввина. Но в свое время тут было много вопросов, когда еврейская община писала и в УЕФА, и в ФИФА, что стадион построен «на костях»...
Причем, когда изначально строился стадион, все молчали, хотя страшно даже рассказывать, что тут творилось в 1962 году (со слов старшего поколения) при подготовке площадки для строительства.
Но тогда добро давала Москва, а когда началась реконструкция, тогда появились вопросы. К сожалению, и при реконструкции находили останки захороненных людей… Они сразу вывозились и перезахоранивались.
Мы уважаем память захороненных здесь людей, но решение о строительстве стадиона принималось 50 лет назад. А УЕФА в ответ на петиции ответил, что стадион реконструируется на месте старого стадиона, а не ныне существующего кладбища.
Потому вопрос был улажен, в том числе и с еврейской общиной. В связи с этим в память о захороненных здесь людях на ограждении спорткомплекса появилась мемориальная доска, написанная на иврите. Кладбище здесь было большое, даже дорога по улице Калиновского построена на бывшей его территории.
Итак, в 2008 году открыл свои двери практически новый спортивный комплекс. Наверное, это была недешевой затеей — построить комплекс с нуля.
— По тем ценам это вышло примерно 100 миллиардов белорусских рублей (по курсу обмена валют в 2008 году это порядка 47 млн. долларов – прим.авт.). В эту стоимость вошло все оборудование, табло – все.
Единственное, на легкоатлетические дорожки фирмы Mondo, которые стоят 900 тыс. евро, деньги выделил президент Беларуси. А все остальное – искуственное поле, натуральный газон, поле для хоккея на траве – покупали за деньги из областного бюджета.
Сделан и манеж, деньги вложены правильно. Здесь и дети теперь тренируются, и любители футбола по вечерам приходят. Дети и все школы по приказу президента тренируются бесплатно, а для населения аренда полей, тренажерных залов платная.
Сауна и баня реконструирована, гостиница «Спорт» – бывшее общежитие гостиничного типа. Гостиница востребована, работает постоянно с прибылью, на 5 апреля уже нет мест.
Кафе новое появилось: раньше была небольшая забегаловка, в которой пиво продавали, а теперь полноценное кафе с хорошей прибылью, летом оно зарабатывает до 100 миллионов рублей.
— В новом кафе и футбол можно сразу просматривать.
— Да. Сейчас продаем билеты в кафе, есть еще и вип-зал, где 50 человек можно посадить. Готовим как раз билеты в «Арену». Сейчас, в такую ненастную погоду, выкупаются все места.
ЦСК «Неман» получил достойные оценки от УЕФА и Европейской легкоатлетической ассоциации.
— Сейчас ЦСК «Неман» — на передовых позициях в республике, — говорит Франц Иосифович. — Мы получили категорию три звезды от УЕФА, второй класс от Европейской легкоатлетической ассоциации.
— Для сравнения: первый класс – это когда можно уже проводить чемпионат мира по легкой атлетике. У нас можно проводить мировое первенство по легкой атлетике, но среди молодежи и юношей. А в футболе, как известно, мы уже проводили матчи Лиги Европы.
Если бы мы установили электронный подсчет зрителей на входе, нам бы дали четыре звезды. Но я в настоящий момент смысла в этом не вижу, потому что построили стадион в Борисове, и никто теперь на матчи Лиги Европы и Лиги чемпионов у нас не будет арендовать стадион.
Одна надежда на «Неман», тогда мы быстро все сделаем. Когда БАТЭ у нас играл с «Фенербахче», ставили временные турникеты, и был точный подсчет билетов. Эта система гарантировала защиту от поддельных билетов и прохода двух человек по одному квитку.
Мишель Платини вручает грамоту Францу Летяго за развитие футбола
Франц Летяго – известный в прошлом футбольный арбитр. Как возник вариант возглавить спортивный комплекс?
— Я с 1996 года в течении 14 лет был председателем Федерации футбола Гродненской области, был членом исполкома АБФФ. Вот тогда председатель федерации футбола – Невыглас – предложил возглавить стадион, поверил, что у меня все получится.
С декабря 2004 года я был назначен исполняющим обязанности директора стадиона, а с 25 января 2005-го уже работал по контракту директором. При мне и шла реконструкция стадиона.
— Можно сказать, это ваше детище.
— Да, все при мне происходило. Помню, как пришел работать, быстро готовили в доме физкультурника две раздевалки. На поле еще можно было играть, и «Неман» еще играл во время реконструкции, пока она не набрала ход.
Потом гродненский клуб сыграл пару матчей в Лиде, тут поле новое быстро уложили, и буквально через месяц можно было в щадящем режиме на нем играть.
— Кто разрабатывал проект стадиона?
— Проект готовил местный архитектор Владимир Евдокимов. Ездили смотреть стадионы в Польше, в частности – в Быдгощe, Лешно. Некоторые идеи подсмотрели там. Манеж у нас похож на тот, что в Быдгоще, но трибуны по-другому расположены.
Я, например, хотел бы, чтобы было больше мест, а чаша была закругленной, и чтобы сзади за трибунами не было «курганов»-насыпей, чтобы можно было торговые точки расставить с обратной стороны трибун.
Не раз доводилось слышать отличные отзывы о газоне на гродненской арене. Подготовить поле к ранней весне — не проблема.
— Газон из Волгограда, там специальный питомник. В рулонах его привозили в машинах-фурах с морозильными установками, здесь быстро укладывали.
В Волгограде почти такой же климат: газон вырастили, подрезчиком специальным сняли, в рулоны (по метра полтора в длину, примерно полметра в ширину) сворачивали, привозили сюда, а тут уже российские специалисты укладывали.
При обильном поливании трава быстро схватывается, корни врастаются в заранее подготовленную почву, и газон готов.
— Вы сказали, что тут установлено достаточно дорогое покрытие на беговых дорожках.
— Да. В то время такое покрытие было на Олимпийских играх в Афинах, это «быстрые» дорожки. На постсоветском пространстве в тот момент оно было первым. Поэтому все чемпионаты Беларуси – открытые и закрытые – проводятся здесь, в Гродно, все условия созданы.
Крытый манеж длиной 270 метров позволяет проводить соревнования по бегу на 100 метров, там же и ямы для прыжков в длину и с шестом.
— Хотели еще оборудовать круг для толкания ядра, но это очень опасно, когда много занимается людей. Этажом выше – зал для спортивной гимнастики, а в другом зале у нас батут. Эти два зала нам уже подготовили призеров европейских соревнований — как по гимнастике, так и по прыжкам на батуте.
К ЦСК «Неман» относится и площадка для метателей копья, диска, толкания ядра, которая находится в Коложском парке. А в этом году принимаем горнолыжный спуск в Коробчицах. Комплекс большой у нас – тут 13,5 гектаров, в Коробчицах – 27 гектаров, плюс в парке гектара 2 для метателей.
Спортивное сооружение – это не только грамотное вложение денег, но и прибыль.
— Спорткомплекс рентабелен, он зарабатывает, — говорит директор комплекса. — За заработанные деньги в прошлом году кормили футбольный клуб. Деньги, правда, нам еще не вернули. Нет у них денег, потому не перечисляли, хотя сейчас может что-то и получится. Такое финансовое положение теперь…
— В какую сумму обходится содержание комплекса?
— В прошлом году нам выделили около 8 миллиардов на содержание ЦСК. Мы заработали сами более 8 миллиардов, у нас рентабельность 17%. И это при том, что 13 школ у нас занимаются безвозмездно.
Заработали за счет фитнес-клуба, тренажерного зала, аренды площадок, выставки «Еврорегион Неман», свадебной моды, ФК «Минск» нам оплатил аренду стадиона на матчи Лиги Европы. Хотим еще концерты тут проводить.
Будем решать этот вопрос через филармонию, чтобы приглашать хотя бы российских известных исполнителей дважды в год. Здесь можно до 6 тысяч человек пригласить на концерт. На беговых дорожках можно организовать танцпол.
— При включенном электроосвещении сколько «коммуналки» за матч набегает?
— Примерно 1 млн. белорусских рублей, если задействованы все лампы. Но сами лампы дорогие: одна лампа, если перегорает, стоит около 4 миллионов.
— У нас есть специальный человек для замены ламп, потому что вышкой туда не добраться. Он самостоятельно со страховкой и карабином забирается наверх, а еще с собой и лампы нужно затащить. А высота вышки примерно 47 метров! Когда ее устанавливали, нашли один единственный специальный кран на «Азоте», которым смогли поднять ее и вертикально поставить.
— А еще эта вышка шатается на ветру, как Останкинская башня в Москве (смеется). Планируем в новом сезоне матчи и вечером при искусственном освещении проводить – совсем другая атмосфера тогда, как в сказке (улыбается).
Естественно, Франц Летяго и его детище не стоят на месте и планируют активно развиваться.
— Планов много! Во-первых, радиофицировать зал, где занимаются прыжками в высоту, тогда там можно будет проводить европейские соревнования среди юниоров. Проект «озвучивания» зала уже есть, осталось закупить аппаратуру.
Второе – в зале художественной гимнастики нужно заменить лампы: когда строили его, не знали, что он будет отдан гимнасткам, и теперь, когда они подбрасывают спортивные снаряды, им глаза слепит свет. Сейчас нужно выносить свет, чтобы он был сбоку.
Далее – освещение искусственного поля, потому что осенью в 17 часов уже невозможно играть. А было бы освещение, можно было бы работать до 21 часа. Там играет и дублирующий состав «Немана», и женский футбольный клуб «Неман-Белкард» в высшей лиге.
Еще хотим волейбольную площадку оградить, чтобы ее можно было и для тенниса использовать. Один теннисный корт у нас есть, он очень востребован, можно сделать и вторую площадку – универсальную.
— Билеты, реализуемые на матч, приносят доход стадиону?
— Не совсем. 50% - клубу, 50% - стадиону.
— Но болельщики не очень балуют игры своей команды… На большинство игр не более двух тысяч болельщиков приходило.
— В конце прошлого года до 3 тысяч доходила посещаемость, а на одном матче было больше четырех.
— Есть какие-то идеи для привлечения болельщиков на трибуны? Ги Стефан Эссаме удивлялся, что, имея красивый стадион и неплохой уровень футбола, в Гродно так мало зрителей на играх.
— Если команда будет в лидерах, то и люди будут ходить. Для Гродно хорошим показателем будет 3-4 тысячи человек. Сейчас предлагаем абонементы на сезон, а билеты на отдельные игры будут стоить одинаково, независимо от трибуны.
В прошлом году билет на верхний сектор был дороже такового на нижний. Сейчас же мы уровняли по цене билеты, практически не добавив в их стоимости. Квиток будет стоить 30 тысяч рублей, абонемент – 350.
Спорткомплекс зарабатывает и на иностранных гостях — тренироваться на ЦСК «Неман» приезжают спортсмены разных стран:
— К нам сейчас приехали юные футболисты из Санкт-Петербурга и подмосковного Подольска. Это тоже доход для спорткомплекса: они живут в гостинице, платят нам за поле, за питание в кафе.
— А это сборная Кувейта по легкой атлетике у нас тренировалась, метатели, — поясняет подарок Франц Иосифович.
При ответе на вопрос о самом памятном матче на стадионе Франц Иосифович долго не думает.
— Самый памятный матч – это когда зимой, 14 февраля, провели матч Лиги Европы БАТЭ – «Фенербахче» (смеется). С первых чисел января начали готовиться, на улице мороз больше 20 градусов – как вырастить траву?! Как пропесковать газон? Включили подогрев. Сушишь поле, а тут сверху снег идет – опять мокро.
Выход нашли: внесли кварцевый песок, который впитал влагу, подсушили поле. Трава стала расти: трудно поверить, что в феврале уже дважды скашивали траву! 13 февраля накануне матча подкосили и прикатали газон.
Турки и то удивились: приехали, уши мерзнут, снег, а тут – трава. Потом, когда пошла игра, при дуновении ветра над полем поднималась как будто пыль – это кварцевый песок поднимался, мы ведь не могли поле поливать после посыпки песком. Но это мелочь, вышли с честью из сложной ситуации.
Мы ведь и снег вывезли перед матчем. Ну и погода нам помогла – в день матча осадки не выпали. Снег выпал, правда, за три дня до игры, но был включен подогрев, и он таял.
И работники спецавтохозяйства очень помогли, когда примерно 400 человек в ярких оранжевых куртках приехали на стадион – все было оранжевое! – и все до 11 часов было убрано с трибун.
Все были заданы одной целью, все хотели праздник футбола. И праздник действительно получился! Если бы еще БАТЭ тогда выиграл…
Борисовчане борисовчанами, но вот уже много лет местная команда не радует болельщиков европейскими матчами. Естественно, такие хлопоты «для своих» были бы куда более приятными.
— Будем надеяться, что еврокубки у нас скоро случатся. Вот 22-го марта нужно пройти в Кубке БАТЭ (разговор состоялся 19 марта – прим.авт.), а там и полуфинал. Если проявят характер, как в играх прошлого сезона в первой шестерке, то все получится.
Отправляемся на экскурсию по спорткомплексу, на которой нас интересует прежде всего футбольная его часть. Нам любезно согласилась помочь «старожил» спорткомплекса Людмила Казимировна Кондакова, работающая на спортсооружении с 1987 года.
Сначала, чтобы представлять, посмотрите, как расположены по отношению друг к другу разные объекты спорткомплекса.
Это – искусственное поле, где выступает дублирующий состав «Немана». На заднем плане – главная футбольная арена.
А это – трибуны искусственного поля. Небольшие, но удовлетворяющие потребностям второго состава «Немана» и женского «Неман-Белкарда».
А вот и вход на трибуны главного стадиона.
Главная – западная – трибуна стадиона.
Восточная трибуна.
Такой вид открывается с северной трибуны.
Заходим внутрь, в подтрибунные помещения. На ваших экранах – гостевая раздевалка.
Мы попали и в хозяйскую раздевалку. Но игроки «Немана» как раз занимались, потому фотографировать личные вещи игроков не было смысла:) Но вот пара интересных кадров и оттуда.
Вот так «Неман» планировал обыграть БАТЭ:)
Все логично: кто не работает, тот не пьет.
А вот перед вами и VIP–зал. Оно и без подписи понятно – для очень важных персон.
А если вип-персоны захотят футбол посмотреть, это можно сделать в таком уютном месте.
Вот такой вид открывается при взгляде с верхнего яруса западной трибуны на стадион. На заднем плане – вид старого города. Крайний справа сектор – «родной дом» гродненских фанатов.
Здесь проходят послематчевые пресс-конференции. Просторный зал способен вместить много журналистов.
Их рабочие места располагаются на западной трибуне.
А таким марштрутом команды выходят из раздевалок, расположенных под западной трибуной, на поле.
Поле для хоккея на траве футболисты с удовольствием используют для тренировок. Тут же и небольшие трибуны. В целом все очень уютно. Стадион для хоккея на траве расположен за западной трибуной.
Вот такое знакомство произошло у нас с ЦСК «Неман» — родным домом футбольного клуба «Неман». Когда ваш корреспондент собрался «по домам», стадион провожал его выглянувшим весенним солнышком. Может, и над гродненским футболом в этом году взойдет солнце?
Offside.by
=
См. также:
«По домам». Проект Offside.by о стадионах Беларуси. «Торпедо» (Жодино)
«По домам». Проект Offside.by о стадионах Беларуси. «Центральный» (Гомель)