Одно дело - построить стадион на деньги налогоплательщиков. Совсем другое - построить стадион, который никто не любит.
Давайте рассмотрим вблизи проблемы, окружающие один из самых критикуемых стадионов НФЛ последних лет.
В Сан-Франциско (а, точнее говоря, в Санта-Кларе, что в часе езды от Сан-Франциско, если нет пробок, а пробки есть всегда) происходят странные вещи. Фотинайнерз показали свою полную несостоятельность на футбольном поле, но болельщики идут на стадион.
Одиннадцать поражений подряд, но средняя посещаемость матчей - 70 178 зрителей, что больше официальной вместимости стадиона. Несмотря на отвратительную игру, стадион всегда битком.
Чтобы оценить, что в понимании билетной и статистической служб команды "битком", предлагаю внимательно рассмотреть фото с матча пятой недели против Кардиналс. В клубе сообщили, что все билеты на игру были проданы, однако, судя по фотографии, сделанной во второй четверти, большинство болельщиков пришло в костюмах пустых кресел.
Фанаты, приобретавшие "лицензии участников строительства" в тот момент, когда собирались средства на стадион, и позволяющие приобретать абонементы со скидкой, пытаются их продать, но сталкиваются с серьезным падением стоимости (всего подобные лицензии по цене от 2 до 80 тысяч долларов приобрели 60 тысяч человек, что позволило Найнерз собрать более полумиллиарда долларов).
После домашней встречи с Патриотами лайнбэкер Найнерз Ахмад Брукс отметил количество приезжах фанатов, добавив, что со стороны собственных болельщиков допускать подобную гегемонию гостей на домашней арене - "несколько неуважительно".
Но - тут сказать нечего, билеты-то распроданы. Люди просто не хотят ходить на матчи команды, даже имея абонемент.
На бумаге Levi's Stadium - превосходная арена, на которой можно проводить любые события национального значения, в том числе и Супер Боул. В 2019 году в Санта-Кларе пройдет финал плей-офф NCAA. Стадион на берегу Залива, в Кремниевой Долине, стоил очень дорого. И, похоже, что деньги, потраченные на строительство, были потрачены на стадион, который многим не нравится.
А ещё команда конфликтует с городской администрацией Санта-Клары. Город является владельцем стадиона, и требует, чтобы команда регулярно предоставляла отчет о заработках и тратах, связанных с деятельностью стадиона. Городские власти утверждают, что не получают подобные отчеты и, в соответствии с соглашением о партнерстве, 22 ноября подали исковое заявление.
Если в течении месяца команда не предоставит городу соответствующие документы, город в судебном порядке потребует себе долю Найнерз, лишив команду ее доли. Однако команда утверждает, что регулярно отправляет городским властям отчеты о деятельности финансовых структур и службы безопасности, но только в той части, которая не касается игр НФЛ.
Есть и другие трения между городом и Найнерз. Команда вносит в казну Санта-Клары по 170 тысяч доллларов за каждый матч, в качестве платы за работу полицейских и пожарных служб на стадионе во время игры.
Если на игре присутствует больше сотрудников полиции или пожарного департамента, или если игра перешла в овертайм и их рабочее время увеличилось, город выставляет счет команде, и она должна его оплатить. Однако, по всей видимости, оплачивать счета в Найнерз не спешат, и мэр города Лиза Гиллмор прибегла к услугам финансовых аудиторов, которым заплатит 200 тысяч.
Стоит, впрочем, отметить, что не так уж много стадионов платят муниципалитетам за подобные услуги.
На стадионе плохое поле. Его даже пришлось заменять перед первой же игрой. К примеру, кикер Балтимора Джастин Такер не реализовал филд-гол только потому, что его нога провалилась в трясину, вынудив поскользнуться и потерять равновесие. Даже перед Супербоулом обнаружились проблемы с травой, агрономы колдовали над полем вплоть до самого начала матча, а НФЛ оштрафовала стадион за несоответствие газона стандартам качества.
Впрочем, в этом году о проблемах с полем мы пока не слышали. Хоть где-то дела пошли на поправку.
На стадионе негде укрыться от палящего солнца. Арена орентирована в направлении с юга на север, чтобы солнечные лучи не мешали камерам трансляции, и в итоге половина посетителей стадиона оказывается на восточной стороне и совершенно незащищенной от пекла.
Первая же пресизон-игра на стадионе окончилась десятками проблем со здоровем из-за жары и даже смертью одного болельщика (впрочем, врачи не стали говорить о связи этого печального события с жарой).
В Майами на стадионе установили крышу, спрятав большую часть трибун в тени. В Санта-Кларе, вместо того, чтобы поинтересоваться у строителей, как можно пристоить крышу к существующим трибунам, стали раздавать у входов солнцезащитный крем.
Проблемы с пробками и парковками характерны для всех стадионов, но у Найнерз с этим настоящая беда. Levi's Stadium расположен далеко от города, а на парковках не хватает места для всех прибывающих на игру на машинах. Стадион даже вынужден был заключить договор с местным парком развлечений об аренде парковок (от которых до арены болельщикам приходится добираться порядка полутора-двух километров пешком) в дни матчей.
Стадион расположен в непосредственной близости от аэропорта Сан-Хосе, и над ним пролегают маршруты заходящих на посадку самолетов. Аэропорт вводит ряд ограничений и требований к прилетающим и отбыващюим воздушным судам на время игр, а пилоты не единожды жаловались на дезориентирующие огни освещения. Все эти проблемы не принимались во внимание вплоть до начала строительных работ.
На стадионе банально накладно поесть и попить. Да, на стадионах всегда дороже еда, да и в Кремниевой Долине всё тоже весьма недешево, однако даже по сравнению с другими стадионами Лиги на Levi's Stadium чертовски дорого.
В прошлом сезоне у Найнерз была самая высокая средняя цена похода на стадион, сейчас они опустились на четвертое место, однако по прежнему удерживают лидерство по ценам на пиво, 16 унций (стандартная американская емкость, примерно 0.47 литра - прим. пер.) обойдутся вам в 10 баксов.
И - да, это мы ещё не учитываем цены на "лицензии на собственное кресло", без которых невозможна покупка абонементов.
На стадионе случаются массовые потасовки, а пострадавший в одной из подобных драк получил кровоизлияние в мозг.
А ещё на стадионе играет чрезвычайно дерьмовая команда. Причем превращение золушки в тыкву началось сразу после открытия стадиона. Последний сезон на Кэндлстике - 12-4. Первый сезон после переезда - 8-8. Расставание с Харбо, Джим Томсула на посту. Второй сезон - 5-11. Увольнение Томсулы, приход Чипа Келли. 1-11 к этому моменту в сезоне третьем.
Такими темпами следующий сезон (кто бы ни стал главным тренером) Найнерз рискуют закончить минусдва-18. Может быть, новый тренер как раз сейчас работает где-нибудь в стадионном буфете или руководит шиномонтажом по соседству.
Все описанные выше проблемы - не уникальны. На многих аренах дорогая еда, многие страдают от пробок, нередко команды предпринимают усилия по повышению уровня безопасности. Но не так много команд имеют постоянные проблемы с полем, и уж точно немногие создают помехи работе местного аэропорта.
Мы знаем, как дорого нынче обходится постройка стадиона, и что нередко финансовое бремя ложится на плечи налогоплательщиков. Однако если вы потартили миллиард на новенький стадион, а он получился плохим - у вас проблемы. И все эти проблемы выявились в первые три года эксплуатации стадиона. А договор аренды рассчитан еще на 37 лет.
Возможно, что самая большая проблема со стадионом не может быть измерена в цифрах. Людям он просто не нравится. Он слишком корпоративный. Быть может, команда найдет средства и возможности для исправления проблем в течении следующих десятилетий, но нет никаких гарантий того, что фанаты смогут почувствовать себя здесь как дома.
Фото: Getty Images, USA Today Sports, Niners Nation, baltimoreravens.com, levisstadium.com
NFLRUS.ru
=
См. также:
Хайтек-стадион Levi’s в США может стать мишенью для хакеров