Несмотря на то что жители белокаменной не отличаются особой любовью к спорту сегодня, объектов на территории Москвы, в том числе хоккейных площадок, более чем достаточно. Наиболее посещаемая из них – Малая спортивная арена "Лужники", домашний лед действующего обладателя Кубка Гагарина московского "Динамо".
Арена была построена в 1956 году. Любопытно, что вплоть до Олимпиады 1980 года она не имела крыши и остекления, а хоккейные матчи проводились под открытым небом.
Вторую масштабную реконструкцию МСА пережила в 2000 году уже непосредственно за счет хозяйствующего клуба "Динамо".
На арене были установлены новая хоккейная коробка и хладопровод, отвечающий всем современным стандартам.
В 2007 году МСА претерпела еще некоторые изменения, больше косметические – старые пластиковые сидения, установленные перед Олимпиадой-1980, были заменены новыми.
Также на арене появились два современных табло, позволяющие зрителям видеть телевизионную картинку каждого отдельного матча, повторы опасных моментов и прочее.
А вот видеокуб, наличием которого могут похвастаться все современные хоккейные арены, на МСА так и не был установлен из-за особенностей конструкции сооружения.
Добраться до арены проще всего на метро – либо от станции "Спортивная", либо от "Воробьевых гор". В обоих случаях расстояние фактически одинаковое, 10-15 минут пешком, но закоренелые динамовские болельщики предпочитают первый вариант – "на фарт".
Автолюбителям добраться до "Лужников" тоже не составляет особого труда – возле арены предусмотрена парковка на 500 машин.
Проезд на территорию спортивного комплекса платный – от 50 до 100 рублей, но "Динамо" дает возможность своим болельщикам приобрести сезонные пропуска для проезда на территорию "Лужников".
Помимо хоккея, в стенах МСА часто проводятся другие спортивные и просто развлекательные шоу, среди которых "Цирк братьев Запашных", боксерские турниры, концерты эстрадных исполнителей, чемпионаты по фигурному катанию и т.д.
И не сказать, что фанатам это по душе. Из-за занятости площадки в сезоне 2013/14 московские динамовцы были вынуждены провести семь домашних матчей регулярного чемпионата на своем запасном "аэродроме" в Балашихе.
Сергей Соин, нападающий "Динамо" Москва:
– Лично мне наша арена нравится – чувствую себя на ней комфортно. Очень к ней привык. Ведь это наша основная домашняя арена, так полюбившаяся всем болельщикам "Динамо".
Будет ли лучше, если наш клуб переедет на новый стадион? Для меня это непринципиально.
Из минусов МСА можно отметить разве что обзорность площадки и не самую высокую технологичность – ведь "Лужники" были построены уже очень давно.
Иван Хавхало, руководитель отдела по работе с болельщиками ХК "Динамо" Москва:
– В принципе, на арене хоккей удобно смотреть отовсюду. Конечно, в углах чуть похуже, но, опять-таки, никто не отменяет абонементы, и кто хочет смотреть хоккей с удобством – перед началом сезона может об этом позаботиться.
Акустика на МСА, наверное, лучшая в Москве. Даже во время ТВ-трансляций трибуны всегда хорошо слышно, в том числе при неполной заполняемости, чем не могут похвастаться новые арены в других городах.
"Лужники", безусловно, стали родными для болельщиков "Динамо", все к ней привыкли, все чувствуют себя, как дома, поэтому закрывают глаза на недостатки стадиона.
Павел Лысенков, журналист "Советского Спорта":
– С точки зрения работы журналиста, арена сильно устарела. Ложа прессы и микст-зона расположены неудобно. Но МСА – это нечто, вызывающее ностальгию, все к ней давно привыкли.
Однако площадка не принадлежит "Динамо". Это великий клуб, ему нужен свой современный дом, как арена в Монреале, например, где 20 000 зрителей вместимость. А "Малая спортивная" – это идеальная площадка для матчей с участием ветеранов.
Ценовой срез:
Самый дешевый билет – 100 рублей
Программка – 100 рублей
Хот-дог – 120 рублей
Стакан чая – 50 рублей
Шарф – 350 рублей
Суммарный рейтинг – 6,73
Малая спортивная арена "Лужники" – легендарное спортивное сооружение с большой историей. Для большинства болельщиков московского "Динамо" никакой другой домашней арены не существует, поэтому вынужденное проведение домашних матчей на аренах "Мегаспорт" и "Балашиха" встречает массовое недовольство среди поклонников бело-голубых.
С точки зрения работы журналистов "Лужники" – не самая удобная арена. Особенно это ощущается во время аншлаговых матчей, когда задача добраться до микст-зоны из-за большого скопления народа становится настоящим квестом.
Несмотря на очевидную техническую отсталость, сотрудники клуба "Динамо" стараются максимизировать досуг болельщиков, пришедших на стадион. Вот что об этом говорит руководитель отдела по работе с болельщиками "Динамо" Иван Хавхало:
"Для болельщиков во время игры организована конкурсная и шоу-программа в фойе трибуны D, где посетители могут принять участие в различных мероприятиях развлекательного характера. На арене также расположены 2-3 точки продажи атрибутики с большим ассортиментом продукции".
По словам Ивана, среди негативных моментов, помимо технической отсталости, наиболее ярко выделяется ситуация с питанием:
"Есть одно кафе у зоны раздевалок, куда простым болельщикам не попасть, а также с десяток точек питания, где по высоким ценам можно приобрести бутерброды, хот-доги и прочие продукты, которые скорее перебьют аппетит, нежели насытят желудок. Так как арена занимается точками питания сама и клуб участия в этом не принимает, повлиять на ситуацию мы никак не можем".
Безусловное преимущество МСА – ее сакральность. Но время не стоит на месте, и двукратному обладателю Кубка Гагарина хотя бы по статусу положено иметь в своей собственности современный, высокотехнологичный, удобный стадион с развитой инфраструктурой. Такой точки зрения придерживаются и игроки, и болельщики, и журналисты.
Allhockey.ru