Футбол в Одессе – больше, чем футбол.
Одесса
– один из самых футбольных городов страны. С большой долей вероятности
можно утверждать, что свое распространение по Украине, да и по
Российской империи, «игра миллионов» начала именно здесь. В середине
70-х годов 19 столетия англичане, проживавшие и работавшие в Одессе,
«привезли» футбол на берега Северного Причерноморья. В 20-м веке город
охватил настоящий футбольный бум. Не стали помехой ему ни революция, ни
гражданская война, ни даже попытки большевиков «отвадить» народные массы
от этой якобы буржуазной игры.
В Одессе выросла целая плеяда
выдающихся футболистов, имена которых широко известны: Григорий
Богемский, Александр Злочевский, Александр Штрауб, Николай Трусевич,
Михаил Малхасов… Начинали свой путь в большой футбол в одесских командах
заслуженные мастера спорта Олег Макаров, Владимир Щегольков, Валерий
Поркуян, Леонид Буряк, Игорь Беланов (лучший футболист Европы 1986
года).
Первые команды, зарегистрированные на бумаге, появились в
Одессе в 1907 году, когда под руководством преподавателей учебных
заведений появились ученические команды и стали объединяться в клубы.
Одновременно в разных уголках города начали стихийно возникать
футбольные поля, в которых роль трибун зачастую играли камни. Одна из таких историй очень интересна и важна для нашего последующего повествования.
Два «Черноморца».
Когда-то
в Александровском парке (ныне – парк Шевченко) одну из ложбин, в
которой мальчишки играли в футбол, назвали «Чёрным морем», а
ребят-футболистов – черноморцами. Эта внелиговая «дикая» команда
впоследствии выдвинула много первоклассных спортсменов, вписала не одну
яркую страницу в историю одесского футбола. Об этом написал знаменитый
советский писатель — уроженец Одессы Валентин Катаев: «Некогда в этом
Александровском парке, висящем над трубами и мачтами порта, отцы города с
педагогической целью ознакомить население с отечественной географией
придумали соорудить небольшой пруд в форме Чёрного моря. В точном
соответствии с картой выкопали калошеобразную яму... Впрочем, на этом
общеобразовательная идея и закончилась. Хрупкий бюджет муниципалитета,
подорванный тёмными махинациями городского головы, не выдержал
дальнейших трат. «Чёрное море» так и осталось на вечные времена
необлицованным и сухим...»
Другой писатель-одессит, автор «Зелёного
фургона» писатель М.Козачинский утверждает, что «Чёрным морем» с давних
времён владела команда футболистов, именовавших себя «черноморцами»:
«Чёрное море было чрезвычайно комфортабельным футбольным полем:
окружённое пологими склонами, оно само возвращало игрокам мяч, который
вылетал за его пределы. В команде черноморцев играли портовые парни,
молодые рыбаки с Ланжерона и жители старой таможни. Они выходили на поле
в полосатых матросских тельняшках…»
И хоть эта футбольная команда в
городском первенстве не выступала, именно ее считают прародительницей
знаменитой одесской футбольной команды «Черноморец».
Нынешний
«Черноморец» как команда мастеров начал свое существование 26 марта 1936
года в связи с началом проведения Чемпионатов СССР по футболу. А свое
нынешнее название он носит с 1958 года.
Традиции «Чёрного моря»
продолжил и стадион, построенный там же, в парке Шевченко, по проекту
архитекторов А.И.Дубинина, Н.М.Каневского и Р.А.Владимирской. И здесь
футбольным полем служило дно огромной искусственной выемки, но, в
отличие от «Чёрного моря», оно была правильной эллиптической формы, а на
склонах располагались трибуны для двадцати двух тысяч зрителей.
Строительство
спортивного объекта началось в 1925 году, в 1935 г. на нём состоялся
первый футбольный матч: сборная Одессы – сборная СССР (0:0). А
торжественное открытие «Стадиона имени С. В. Косиора» состоялось 18 мая
1936 года, и потом пять предвоенных лет, как писала Вера Кетлинская в
романе «Мужество», «вся неугомонная и любопытная Одесса сбегалась
«болеть» на трибуны стадиона».
Этому замечательному спортивному
сооружению посвящён рассказ Юрия Олеши «Стадион в Одессе», напечатанный 2
июня 1936 г. в «Вечерней Москве»: «Стадион над морем. Его не было, это
новый стадион в Одессе. На фоне моря. Нельзя представить себе более
чудесного зрелища… Зелёная площадка футбола… Он открывается внезапно —
его овал, лестницы, каменные вазы на цоколях, и первая мысль, которая
появляется у вас после того, как вы восприняли это зрелище, это мысль о
том, что мечты стали действительностью. Этот стадион так похож на мечту и
вместе с тем так реален. Этим видом можно любоваться часами. В сознании
рождается чувство эпоса».
В годы войны арена была разрушена, и
вновь смогла принять спортсменов осенью 1946 года после
восстановительных работ. Вместимость трибун главного спортивного ядра
колебалась от 25 до 50 тыс. мест. После установки в начале 21 века
индивидуальных пластиковых сидений за соревнованиями на стадионе могли
наблюдать около 35 тыс. зрителей.
В 1972 году за северными трибунами
было установлено электронное табло. В 1987 году его заменили новым, а в
2008 г. на противоположной стороне арены появился цветной
информационный экран, который позволяет демонстрировать видеофрагменты
матчей.
В 2003 г. стадион получил свое современное название
«Черноморец» и является домашней ареной другого «Черноморца» –
одноименного футбольного клуба.
Здесь проходили международные
поединки с участием ведущих команд мира – «Интер» (Милан), «Фламенго»
(Рио-де-Жанейро), «Лацио» (Рим), «Вердер» (Бремен), «Реал» (Мадрид),
«Монако», «Ланс» (Франция). Здесь «Черноморец» брал «бронзу» СССР,
прокладывал путь к двум Кубкам Украины, занимал призовые места в
отечественном чемпионате. За долгую историю Центрального стадиона
«Черноморец» на газон спортивной арены выходило множество выдающихся
футболистов. За время существования стадиона на нем состоялось более
тысячи официальных футбольных матчей.
Второе рождение.
Сейчас,
буквально на глазаху одесситов происходит второе рождение стадиона
«Черноморец» – здесь идет масштабная реконструкция, после завершения
которой новая футбольная арена будет носить имя заслуженного тренера
Украины и России Виктора Прокопенко.
В начале 2008 года был
представлен проект нового стадиона, а 3 сентября 2008 года торжественно
забили первую сваю. Предполагалось, что реконструкция будет завершена в
2010 году, к Евро-2012, однако, исключение Одессы из списка резервных
городов Евро изменило планы руководства города и ФК «Черноморец». Однако
осенью 2010 г. реконструкция, которая не останавливалась ни на один
день, получила «ускорение»: строители начали работать в три смены, на
стройку завезли много техники, в том числе добавилось количество
башенных кранов. Так что к началу Чемпионата Европы по футболу 2012 г.
стадион уже будет введен в строй действующих.
Каким он будет? На
официальном сайте ФК «Черномрец» можно увидеть красочную компьютерную
презентацию проекта, найти его основные параметры. Например, известно,
что арена будет оснащена подогревом футбольного поля и современной
системой искусственного освещения. На стадионе будет размещено два
информационных табло с цветными экранами. По всем показателям новый
стадион будет соответствовать категории УЕФА «Элит».
Одесский стадион в цифрах.
Мест 34 858
Категория по квалификации УЕФА «Елит»
Рядов 43
Макс. расстояние от места до поля, м 47
Общая площадь стадиона,
включая прогулочные участки, м2 69 441
Земельный участок стадиона, м2 39 498
Общая площадь всех этажей, м2 60 756
Коммерческие площади, м2 1 150
Число VIP-лож 20
Мест в VIP-ложах 192
Максимальное количество бизнес-мест 3 918
Расстояние от поля до крыши, м 31,2
Туалетных кабин 374
Лифтов 4
Площадь для команд, м2 1 790
Размер поля, м 105х68
Площадь поля, м2 7 140
Постов первой медицинской помощи 5
Мест для прессы 600
Мест для комментаторов 80
Мест для телекамер 20
Входов и выходов 36
Лестниц 12
Мест для автомобилей 595
Закусочных 38
Заказчик
и инвестор строительства – ЗАО ФК «Черноморец». Сметная стоимость
проекта – 86 млн. евро. Как рассказал мне вице-президент футбольного
клуба «Черноморец» Сергей Павлович Сиволап, в июле планируется закончить
монтаж всех железобетонных конструкций и начнется подготовка поля. В
сентябре будет настелен газон, и осенью на новом стадионе у моря пройдет
первая игра.
Новый «Черноморец», по замыслу проектировщиков и
инвесторов, должен стать не просто спортивным сооружением, а
своеобразным культурным и досуговым центром Одессы: здесь будут работать
спортивные залы для занятий различными видами спорта, кафе, магазины.
Широкие лестницы, лифты – все рассчитано на свободное передвижение
спортсменов, болельщиков и посетителей стадиона. Третий этаж будет зоной
для болельщиков.
Всего же новый стадион рассчитан на 34488 мест. На
северной трибуне будет оборудовано 50 мест для инвалидов и
сопровождающих их лиц. С уровня земли без лестниц и пандусов можно будет
на коляске попасть прямо в стадион и по горизонтальному полу въехать на
свое место. Там же будут кафе и туалет для инвалидов.
На западной
трибуне оборудуют рабочие места с интернетом и телефоном для прессы –
для теле-, радиокомментаторов, пишущих журналистов.
Как утверждают
знатоки, у «Черноморца» было самое удачное в СССР расположение, просто
идеальная с точки зрения освещенности ориентация на стороны света. Наши
предки, закладывавшие стадион, были большими специалистами в этом
вопросе. И это, естественно, сохранено. Так же осталась неизменной
территория, она не увеличилась ни на один квадратный метр. Только теперь
стадион больше вытянется ввысь и, конечно, будет намного более
современным и технологичным. Например, на поле установят мощное
освещение – 1800 люкс при минимальной норме 1200. Само поле – это
сложное инженерное сооружение с системой дренажа, полива и подогрева для
подготовки поля к играм осенью и весной.
Старый «Черноморец» до сих
пор вызывает у одесситов-старожилов ностальгические чувства, поэтому,
отдавая дань историческому прошлому, проектировщики решили сохранить
некторые фрагменты стадиона – две арки постройки 1936 г., несколько
секций старого забора, билетные кассы на окраине парка, которые когда-то
штурмовали любители футбола.
Кстати, возрождение «Черноморца» очень важно для популяризации футбола и возрождения былой славы одесского клба мастеров.
«Одесса
заслуживает того, чтобы наша команда «Черноморец» играла в высшей лиге.
И она будет играть в высшей лиге уже в этом году, – говорит
вице-президент футбольного клуба. – Вслед за этим мы решим и еще одну
амбициозную задачу — выход в еврозону, в игры за еврокубки».
Что
касается предстоящего Евро-2012, то на стадионе основные игры
проводиться не будут, но вот готовиться здесь, на берегу моря, под
освежающий морской бриз, к играм Евро-2012 хотят многие сборные. Так что
благодаря новому стадиону Одесса все-таки заполучит частичку
европейского чемпионата.
Стадион не будет отгорожен от остального
парка забором, вокруг него уже строятся тротуары, проезжая часть,
пешеходная зона. Здесь будет много зелени, цветов, деревьев.
«Это
станет одной из одесских достопримечательностей, – убежден Сергей
Сиволап. – Между матчами сюда можно будет прийти на экскурсию, как это
происходит во многих городах мира, где есть современные красивые
стадионы».
Никопольские башенные краны трудятся ударно.
Даже
самые скептично настроенные критики нового стадиона в Одессе вынуждены
признать: строительство идет невиданными темпами. «В Одессе уже
установили 9 ферм накрытия. Очень быстро растет каркас стадиона по всему
периметру, который на северной и восточной трибунах уже достиг
наивысшего 5 уровня... Одесса продолжает удивлять быстрыми темпами
строительства стадиона», – сообщается в майских новостях на сайте
http://stadion.lviv.ua/, посвященном строительству стадиона во Львове.
Действительно, четыре сотни строителей ООО «ТСС» (так называется
компания-генподрядчик строительства) трудятся на этом отвественнном
объекте в три смены практически без выходных.
Думаю, что высокие
темпы строительства обеспечивает и грамотно организованное производство
работ, и использование мощных башенных кранов производства Никопольского
краностроительного завода.
Сейчас на строительстве работают четыре
башенных крана, все четыре — «никопольчане»: три КБ-674А и один КБ-676.
Все краны — на рельсовом ходу, но стоят на разных отметках, чтобы не
мешали друг другу и в то же время как можно полнее перекрывали
территорию стройплощадки. Характеристики у всех кранов одинаковые:
50-метровая стрела, грузоподъемность 12,3 т на минимальном вылете, 5,6 т
– на максимальном. Пока темпы строительства были небольшие,
использовали только один кран – 676-й, он справлялся со всеми видами
работ. Когда осенью прошлого года началось более интенсивное
строительство, добавились еще три его собрата.
А я, узнав, что такую
ответственную и современную стройку доверили надежным и проверенным
КБ-674А (КБ-676 является модификацией этого крана), вспомнила статью в
нашем журнале в феврале 2006 г., где один из разработчиков этого крана
Александр Владимирович Терехов писал: «Кран спроектирован в конце 60-х
годов прошлого столетия, но примененные при его создании конструктивные и
технологические решения до сих пор используют в мировом краностроении.
Это обстоятельство подтверждено многолетним опытом эксплуатации более
1000 кранов». Добавлю от себя, что на постсоветском пространстве
по-прежнему находятся в эксплуатации около 70% кранов из выпущенных, а
это ни много ни мало 800 машин, из которых в России, например, работают
около 500, а в Украине — порядка 150 кранов.
На строительстве
«Черноморца» трудятся также четыре пневмоколесных «краяновских» КС-5363,
гусеничные РДК-25 и МКГ-25, автомобильные краны: КС-5473
(грузоподъемность 25 т), 18-тонник 3575 на базе КрАЗа с телескопической
стрелой, КС СМК 10. Они стоят с внешней стороны трибун и работают на
подхвате у башенных.
Главный инженер ООО «ТСС» Виктор Владимирович
Фигорнюк объясняет: «Эти башенные краны очень хорошие, надежные в
эксплуатации, но более медленные, чем, например, новые и более дорогие
Либхерры. А время есть время, поэтому остальные краны им помогают. Кроме
того, ими мы работаем там, где не могут достать башенные. Также они
помогают монтировать и демонтировать опалубку, разгружать и подавать
стройматериалы».
Стадион как строительное сооружение состоит из 14
независимых друг от друга частей. Это обеспечивает им свободу друг от
друга в случае возможных землетрясений (Одеса находится в сейсмоопасной
зоне) и большую прочность по сравнению с монолитной конструкцией.
Свайное поле под стадионом состоит из 3 тысяч свай, установленных
методом вдавливания.
В апреле начали монтаж крыши. Ее
спроектировали, изготовили, доставили в Одессу, а теперь монтируют
субподрядчики из харьковской специализированной организации ООО
«Металлстройконструкция». У них есть свой кран – МКГ-40. Работают в
тандеме со строителями ООО «ТСС». Те изнутри башенным краном поднимают и
ставят на место тяжелые железобетонные фермы, а более мелкие
конструкции снаружи подают гусеничным краном. Стройплощадка довольно
тесная, так что приходиться «делиться» кранами.
Башенные краны
строительная компания арендует у Одесского специализированного
управления механизации (ОСУМ) и у компании «Прогресс-Строй», остальные
составляют ее собственный парк техники.
Вокруг стадиона уже вовсю
снуют экскаваторы, бульдозеры, катки – это еще один субподрядчик,
компания «Дорсервис», занята вертикальной планировкой и устройством
проездов, проще говоря — строит дорогу и тротуары вокруг стадиона.
...Один
из символов стадиона — дуб, которому более 150 лет. Он растет недалеко
от входа на восточную трибуну. Строители сохранили его не только как
реликвию, но и как символ долголетия и надежности своего проекта.
Одесса. Журнал «Подъемные сооружения. Специальная техника».