Петербург, конечно, столица культурная, а не
физкультурная, и все равно смешно получается - музей кошки, кирпича и
даже водки у нас есть, а музея футбола или «Зенита» никогда не было и
нет. Хотя разговоры на этот счет ведутся давно, и всякий раз для участия
в различного рода консультациях приглашают Владимира Фалина, известного
историка футбола и коллекционера.
- В Москве с советских времен существует спортивный музей в Лужниках. Почему в Петербурге никогда не было ничего подобного?
- В Москве еще был очень хороший музей и в Академии физкультуры,
которая как раз горела на прошлой неделе. Жалко, если коллекция тоже
пострадала. А у нас в Питере действительно ни одного общедоступного
музея спортивного профиля. В Академии Лесгафта есть музей, но туда с
улицы не попадешь. Надо заранее договариваться, звонить, чтобы пришла
смотрительница с ключом, дверь открыла. Да и там, откровенно говоря,
мало эксклюзивного. Самое ценное, по крайней мере, когда я там был
последний раз, – медаль за третье место в чемпионате СССР. Я вам таких
медалей десятка два найду, причем по копеечным ценам. Только закажите...
В моем представлении музей в Академии физкультуры уступает даже музею
тяжелой атлетики, хотя он находится в обыкновенной общеобразовательной
школе в Невском районе. Реальные медали, значки, мемориальные вещи.
Никаких реплик.
- Как такой музей оказался в общеобразовательной школе?
- Он создан на базе частной коллекции. Ее хозяин не был великим
штангистом, но общался с людьми уровня Василия Алексеева и Леонида
Жаботинского. Когда состарился, понял, что его не станет - коллекцию
разбазарят, вот и договорился с директором школы по соседству, хорошо,
она сама в прошлом спортсменка.
- Когда впервые в городе заговорили о музее футболе?
- В середине 90-х, возглавив «Зенит», Виталий Мутко стал через прессу
поднимать этот вопрос. Видно увидел на Западе, что у каждого
мало-мальски известного и даже безвестного футбольного клуба свой музей.
У Мутко вообще периодически прорезался интерес к истории – создал,
помню, комиссию, чтобы выяснить точную дату создания «Зенита», на этот
счет существовало несколько версий. Но где было тогда музей создавать,
когда клуб ютился на телефонном узле на улице Некрасова.
- Придя в РФС, Мутко в плане развития футбола тоже отдельным пунктом прописал создание музея отечественного футбола...
- По масштабам совсем другая организация, а тоже никакого музея.
Элементарный популизм, не более. В план записать легко, а чтобы сделать,
необходимы средства и, естественно, действия. Загорелся в свое время
идеей музея футбола известный арбитр Тарас Безубяк. И повод нашелся
удачный - 100-летие отечественного футбола, и поддержка у него была
мощная в лице вице-губернатора Валерия Малышева. Даже помещение получить
удалось, на Пушкинской улице, но до наполнения экспонатами, до
«начинки» дело так и не дошло. Позже, когда «Зенитом» руководил уже
Давид Трактовенко, пытались лоббировать вопрос музея через генерального
директора клуба Илью Черкасова, но тот, как рассказывали, заявил что-то
вроде «Какая история? Все в «Зените» только началось с нашим приходом».
И, похоже, не шутил при этом. Руководители новой волны часто на голубом
глазу уверены, что все происходившее до них - не в счет. А ближе всех к
созданию футбольного музея за все это время подошла пивоваренная
компания «Балтика».
- А она-то каким боком?
- Вы тоже уже забыли, что «Балтика» была генеральным спонсором
чемпионата России по футболу. И очень серьезно отнеслась к идее создания
футбольного музея. Не сомневаюсь, у нас все бы получилось, но тут был
принят закон, запретивший пиво на спортивных сооружениях, и «Балтика»
была вынуждена отказаться от спонсорства чемпионата. Между прочим, все
тогдашние наработки по поводу музея, а их было немало, я позже передал в
«Зенит». Уж не знаю, что с ними стало.
- С появлением в «Зените» «Газпрома» и началом строительства стадиона
уже самые высокие чины заговорили о том, что на новой арене будет музей.
- Еще стадион не вырисовывался, заговорили о музее. У нас вот в стране
сейчас модно стало говорить о необходимости борьбы с коррупцией, но на
практике это просто имитация таковой. Точно по тем же правилам больше
десяти лет создают музей «Зенита». Поверьте, мне это доставляет душевную
боль. Только с приходом «Газпрома» как минимум пять человек могу
вспомнить, с кем наша комиссия обсуждала этот вопрос. На кого только в
клубе этот музей не «вешали», даже на личного переводчика Дика Адвоката,
после того как голландца уволили. Причем мы, энтузиасты, общались со
всеми ими, можно сказать, выполняя за них работу, создавая, как сейчас
модно говорить, бизнес-планы.
- А вообще стадион подходящее место для музея?
- Здесь есть плюсы и минусы. В будние дни никто, боюсь, туда не поедет,
музей будет пустовать. Даже если экскурсии устраивать, как в Барселоне
на «Ноу камп». Зато в дни матчей, в выходные народу будет достаточно.
Раньше на стадион Кирова тоже всегда заранее приезжали, гуляли по парку,
а так можно и в музей заглянуть. Да и другого места просто нет. В
городе помещение под музей баснословных денег стоит, его же в центре
делать тогда надо, а не в Веселом поселке и не в Купчине. Есть, конечно,
люди готовые замахнуться на то, чтобы арендовать под музей Манеж на
Конногвардейском бульваре, мол, престижное место, статусу «Зенита»
соответствует. Но надо отдавать себе отчет в том, сколько это будет
стоить и где набрать начинку под такое огромное пространство.
- Теперь в штате клуба появился специалист, который будет заниматься исключительно музеем.
- Первый реальный шаг, на котором мы давно настаивали. А последняя
ударная пиар-акция знаете, когда была? Осенью 2009 года. Тогда «Зенит»
пригласил организатора всемирного музея футбола из Англии, директора
музея «Шальке» и руководителей музея «Фейеноорда». Поделиться опытом,
так сказать. Нам их привезли, мы их внимательно выслушали, в клубе галку
жирнющую поставили, и полная тишина с тех пор. Не то что концепцию не
выработали, бюджет даже не сформировали. Для чего тогда проводили то
мероприятие, не понимаю. А представляете, какие впечатления у того
англичанина остались, он ведь ворочал у себя в музее бюджетом в десятки,
если не в сотни миллионов фунтов!
- Вас ведь снова пару недель назад в клубе собирали.
- Прошло полтора года, видно, пришло время поставить очередную галочку.
Да и сроки стали поджимать. Чтобы сформировать нормальный музей, надо
года 3 - 4 серьезной работы, а их уже не осталось. Стадион уж худо-бедно
скоро достроят, и музей надо будет открывать – плохой-хороший, но
открывать. Вот и пригласили нас, общественников - коллекционеров,
историков, статистиков футбола. В моем представлении, чистая пиар-акция с
целью донести до нас, мол, люди добрые, несите все, что у вас есть,
потому что у нас ничего нет. Нечто подобное «Зенит» уже предпринимал
несколько раз через интернет, включая обращение генерального директора
Максима Митрофанова к жителям города, но акция провалилась, никто ничего
существенного не принес. Вот и собрание в клубе пошло не по
запланированному сценарию. Мы дали понять, что по-настоящему стоящих
предметов ожидать в дар от нас не стоит, все-таки они стоили нам немалых
денег. А потом у нас есть опасения, базирующиеся не на пустом месте,
что в итоге они могут быть утеряны.
- Так, значит, продать свою коллекцию за хорошие деньги вы готовы?
- Не готов. Я просто не вижу людей, готовых серьезно заниматься музеем. А
если бы я хотел расстаться со своей коллекцией, давно бы уже сделал
это. Покупатели, поверьте, есть. Не в Петербурге, правда. Частично
собранное за 40 с лишним лет ушло бы в Москву, частично на Украину, но
дробление коллекции для любого серьезного коллекционера - трагедия. Есть
другой вариант – взятие в аренду. У меня нет цели, чтобы зенитовский
музей был обязательно на базе моей коллекции. Пусть другой вариант
выберут, мне не принципиально. Главное, чтобы музей был не хуже, чем в
Донецке у «Шахтера». А если наш музей получится слабее, чем в Донецке,
то его организаторам будет крайне сложно это объяснить не только
болельщикам, но и Алексею Миллеру и акционерам клуба.
- Почему вдруг на «Шахтер» ориентируетесь?
- А вы предлагаете «Барселону» или «Манчестер Юнайтед»? Не наш уровень.
А «Шахтер» практически сиамский близнец «Зенита» по истории, по
спортивным показателям. Команды родом из одной страны, в советское время
были середняками, всплесками имели успехи, последние годы случился
заметный подъем, друг за другом выиграли Кубок УЕФА. И в Донецке на
новом стадионе, построенном за четыре года за 400 миллионов долларов,
прошлым летом хозяин «Шахтера» Ринат Ахметов открыл прекрасный музей.
- Каким должен быть бюджет такого музея?
- Это вопрос типа, сколько надо денег, чтобы построить дом. Все зависит
от того, какой желаете – деревянный одноэтажный или кирпичный особняк с
мезонином. Так же и здесь, какие средства, такие и экспонаты. Знаю, в
Донецке есть один коллекционер, так он «Шахтеру» ничего не продал,
позволил только редкие фотографии переснять. Хотя у него есть уникальные
вещи. Например, приз Виталию Старухину - был в «Шахтере» такой
нападающий - как лучшему бомбардиру чемпионата СССР, купленный им у
семьи футболиста. Конечно, такому уникальному экспонату только и место в
таком музее... Так что «Шахтеру» пришлось в течение нескольких лет по
зернышку клевать, создать фонды. Тем же и «Зенит», по идее, должен был
заниматься уже не один год.
- Сколько может стоить какой-нибудь раритет для музея?
- Последнее, что я видел на аукционе ebay, - комплект из 30 официальных
значков к чемпионату мира по футболу 1958 года ушел за 36 100 долларов.
«Зениту» по большому счету эти значки, может, и не нужны, хотя, с
другой стороны, зенитовец Александр Иванов тогда в Швеции за сборную
СССР против юного Пеле играл. Или вот на днях программа матча Кубка УЕФА
1985 года в Норвегии «Валеренген» – «Зенит» была куплена за 308 фунтов.
По моим оценкам, человек у пятидесяти у нас в стране есть такая, но
существует порядка сотни зенитовских программ, более редких. Значит, они
и стоят дороже. Скажем, матч «Зенита» в Сталинграде в 1940 году.
- Не одни же значки и программки должны быть среди экспонатов музея?
- В лондонском музее две золотые монеты выставлены, казалось бы, при
чем тут футбол. Оказывается, в 1863 году, когда были введены новые
правила игры, запрещающие касаться мяча руками, в одной из английских
команд игрокам перед матчем выдавали по две золотые монеты, которые они
должны были зажать в кулаках, чтобы не хватать мяч руками. Неожиданные
вещи украшают любые коллекции. В зенитовском музее должна, например,
быть пачка сигарет «Зенит», выпущенная к победе в Кубке 1944 года. Или
вот «Зенит» играл еще в финале Кубка СССР 1939 года против «Спартака», и
тогда только для участников матча и судей были выпущены специальные
памятные жетоны – 25 - 30 штук, не больше. Но любой раритет денег стоит.
- Есть менее затратный путь - изготовление реплик.
- Вот и в «Зените», как я понял, так же рассуждают, что меня пугает.
Это безобразие, идти по пути наименьшего сопротивления ввиду отсутствия
раритетных вещей. Хотя, конечно, затраты не те - скажем, билет на матч
чемпионата мира 1938 года стоит 1200 долларов, а прекрасно сделанная
копия - 5 долларов. И этим наши музейщики частенько грешат. Шинели
Дзержинского в каком только музее нет, но он ходил только в одной, ну
может, двух. Просто она была стандартного образца и таких тысячи могли
сохраниться на складе. Но ведь картину Шишкина вам смотреть хочется
настоящую, а не копию. Любая реплика – это своеобразный обмен
посетителя. Это даже хуже, чем когда поют под фонограмму на эстраде. И
мне обидно, что люди, отвечающие за музей в футбольном клубе, ничего
предосудительного в этом не видят. Понятное дело, при нынешних
технологиях изготовить копию того же жетона 1939 года - пустяковое дело.
Как это сделано в Донецке
Музей «Шахтера» разбит на 5 исторических залов. Центральное место
занимает 23-метровая «Стена славы», вдоль которой размещены вылитые из
металла отпечатки ладоней и ступней легендарных игроков и тренеров
команды. Каждый слепок можно сравнить со своей рукой или ногой. В
экспозиции трофеи «Шахтера», завоеванные в разные годы, «фартовый»
свитер президента «Шахтера» Рината Ахметова, который он надевал на все
матчи выигранного «Шахтером» турнира УЕФА. Выставлены футболки
команд-соперниц, с которыми играл «Шахтер» в еврокубках, печатная
машинка, на которой работал корреспондент «Советского спорта»,
освещавший матчи «Шахтера», и платежная ведомость, по которой игроки
получали премиальные за выигрыш Кубка СССР в 1970-е годы (самая большая
премия была у тренера - 120 рублей, 100 - у вратаря команды, остальные
футболисты получали от 50 до 80 рублей). Просмотрев экспозицию, можно
поиграть в виртуальный футбол, причем как на компьютере, так и на полу
воображаемым мячом с помощью высоких технологий, а в кинозале на 25 мест
увидеть несколько знаковых матчей «Шахтера». Изюминкой музея считается
show room, где можно совершить визуальное путешествие в историю клуба.