Дважды лауреат Государственной премии по архитектуре Юрий Иванович
Серегин, благодаря своим творениям, широко известен и в нашей стране, и
за пределами Украины. Но футбольным болельщикам личность талантливого
архитектора интересна и знакома прежде всего, как руководителя
архитектурного бюро, занимавшегося строительством стадионов
«Днепр-Арена» и «Олимпийский» в Киеве.
– Юрий Иванович, Вы являетесь главным архитектором стадиона
«Днепр Арена». Пожалуйста, расскажите, как «рождался» стадион
футбольного клуба «Днепр»? Когда к Вам поступило предложение от
футбольного клуба?
– Предложение на проектирование «Днепро-Арены» поступило к нам в июне
2005 года от немецкой строительной компании «Хохтиф-Украина», у которой
на то время уже был подписан контракт с ФК «Днепр».
– Как долго шло проектирование и согласование проекта с заказчиком?
– Проектирование велось на основании тендерного предложения
«Хохтиф-Украина» утвержденного Заказчиком, в котором были оговорены
практически все технико-экономические показатели стадиона. Утверждаемая
часть проекта была выполнена в октябре 2005 года, согласована
экспертизой и утверждена Заказчиком в ноябре 2005 года. Рабочая
документация разрабатывалась параллельно со строительством и была
завершена весной 2007 года.
– Был ли это Ваш первый чисто футбольный стадион?
– Да, это был первый чисто футбольный стадион!
– Какие были сложности и какими архитектурными решениями Вы можете гордиться?
– Нам удалось принципиально изменить конструктивную схему навеса над
трибунами. В тендерном предложении навес опирался на 26 ряд из 41 ряда
трибун, чем значительно ухудшалась видимость и количество «чистых» мест.
Благодаря оригинальному решению и статическим расчетам, эти опоры
удалось переместить на 36 ряд (из 41 ряда). При этом все возникшие
нагрузки удалось перераспределить в уже запроектированных ж/б
конструкциях без устройства дополнительных фундаментов. Тем не менее,
нам с большим трудом удалось переубедить руководство «Хохтиф-Украина»
строить навес с отступлением от тендера в рамках утвержденного бюджета
стройки - и то, лишь с помощью Заказчика.
– В последнее время все отчетливее прослеживается мировая
тенденция сооружения футбольных арен с закрытым фасадом. Как по-вашему,
чем вызваны такие течения и насколько это оправдано?
– В первую очередь, эстетические соображения. С такими фасадами
стадионы выглядят намного эффектнее. Но это стоит дополнительных
затрат. Во вторых, комфортность и защита от атмосферных осадков и
ветра.
При наличии помещений такой подход абсолютно оправдан.
– Отдаете ли вы предпочтение стеклянным фасадам (как на
«Донбасс-Арене», «Олимпийском») или будущее за «альтернативными»
подходами (как стадионе «Народовый» в Варшаве, «Альянс Арене», «Гданськ
Арене»)?
– На «Донбасс-Арене» применен закрытый непродуваемый фасад.
В случае НСК «Олимпийский» применены стеклянные вентилируемые фасады
типа жалюзийной решетки. Такие фасады защищают от чрезмерных сквозняков,
от сильных ливней и чрезмерного солнечного нагрева.
На Варшавском стадионе фасад также вентилируемый - из перфорированных алюминиевых листов.
В Мюнхене на «Альянс-Арене» применены ромбовидные надувные «подушки» из синтетической прозрачной ткани.
В Гданське — поликарбонатные светопрозрачные панели.
Все из перечисленных материалов достаточно долговечны и
жизнеспособны, если обеспечивают комфортную продуваемость трибун и поля.
На мой взгляд наиболее жизнеспособны конструкции фасадов стадионов в
Киеве и Варшаве, так как они не препятствуют дымоудалению в случае
пожара и выполнены из негорючих материалов.
– Насколько закрытый фасад в теории может повлиять на
воздухопоток и температурные колебания внутри стадиона, а также пожарную
безопасность? Существуют ли какие-то компенсаторные механизмы и
насколько они могут быть применены на «Днепр Арене».
– Существует система трансформируемых жалюзийных решеток, заполнение
которых может быть любое. При поставленной задаче любые механизмы можно
разработать, но это стоит денег.
– На стадии проектирования была ли поставлена техническая задача сделать фасад стадион закрытым?
– В случае «Днепр-Арены» выполнение фасада не предусмотрено договором, так как не было предусмотрено в тендерном решении.
– Возможно ли сегодня, после введения стадиона в эксплуатацию, сделать фасад закрытым?
– Да, возможно. Но не «закрытым» - а вентилируемым, но при этом
необходимо выполнить дополнительные статические расчеты конструкций.
– Насколько это технически сложная и оправданная задача?
– Задача средней сложности. При наличии средств такой фасад повысит презентативность «Днепр-Арены».
– Преобразит ли закрытый фасад внешний вид стадиона или наоборот, внесет дисбаланс в первоначальный архитектурный облик?
– Это зависит от профессионализма архитектора. Думаю положительное
решение возможно. При этом очень важно не разрушить целостность
архитектурного образа.
– Занимается ли этим вопросом Ваша компания и если да – на какой стадии этот проект?
– Нам такую работу не заказывали. Если Заказчик поручит – думаю мы с этим справимся.
– Прокомментируйте, пожалуйста, эти эскизы, появившиеся в интернете еще в 2010 году.
– Эти эскизы мне не знакомы. Однако с первого взгляда видно, что они
не корреспондируются с конструктивной схемой стадиона. Однако сразу хочу
заметить, что в наше время практически все можно реализовать. Другое
дело сколько это будет стоить!
– Не секрет, что в осенний период, когда погода не балует, на
стадионе достаточно холодно и это отчасти влияет на посещаемость матчей.
Возможно ли с технической точки зрения, по примеру «Донбасс Арены»,
оборудовать крышу стадиона специальными газовыми горелками, призванными
согреть болельщиков в лютые морозы?
– Газовые горелки возможны — но противопожарные мероприятия и
устройство системы газоснабжения обойдется в «копеечку». Лучше применить
лучевые электрообогреватели.
– Чемпионат Европы по футболу 2012 прошел под девизом «Respect
diversity», в связи с чем UEFA предъявлялись особые требования к
комфортному просмотру матчей болельщиков с инвалидностью. На «Днепр
Арене» места для таких лиц находятся практически на уровне поля за
воротами, откуда, скажем прямо, открывается не самый лучший вид.
Возможно ли сегодня сделать «Днепр Арену» более дружелюбной в этом плане
с архитектурной точки зрения и если да, где могут находится места для
таких лиц?
– Теперешние места для инвалидов определены Заказчиком и
«Хохтиф-Украина» в тендерном предложении. Перестановка возможна, однако
она потребует дополнительных капиталовложений для организации мест
инвалидов, устройству пандусов или лифтов для их транспортировки и
обустройство буфетов и туалетов. Также необходимо соблюсти требования
автономной эвакуации.
– Вы же являетесь и архитектором Олимпийского стадиона в Киеве,
на котором прошел финал Евро 2012 – что общего между «Олимпийским» и
«Днепр Ареной» и в чем их кардинальная разница?
– «Днепр-Арена» - стадион среднего класса вместимостью 31 000
зрителей с очень ограниченным бюджетом строительства. НСК «Олимпийский»
- стадион элит Класса и численностью в 2,25 раза больше. Сопоставлять
такие стадионы сложно. «Днепр-Арену» лучше сопоставлять с Львовским
стадионом вместимостью 34 000 зрителей. По сообщению прессы бюджет
«Днепр-Арены» составил порядка 40 — 50 млн. евро, Львовской Арены — 3
млрд.грн.
– Какие недостатки при строительстве «Днепр Арены» были учтены
при строительстве Олимпийского и насколько вообще помог этот опыт? На
Олимпийском настолько же остро, как и на «Днепр Арене», стоит «проблема
проветривания» футбольного поля?
– Основной проблемой стадионов в Киеве и Днепропетровске является то,
что они расположены в центральной переуплотненной части города с
ограниченной сетью дорог и пешеходных путей. Также как и в Киеве,
«Днепр-Арена» располагается на участке с крутым рельефом – перепад
составляет порядка 15-20 метров. Все это создает проблемы для заполнения
стадиона и особенно эвакуации зрителей. В Киеве удалось организовать
объездную дорогу подрезав склоны горы с устройством подпорных стен.
Перепад рельефа не дает возможности организовать нормальную
естественную аэрацию на уровне футбольного поля. В Киеве удалось создать
почти классическую схему размещения въездов технологического
транспорта на арену, проемы которых одновременно служат для
проветривания.
Устройство навесов над трибунами ограничивает инсоляцию травяного
газона футбольного поля и создает жесткие тени на футбольном поле. В
Киеве в качестве покрытия применена светопрозрачная мембрана с
«зонтиками» – в целом обеспечивается светопрозрачность порядка 35%.
Проведение официальных матчей требует обеспечение определенной
мощности парковок для спортсменов, судей, VIP-гостей и рядовых зрителей.
В Киеве бюджет стройки позволил построить подземные и крытые
автостоянки для спортсменов, тренеров, судей и VIP-гостей с условием
обеспечения безопасности и независимого проезда. Размещение парковок для
рядовых зрителей предусматривался властями города за счет городских
территорий.
Досье
Юрий Иванович Серегин
Родился в 1946 г. во Львове.
В 1969 г. окончил Львовский политехнический институт, архитектурный факультет.
1969–1985 гг. — архитектор в Киевском институте градостроительства «Гипроград» (мастерская спортивных сооружений).
1985–1991 гг. — главный архитектор института «Укркурортпроект».
1991 г. — основатель ПТАБ «Ю. Серегин».
В 2000-м и 2006 г. был удостоен государственных премий в области архитектуры.
Женат, воспитал сына.