Описание истории Стадиона Месталья (Estadio de Mestalla) в обзоре сайта валенсианистарс.ру.
Название: «Estadio de Mestalla», «Estadio Luis Casanova» (1969–1994) Адрес: Avеnida de Suecia S/N 46010 Открытие: 20 мая 1923 года Архитектор: Франсиско Альменар Кинса Вместимость: 55 000 зрителей Размеры поля: 105 х 68 м Покрытие поля: естественный газон Проводимые соревнования: Чемпионат мира 1982, Олимпийские игры 1992 Хозяин: «Валенсия» (Испания)
«...Я пересек длинные коридоры, переполненные блуждающими людьми, возбужденно прогуливающимися наверху и снизу. Я поднялся по коротким лестницам, и передо мной открылось поле. Никогда не забуду тот прекрасный вид, то журчание тысяч непрерывных голосов, предшествующее выходу команд, и которое раньше я никогда не слышал».
Так писал о «Месталье» журналист «Супердепорте» Пако Льорет.
Появление стадиона «Месталья» в 1923 году не стало каким-то мимолетным происшествием, всего лишь запечатленным в летописи клуба и сразу же забытым до начала XXI века, когда пошли разговоры о новом пристанище для команды и болельщиков. Домашняя арена росла и развивалась вместе с клубом, были у нее годы расцвета и времена полнейшего разрушения. Но, в любом случае, она всегда шагала бок о бок вместе с «Валенсией», с успехом переживая различные периоды совместного существования.
До 1923 года бедная, как крестьянин в неурожайный год, «Валенсия» не имела своего собственного стадиона, и все домашние матчи команда проводила на арендованном в местечке Альхирос одноименном поле. 12 января 1923 года на общем собрании клуба руководство во главе с Рамоном Леонарте Риберой решило приобрести земли вблизи оросительного канала Месталья, вытекающего из реки Турии для полива городских садов. Эта область тогда принадлежала барону Бельверу, который оценил свою собственность в более чем 300 тысяч песет. Пришлось брать в аренду с правом выкупа, как сейчас модно говорить. Еще одним толчком к переезду команды с малыша «Альхироса» на более крупную арену послужил выход «Валенсии» в финальную часть Кубка Испании. На матч против хихонского «Спортинга» пришло намного больше желающих лицезреть игру, чем мог вместить стадион.
Начало
За постройку взялись архитектор Франсиско Альменар Кинса (будущий президент), а также компаньон клуба Рамон Феррер Агилар. Новорожденная «Месталья» предстала полностью деревянным сооружением, вмещающим в себя 17 тысяч человек. Поле имело размеры 100 на 59 метров, при этом его покрытие было полностью земляным. Первая трава выросла здесь только в сезоне 1926/27. Открылся новый стадион уже 20 мая. На новоселье, собравшее 14 000 зрителей, пожаловал «Леванте» и уступил со счетом – 0:1, а Артуро Монтес вошел в историю как первый автор гола на поле «Местальи». Табло находилось на южной трибуне. В начале Гражданской войны ему придумали весьма оригинальное применение. Информационный щит был полностью деревянным, поэтому бытует версия, что его тут же без каких-либо угрызений совести превратили в дрова. Правильно, незачем добру пропадать.
1 апреля 1939 года закончилась Гражданская война, оставив по себе хаос и разрушение на улицах страны. Очень сильно пострадала и «Месталья», которая в те годы использовалась в целях заключения военнопленных, направляющихся в концентрационные лагеря, как свалка для металлолома и даже как картофельное поле. Только вот есть подозрение, что в этом плане больше постарались бомбы и снаряды республиканцев с националистами, чем наличие там концентрационного лагеря. Тогда военная власть назначила главным в «Валенсии» Альфредо Хименеса, поставив перед ним задачу привести стадион и клуб в порядок. Новый архитектор Сальвадор Паскуаль Химено, с оперативно брошенными в помощь солдатами, сумел восстановить стадион всего лишь за два месяца. Уже 18 июня на нем сыграли «Леванте» и «Осасуна» (0:3), а на следующий день полноправный хозяин вернулся домой, где встретился с теми же памплонцами. А уже через 2 года «Валенсия» завоевала на «Месталье» свой первый титул – Кубок Испании.
Вслед за Гражданской войной
Успехи сороковых годов привлекали зрителей на трибуны все больше, а руководство встретилось с той же проблемой вместимости, что была и на «Альхиросе». Чтобы достраивать новые трибуны явно не хватало места, так как земли вокруг стадиона не принадлежали клубу. В сезоне 1947/48 «Валенсия» приобретает нужную область, где и рождается так называемый «Голь Норте» (кто не в курсе, это второй ярус с левой стороны от крытой трибуны).
В начале пятидесятых, которые стали временем радикальных перемен, при правлении Луиса Касановы был дан старт масштабному проекту под названием «Гран Месталья». За семь миллионов песет выкупают здоровый участок территории, а бедняга Сальвадор Химено днями и ночами у кульмана чертит план сорокатысячного стадиона. 27 декабря 1955 года открывается достроенная главная трибуна высотой 32 метра и вместимостью семь тысяч в нижней части, пять – в амфитеатре. Благодаря этому стадион достиг размера в тридцать тысяч мест. Вся работа, выполненная под присмотром Хосе Тормо Валеро, несет расходы почти в сто миллионов песет. Также был расширен «Голь Сур» и построены подходы для зрителей к «Голь Норте», и в итоге число мест на «Месталье» увеличилось до 45,5 тысяч мест. Правда, в октябре 57-ого всю эту красоту едва не уничтожило сильное наводнение, наступившее из-за разлива Турии, но худшего удалось избежать. А вот в 59-м, во время праздника Фальяс, на «Месталье» провели искусственный свет, и 17 марта новинка была презентована в лучшем виде — со счетом 2:1 был обыгран «Реймс». Согласитесь, происшествие гораздо более приятное предыдущего.
Великая стройка 50-х
После этого долгие годы сама «Месталья» оставалась в неизменном виде, тогда как её окрестности постепенно застраивались жилыми домами, и сейчас жители некоторых из них вполне могут смотреть футбол en vivo y en directo (вживую и впрямую), не покидая собственных квартир. Одно из таких зданий – принадлежащий «Валенсии» отель, который она была вынуждена заложить, дабы погасить долги, которых, несмотря на успешное выступление в еврокубках и продажу ведущих игроков, накопилось немало.
Единственное, что изменилось за этот период, – само имя стадиона. 23 августа 1969 года на общем собрании президент «Валенсии» Хулио де Мигель внес предложение о переименовании стадиона в честь многолетнего руководителя клуба Луиса Касановы, причем переименован он был еще при жизни последнего. С принятием решения проблем не возникло, а «Месталья» рассталась со своим историческим названием ровно на 25 лет. Только в ноябре 1994-ого уже сам Касанова попросил, чтобы стадиону вернули старое имя. К ветерану прислушались, и обиталище «Валенсии» снова стало «Местальей». Что неплохо гармонировало с возвращением к исторической, бело-черной форме игроков.
В конце семидесятых клубное руководство вынашивало планы о переносе стадиона за пределы города, но когда «Месталью» выбрали местом проведения матчей сборной Испании на ЧМ-82, отказалось от этой идеи и затеяло еще одну небольшую перестройку, начатую в 1978 году. «Луис Касанова» принял все три матча сборной Испании на первом групповом этапе (Гондурас – 1:1, Югославия – 2:1 (победный мяч забил валенсиец Энрике Саура), Северная Ирландия – 0:1). Также главный стадион Валенсии приютил «селексьон» на Олимпийских играх – 1992 (Колумбия – 4:0, Египет – 2:0, Катар – 2:0, Италия – 1:0, Гана – 2:0). Кроме этого на «Месталье» в разные годы проходило еще и девять финалов Кубка страны.
Реконструкция к ЧМ-82
Свое последнее серьезное изменение стадион претерпел при Франсиско Ройже. Начальный проект 1995 года предусматривал расширение до 70 тысяч зрителей, но так и не был воплощен в жизнь. Модернизации подверглись три из четырех несимметричных трибун. В декабре 96-ого закончили строительство «Голь Гран» — третьего яруса на южной стороне, и «Града де ла Мар» — верхотуры противоположной трибуны к главной. А 14 февраля 2001 года, перед матчем Лиги чемпионов с «МЮ», был открыт «Голь Чикотет» — последний штрих северной стороны. Одна из главных задач этих достроек – гарантирование безопасности, поэтому новые элементы стадиона должны были держаться без сильного опирания на существующее сооружение. Таким образом «Месталья» обрела свой современный облик, а вместимость достигла 55 тысяч мест.
«Месталья» не производит впечатления монументального сооружения подобно «Сантьяго Бернабеу» или «Камп Ноу». Пускай, на сегодня, эта арена в коей-то мере устарела и уступает в комфортности современным пятизвездочным стадионам конвейерного производства. Пускай старушка достигла уже очень почтенного возраста, хотя никоим образом и не выглядит на свои 80 лет, несмотря на пережитые ужасы гражданской войны, наводнения и шести реконструкций.
Но при всем этом у нее осталась своя уникальная архитектура, поражающая взгляд и заставляющая затаить дыхание, находясь где-то на крутых склонах трибун «Голь Гран» или «Голь Чикотет». Поэтому каждый болельщик «Валенсии», кокетливо подмигивая ей, может отвесить задорный комплимент плана: «а вы хорошо сохранились, бабуля!»
В 2006 году президент «Валенсии» Хуан Солер объявил начало новой эры для клуба. И самым амбициозным проектом станет строительство нового ультрасовременного стадиона. «Месталью» же после переселения команды разберут, а на её месте построят комплекс из зданий. Вот уже прошло несколько сезонов с того времени, как клуб собирался переехать в новое место жительства, и это уже совсем другая, довольно печальная история, но, несмотря ни на что, два старичка, «Валенсия» и «Месталья», по-прежнему всё еще ходят под ручку, в течение века сохраняя верность друг другу.