На вопросы об информационных табло на спортивных аренах в интервью блогу "Галопом по Европам" ответил начальник отдела маркетинга компании НАТО-ИНФО Владимир Максимов.
– Владимир, расскажите в двух словах о компании, которую Вы представляете и какую должность Вы занимаете?
– Компания «НАТА-ИНФО» – это производственное предприятие, работающее
в области светодиодных технологий. Основная специализация – разработка и
производство с/д видеоэкранов и электронных табло. Было основано в 1989
г. Прошли путь от производственного кооператива до современного
высокотехнологичного предприятия. За время деятельности оснастили
огромное количество спортсооружений, продукция использовалась на
соревнованиях самого высокого уровня – от Игр Доброй воли 1994 в
Санкт-Петербурге до Олимпиады 2014 в Сочи.
Я работаю начальником отдела маркетинга.
– В КХЛ большая часть арен оснащена вполне
приличными устройствами. Однако, есть сооружения которым было бы
желательно обновить свою технику, особенно это касается: КСК «Сибирь» и
«Ледового дворца спорта ЦСКА». Если не секрет кто-нибудь когда-нибудь из
представителей команд или данных спортсооружений связывался с Вами?
– Применительно к аренам КХЛ имеется обоюдное движение навстречу.
Бывают случаи, когда представители (сотрудники) арен обращаются к нам с
запросом на нашу продукцию. Бывает, что мы сами, внимательно отслеживая
информацию о строительстве или реконструкции объектов, выходим на них
со своим видением конструктивных и функциональных решений для их
спортсооружений и предложениями по поставке или обновлению оборудования.
И для КСК «Сибирь» и для ЛДС ЦСКА мы готовили технико-коммерческие
предложения на поставку информационных табло. Вот, в частности, два
предложенных нами в разные годы варианта для «Сибири»:
По независящим от нас причинам реализованы они не были. Но, зная о
том, что в Новосибирске до сих пор используют старое табло, вполне
допускаю, что к этой теме мы еще вернемся.
– Если в Новосибирске табло в
дворцах осталось с советских времен, то в том же ЛДС «ЦСКА» куб,
произведенный вашей компанией, установлен сравнительно недавно. Можете
рассказать, почему было принято решение установить именно эту модель (Прим. речь шла о кубе, установленном в 2006 году, смотреть фото ниже), ведь ваша компания могла предложить гораздо более современные решения?
– Мы не только могли, но и предлагали более интересные решения.
В процессе обсуждения (переговоров) о поставке табло действительно обсуждались самые разные решения. Вот некоторые из них:
Но был выбран наиболее простой вариант. И конечно, на сегодняшний
день это решение не соответствовало ни современным тенденциям, ни
статусу клуба. Отрадно, что понимание этого факта было не только у нас,
но и у руководства клуба. В результате осенью этого года старый цифровой
куб в два этапа был заменен новым, по своим параметрам соответствующим
современным требованиям.
Фото промежуточного варианта медиакуба (технические параметры: шаг 8 мм, 3840 х 3072 мм):
Фото окончательного варианта медиакуба (технические параметры: шаг 10 мм, 3840 х 3200 мм):
Хочется отметить тот факт, что в отличие от большинства других
подобных проектов, в этом заказчик уделил должное внимание внешнему
оформлению медиакуба еще на стадии его изготовления. Дизайнерами
заказчика были разработаны эскизы, а мы реализовали их задумки, как
говорится «в железе». В результате, благодаря такому слаженному
взаимодействию, медиакуб к моменту установки был полностью оформлен и
приобрёл законченный и очень привлекательный, на мой взгляд, вид.
Вообще, если возвращаться к вопросу о нашем видении оснащения ЛДС
ЦСКА устройствами отображения информации, то я считаю, что логичным
завершением модернизации оборудования была бы замена старого
информационного табло большим светодиодным видеоэкраном. Это позволило
бы существенно увеличить степень эмоционального воздействия и
вовлеченность зрителей в происходящее на арене. А проведение
предматчевых шоу поднять на самый высокий уровень. Не зря коллеги
хоккеистов – баскетболисты ЦСКА используют на своих матчах Евролиги,
которые проводятся в Мегаспорте на Ходынке, аж два больших видеоэкрана
помимо имеющегося там медиакуба.
– Я правильно понимаю, что это по большому счету финансовый вопрос?
– Действительно, это главным образом вопрос финансов. Хотя надо
сказать, что тенденция последних лет – неуклонное снижение стоимости
подобной продукции. И сегодня за те же деньги, что 5 лет тому назад
можно установить видеоэкран с гораздо более высокими техническими
характеристиками.
– А Вы можете огласить хотя бы порядок цен на медиакуб? В
какую сумму обойдется оснащение спортсооружения медиакубом (со всем
необходимым оборудованием) аналогичным тому, что установлен в Челябинске
на «Трактор Арене»?
– Медиакубы, подобные челябинскому, омскому и уфимскому (они все
аналогичны) сегодня стоят порядка 33…35 млн.руб. В зависимости от типа
используемой системы подвеса, конструктивных особенностей
спортсооружения, нюансов комплектации системы управления.
– Какой последний проект (спортивный) воплотила в жизнь Ваша компания? Где и какое оборудование было установлено?
– Я бы хотел назвать несколько проектов, которые мы реализовали в
текущем году. Они разного назначения, разного уровня сложности.
В новом ЛДС им.С.Капустина в Ухте (Республика Коми) было установлено
табло для хоккея с видеоэкраном (модель НАТА 1970, шаг 16 мм, разрешение
160 x 240, размер)
Оснастили очередной объект Универсиады-2013 – во Дворце бокса и
настольного тенниса (Казань) был установлен видеоэкран модели НАТА
16/24.
Новый дворец спорта «Модун» в Якутске был оснащён системой информационных табло для игровых видов спорта, в том числе видеоэкраном модели НАТА 16/15.
В Уфе в реконструированном специально к проведению молодёжного ЧМ по
хоккею ледовом дворце спорта на ул.Р.Зорге установили комплекс
информационного оборудования для хоккея, в том числе информационное
табло с видеоэкраном (модель НАТА 1980, шаг 13.3 мм, разрешение 288 x
480) и видеоэкран модели НАТА 20/20 на фасаде ДС.
В челябинском бассейне «Строитель» специально к Чемпионату Европы по водному поло установили видеоэкран модели НАТА 20/24 и осуществили его интеграцию с системой электронного хронометража OMEGA.
Но, конечно, наиболее значимым был проект по оснащению видеоэкранами
одного из крупнейших спортсооружений Олимпиады 2014 – Крытого
конькобежного центра «Адлер Арена» в Сочи (шаг 8 мм, разрешение 528 x 960). «НАТА-ИНФО» является единственным российским производителем – поставщиком видеоэкранов для объектов Олимпиады-2014.
– По оснащению хоккейные дворцы в России, да и в Европе в
целом на шаг отстают от Северной Америки, а как дело обстоит с
разработками? Сможет ли Ваша компания предложить, что-то не хуже, чем
«Дактроникс», «Мицубиси Электрик» или «Барко».
– Технический уровень продукции, выпускаемой нашим предприятием,
сопоставим с уровнем лидеров отрасли и значительно превосходит основную
массу продуктов, представленных на рынке. В отличие от, например,
автомобилестроения, не существует технологической пропасти между
лидерами отрасли и нашей компанией. Интеллектуальный потенциал компании
неоднократно подтвержден успешной реализацией большого количества
технически сложных проектов. Специалистами предприятия внимательно
отслеживаются и оперативно внедряются в производство все перспективные
технические и технологические новинки. Поэтому я могу с уверенностью
сказать, что для новых спортсооружений мы сможем предложить вполне
конкурентоспособную продукцию. Это наглядно видно на примере оснащения
объектов Олимпиады-2014, где мы установили систему видеоэкранов на базе
абсолютно новой разработки специалистов нашего предприятия –
светодиодного видеомодуля NI 08 UltraSlim с шагом 8 мм не только не
уступающего, но и по ряду существенных параметров превосходящего решения
наших зарубежных коллег на других объектах Олимпиады.
– Сейчас в нашей стране настоящий бум спортивного
строительства, в ближайшем будущем Россия примет Универсиаду, Зимние
Олимпийские Игры, Чемпионат мира по футболу. Какое участие принимает
ваша компания в работе над этими объектами? Более всего интересуют
сооружения для хоккея и в частности Лада-Арена в Тольятти.
– Мы принимаем самое активное участие в оснащении строящихся в нашей
стране спортивных арен. Спортивные объекты Универсиады-2013 оснащаются в
основном нашими табло. На сегодняшний день мы оснастили 19 объектов.
Прорабатываются контракты еще по нескольким, в том числе по новому
футбольному стадиону вместимостью 45 000 зрителей.
Об аренах Чемпионата мира по футболу говорить пока преждевременно –
это вопрос скорее всего 2014-2016 г.г. А для строящихся стадионов ЦСКА и
Спартака свои предложения по табло мы уже направили.
Практически ни одно значительное спортивное событие международного
уровня, проводимое в нашей стране, не обходится без участия компании
«НАТА-ИНФО» в той или иной степени.
Что касается «Лада Арены», то там принятие решения о видеоэкранах
находится в какой-то вялотекущей поре и пока рано говорить о чем-то
конкретном.
– В чем Вы видите основные направления развития электронных табло?
– В первую очередь надо сказать, что термин «электронное табло»
приобретает сегодня другое содержание. Сегодня – это устройство
отображения информации – цифровой (счет,…), текстовой (названия, составы
команд,…), графической (логотипы, …), видео (рекламные ролики,
повторы,…). Т.е., функционально эти устройства являются видеоэкранами.
Наибольшее применение имеют в/экраны двух типов – светодиодные и
плазменные.
Плазменные (или LCD) в основном используются в видах спорта, где
необходимы так называемые «ковровые» табло – гимнастика, единоборства и
т.п.
А светодиодные видеоэкраны используются в качестве главных табло спортсооружения.
Развитие светодиодных в/экранов идет в сторону снижение веса (массы),
энергопотребления, уменьшения шага между пикселями, увеличения размеров
в/экранов, а также все большего увеличения интерактивности, т.е.,
большей вовлеченности зрители в процесс происходящего на арене.
Происходит наращивание количества экранов на объекте, увеличение их
размеров с одновременным повышением характеристик оборудования. На языке
военных это называется «наращивание огневой мощи».
Осуществляется взаимная интеграция различных систем спортсооружения
(ТВ, свет, звук, экраны) в единый информационно-развлекательный
комплекс.
Основная цель – погружение зрителя в единую медиасреду, создание из спортивного зрелища яркого и запоминающегося шоу.
+ Бонус
В этом сезоне более современное табло установили в «Сокольниках».
Размер нового табло 10.240 х 3.840 м, шаг пикселя 16 мм, производство
Китай.