Строительство стадиона "Зенит–Арена" стоимостью 34,9 млрд рублей обернулось банкротством для множества партнеров компании "Инжтрансстрой" Олега Дерипаски — генподрядчика стройки.
Строительство стадиона для "Зенита" на прошлой неделе в очередной раз оказалось в центре внимания в связи с заявлениями министра спорта РФ Виталия Мутко.
Министр выразил тревогу по поводу сроков сдачи "практически всех" стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года. Позже чиновник уточнил, что строительство конкретно "Зенит–Арены", которая должна быть сдана в 2015 году, опасений не вызывает.
Но осадок остался, и "ДП" решил разобраться, что на самом деле происходит с многострадальной ареной.
Как выяснилось, в ходе строительства стадиона стоимостью более 34 млрд рублей, генподрядчиком которого является "Инжтрансстрой" Олега Дерипаски, десятки подрядчиков обанкротились.
Многочисленные переоценки стоимости стадиона менее всего сказались на благосостоянии генподрядчика — ЗАО "Инжиниринговая компания Трансстрой" (ЗАО "Инжтрансстрой").
И, хотя в компании уверяют, что проект изначально был имиджевым и убыточным и в лучшем случае генподрядчик выйдет в ноль, похоже, внакладе она не останется.
По крайней мере, по данным СПАРК, выполняя этот госконтракт, несмотря на падение выручки с 21 млрд (2008 год) до 18 млрд (2009 и 2010 годы) рублей, "Инжтрансстрой" увеличил чистую прибыль в разы: со 180 млн рублей в 2008 году до 280 млн в 2009–м и 640 млн в 2010 годах.
В 2011 и 2012 годах, на фоне серии скандалов со стадионом и последовавшей за ними переконтрактовки, прибыль компании вернулась к уровню 100 млн рублей — но осталась в плюсе.
Основной же удар от проектной чехарды приняли на себя субподрядчики, которые, по данным многочисленных судебных актов, заключая договор с "Инжтрансстроем", выплачивали ему от 7 до 15% комиссионных от суммы каждого контракта "за генподрядные услуги".
Кроме того, они должны были закупать у "Инжтрансстроя" материалы и арендовать оборудование, выплачивая за это до половины стоимости своих работ.