Итоговый обзор посещаемости чемпионата России по футболу. А также окончательное решение вопроса, почему Континентальная Хоккейная Лига опережает в развитии младших пятнисто-круглых братьев лет на 20.
Вчера я убедился в том, что футбол в России еще пока может выжить. Я смотрел финал ЛЧ по ноутбуку с официального сайта телеканала НТВ. И знаете, что я увидел? Я увидел в правом нижнем углу информацию, что одновременно с моим Packard Bell’ом к данному серверу были подключены еще примерно 65 тысяч устройств. И я вдруг спросил себя – какие же рейтинги были у этого мадридского дерби в Лиссабоне, если матч шел по центральному ТВ, это раз, за ним, как за святым Граалем охотились наши друзья сопкаст-пираты, это два, и в тоже абсолютно бесплатно и беспроблемно на офф. сайте за голом Рамоса на 93 минуте смотрело почти три Невьянска?
Но теперь же я вернусь в наше угрюмое русло. Чемпионат России по футболу – это одна из самых противоречивых вещей, которая есть в нашей стране. С одной стороны, вроде бы как именно эта лига, с нападающими сборной Бразилии и Кот-д’Ивуара, должна быть лицом российского спортивного хозяйства. Но в тоже время, сочетание этих нападающих с местными ультрас ну никак не способствует тому, чтобы гордиться этим.
Нет, конечно и в процветающей Европе сильны околофутбольные представители, вспомните хотя бы историю вражды Ганновера и Брауншвейга или вот этих накаченных стокгольмских ребят. Но их команды не тратят по бюджету Буркина-Фасо на своих игроков и не именуют себя КЕУ. Так что, как говорится, наша РПЛ-конфетка имеет отличную начинку, но вот обертка её в мазутных пятнах. И это также сказывается на посещаемости лиги.
Посещаемость РПЛ в сезоне 2013-14 составила 11 584 зрителя, что является худшим показателем за 9 лет
Вот динамика изменения посещаемости РПЛ, да и вообще высшего футбольного дивизиона за все время существования РФ. Для четкого изображения кликните на картинку.
Падение результатов просто на грани катастрофы. За сезон лига потеряла 1 443 зрителя, что составляет безумнейшие 11 процентов. В закрытых лигах, таких как НХЛ, НБА и прочих, такой показатель заставил бы руководство в панике искать выходы, вплоть до переезда команды. У нас же это норма.
Средняя посещаемость РПЛ сократилась на 1 443 зрителя, что составляет умопомрачительные 11,08 процента
Вот список посещаемости всех команд РПЛ этого сезона:
(Красным фоном показаны те коллективы, которые по итогам сезона вылетели в ФНЛ)
А вот эта таблица учитывает те данные, которые показали команды без учета перенесенных игр.
Показатель, если мы будем сравнивать с прошлыми сезонами, просто удручающ. Как же так, почему у страны, которая скоро примет Чемпионат Мира, зритель вдруг перестал ходить? И не надо кричать, что проблема в том, что в лигу пришли из ФНЛ новые команды и они снизили средний показатель. Нет, вот вам динамика посещаемости отечественных клубов за последние 3 сезона.
Пожалуй, практически полностью красный крайний столбец нам раскрывает все ответы. Для примера, у чемпиона страны, московских «армейцев», посещаемость упала практически на 5 тысяч человек. А вновь прибывшая в ряды высшего эшелона «Томь» поразила автора блога тем, что на неё, в среднем пришло меньше человек, чем в прошлогоднем первенстве ФНЛ! Но тут стоит сделать важное замечание. «Томь» провела у себя в Томске лишь 14 матчей из 15. Одна встреча, против «Краснодара» была перенесена в Пермь. В свою очередь, в «вышку» впервые в истории поднялся «Урал», и клуб внес важный вклад в эту вот таблицу.
Всего 3 клуба РПЛ улучшили свои показатели посещаемости по сравнению с прошлым сезоном – «Краснодар», «Ростов» и «Амкар»
Теперь же рассмотрим таблицу гостевой посещаемости, которая, на мой сугубо личный взгляд, лучше всего характеризирует интерес у населения страны к своему футболу.
Выездная посещаемость же показывает нам истинные значения влияния команд в лиге для других фанатов. Так вот, РПЛ очень централизованная лига. Разница в гостевой посещаемости между лучшей командой, «Спартаком», и худшей, грозненским «Тереком» составляет 11 521 зритель, или 99,5 процентов от общей средней посещаемости! Это не просто много. Это отвратительно много.
Народ ходит не на матчи своей команды, а на матчи против именитых соперников. Разница между 3 местом, чемпионом, и «Локомотивом» больше 3 000. Именно это и убивает наш футбол – отсутствие у региональных болельщиков того факта, что свою команду надо поддерживать всегда и против любых соперников, а не против тех, у кого долгая история и победное прошлое (или настоящее).
Конечно, можно поспорить со мною и заявить, что основная причина такой разницы в инфраструктуре клубов. Мол, если хочешь посмотреть на «Спартак», то можно вытерпеть многие неудобства. Но смотреть на «Крылья», например, в таких условия – это нонсенс, люди лучше в бильярд пойдут, а потом зайдут на «sports.ru» и узнают счет.
Чтобы показать истинный уровень «боления» в регионах, я приведу вам 2 графика – выездная посещаемость в Англии и в Германии, которые так любезно подготовил для меня мой друг andy11 в своих постах.
В Англиийской Премьер-Лиге разница между самой «неинтересной» и самой посещаемой командой составляет чуть более 2000 зрителей. В Германии же около 5 тысяч, но и средняя посещаемость чемпионата Германии 43 484 человека, что нам только снится. А вот те значения, коими обладает лучшая спортивная лига страны – КХЛ:
Исходя из этой централизованности, мне стало интересно узнать, а какова истинная посещаемость в регионах? Под регионами я имею в виду там, где нет Москвы.
Крайний правый столбик – это та разница, которую дает присутствие московско-химкинских команд. Единственный клуб РПЛ, чья посещаемость даже выросла от «отсутствия» Москвы, вылетел в ФНЛ. Вот так вот...
А теперь наш бложик предложит вам наше фирменное блюдо. Да не одно, а аж 16. Такое «меню» вы могли оценить в моем посту про посещаемость КХЛ. Правила таковы:
- В таблице представлены: название команды, эмблема, название стадиона, сезон с которого команда выступает в РФПЛ. Затем вместимость стадиона, посещаемость в сезоне 2013/14 и процент заполняемости. Рядом прописаны количество солдаутов в сезоне. Для облегчения поиска они выделены синим цветом. Оранжевый цвет – это есть то, что клуб провел игру не на своем стадионе, а, например, скажем на МСА «Локомотив». Справа есть протокольные данные о посещаемости на играх.
Перечисление команд начнем с самой худшей до самой посещаемой, то есть от «Волги» до «Зенита».
Первая «восьмёрка»: «Томь», «Волга», «Рубин», «Динамо», ЦСКА, «Амкар», «Краснодар», «Ростов».
Вторая «восьмёрка»: «Крылья Советов», «Локомотив», «Спартак», «Урал», «Анжи», «Кубань», «Терек», «Зенит».
(Фото с официальной страницы клуба в ВК)
(Фото с официальной страницы клуба в ВК)
(Фото с официальной страницы клуба в ВК)
(Фото с официальной страницы клуба в ВК)
(Фото с официальной страницы клуба в ВК)
(Фото с официальной страницы болельщиков клуба в ВК)
(Фото с официальной страницы клуба в ВК)
(Фото с официальной страницы болельщиков клуба в ВК)
Кроме этих таблиц, можно также вспомнить, что 5 клубов РФПЛ выступали в этом сезоне в основных сетках еврокубков. Вот те показатели, которыми эти клубы могут либо похвастаться, либо наоборот, ужаснуться.
(Желтым фоном обозначены даты матчей плей-офф)
Вот так вот. По идее тут обязано быть 6 таблиц, но как всегда, в лучших традициях комедий Гайдая в начале сезона сказали свое громкое «я» футболисты московского «Спартака».
Теперь же давайте рассмотрим те 4 команды, которые пришли на замену вылетевшим «героям».
Подытожим же нашу ФНЛ общей таблицей:
Пожалуй, на этом можно было бы закончить пост, но блог «Аттце» не был бы таким крутым, если бы не очередные плюшки от меня. Недолго думая, я хотел бы показать на ваш суд сводную таблицу 2 крупнейших лиг России – РФПЛ, КХЛ. Я взял за основу те 5 городов, где присутствуют команды и РФПЛ, и КХЛ, ну и если есть, то и ВТБ-Лиги. Затем я скомпилировал из этого 5 таблиц: Москва и Область, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород и Екатеринбург.
Вот они:
Стоит отметить, что практически везде хоккей в чем-то, да превосходит футбол. В Питере на матчах СКА нет Гулливера, в Екатеринбурге команда играет в плей-офф, а отсутствие 100-процентной посещаемости связано лишь с большим количество матчей и дорогими билетами. В Москве фирмы на хоккее не так сильны. В Казани вот да, спорт мы особо не любим. А про чисто хоккейный город Нижний и говорить не надо. Просто сравните значения у «Волги» наверху с таблицей для «Торпедо».
Как-то. Проблема болельщиков же на футболе есть везде, просто в Европе с нею либо борются, либо не так афишируют её. Национализм есть и там, и во многом из-за него в КХЛ и появилась одна из самых самобытных команд.
Да, фанаты загребского «Медвешчака» миролюбивы, в отличие от своих соседей из BBB. Но при этом достаточно просто напомнить им про существование команды VSV из города Филлах, так они просто начинают беситься. И именно из-за явно нацистской публики австрийского клуба и дался так легко переход «Загреба» в КХЛ.
Ну и на вкусное. Мы рассмотрели РПЛ и КХЛ. Но ведь футбол и хоккей пересекаются в других городах лиги – в Праге, Братиславе и Загребе. В Минске же сезон только начался, а главную арену «Динамо» отправили на реконструкцию, так они не в счет. В Астане сезон в разгаре. В существование латвийского клубного футбола я не верю, это миф. Про Донецк напишет мой друг andy11.
Такие дела, друзья. В нехоккейной стране на матчи хоккейного клуба пришло в общем народу где-то в 3 раза больше, чем на местное историческое «Динамо».
На этом все. Спасибо за ваше внимание.
Блог "Аттенданце"