Репортаж со стройки главного стадиона Санкт-Петербурга – в спецпроекте «Ъ».
12 июня в Бразилии стартует чемпионат мира по футболу-2014. Обойтись без скандалов в ходе подготовки к этому мероприятию не удалось: из-за срыва сроков сдачи стадиона в Сан-Паулу город чуть не лишился права на проведение матча-открытия.
«Ъ» решил проверить, как строятся стадионы в России, которая должна принять следующий чемпионат. Открывает спецпроект «Ъ» «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге, ставшая за годы строительства одним из самых дорогих стадионов мира.
Эпопея с футбольной ареной на Крестовском острове Петербурга давно вошла в число историй, по которым можно и нужно изучать правила игры в строительном бизнесе в России.
Здесь вам и международный конкурс на архитектурную концепцию, и победивший в нем знаменитый японский архитектор Кисе Курокава, чей проект «космического корабля» на месте старого советского стадиона впоследствии был основательно перекроен российским архитектурным бюро — ГУП «Моспроект-4».
Здесь и расторжение со скандалом контракта с первым генподрядчиком строительства — компанией «Авант» — на смену которой пришел «Трансстрой» Олега Дерипаски.
Не обошлось и без форс-мажора: когда чаша арены, на тот момент запланированной как клубный стадион для ФК «Зенит», уже стала вырастать из-под земли, Россия выиграла право принять у себя чемпионат мира по футболу 2018 года.
И понеслось: проект «Зенит-Арены» надо было срочно переделывать под требования FIFA, а подрядчику — осуществлять демонтаж уже возведенных конструкций.
Как результат: смета по объекту с 6,7 млрд руб. в 2007 году выросла сначала до 23,7 млрд, затем до 33,1 млрд, а впоследствии замерла на отметке 34,9 млрд руб.
Поползли и сроки сдачи стадиона: обещаниям бывшего губернатора Петербурга Валентины Матвиенко сыграть первый мачт «Зенита» на новом стадионе уже 2009 году так и не суждено было сбыться.
Согласно новым планам, «Зенит-Арена», которая в результате всех доработок стала одним из самых дорогих стадионов мира, должна быть достроена в мае 2016 года. “Ъ” побывал на стройплощадке самого ожидаемого стадиона в России и пообщался со всеми участниками этой грандиозной и громкой стройки.
Участники проекта
Марат Оганесян, вице-губернатор Петербурга по строительству (заказчик)
«Нормальный темп работы на объекте набрали уже в 2013 году»
Стадион изначально проектировали для проведения игр уровня чемпионата России, как клубный стадион для «Зенита». После того как было принято решение о том, что наш город будет принимать чемпионат мира по футболу в 2018 году, стадион был перепроектирован в соответствии с требованиями, действовавшими на тот момент.
Из регионального спортивного объекта стадион превратился в спортивно-концертную площадку мирового уровня. Естественно, внесение этих и последовавших за ними изменений потребовало фактически остановить строительство. Нормальный темп работы на объекте набрали уже в 2013 году, после принятия губернатором города соответствующих управленческих и кадровых решений. В настоящий момент серьезных проблем на стройке нет.
Если говорить о трудностях, с которыми приходится сталкиваться, то главное — это островное расположение стадиона. Это не только усложняет сам процесс строительства, но и предъявляет особые требования к инженерной и транспортной инфраструктуре.
Большинство проблем, с которыми заказчику в лице комитета по строительству пришлось столкнуться в процессе реализации проекта, было обусловлено объективными факторами. Объекты такого уровня строятся в среднем шесть лет. Закладка камня в основание нашего стадиона состоялась в 2008 году, то есть при условии сдачи в 2016 году получается восемь лет строительства. С учетом того что в 2010 году, после решения о проведении в России чемпионата мира, по сути, началось новое строительство, получаются те же шесть лет.
Срок для объекта такого масштаба приемлемый. В будущем, полагаю, можно подумать о заимствовании опыта Китая, где крупные объекты сначала несколько лет проектируют, а потом строят — быстро, без остановок, без перепроектирования, с четким пониманием сроков и стоимости.
Виталий Лазуткин, руководитель проекта строительства стадиона «Зенит» компании «Трансстрой» (генподрядчик)
«Мы намерены достроить стадион до конца»
Основные сложности этой стройки связаны с неоднократными изменениями, вносимыми в проектную документацию. Так сложилось исторически, и это были объективно необходимые изменения, продиктованные прежде всего планами проведения на нем чемпионата мира и требованиями FIFA.
Нам пришлось проводить большой объем работ по перепланировке помещений, усилению конструкций, ростверка и демонтажу. Изменились вместимость стадиона, угол наклона трибун, были перепроектированы внутренние пространства под трибунами, увеличилось количество выходов, лестниц, лифтов, появился дополнительный ярус для скайбоксов. Отсюда и неминуемые задержки.
Сильные корректировки коснулись и выкатного поля. Изначально планировалось, что оно будет выдвигаться шагающими гидравлическими машинами. Это было громоздкое и технологически несовременное решение, превышающее в цене нынешнее примерно на 20%.
На время работы по этой конструкции были приостановлены, когда мы вновь вернулись к вопросу, было решено отказаться от первоначальной идеи в пользу более экономичной и технологичной: теперь поле будет двигаться на пневмоподушке с помощью распределенного электросервопривода.
Для обеспечения стандартов FIFA к агрономическим технологиям будет применена система аэрации газона в комплекте с электроподогревом. Мы постарались максимально использовать те конструкции поля, которые уже были собраны. От изготовления и поставки гидроприводов мы отказались.
Наш действующий контракт не предполагает сдачи стадиона под ключ. В его рамках мы должны завершить основные бетонные работы, монтаж металлоконструкций и покрытия стационарной кровли, фасадов, витражей, 50% инженерных сетей и начать внутренние отделочные работы. Но мы намерены достроить стадион до конца и будем участвовать во всех следующих конкурсах.
Андрей Панферов, генеральный директор «КБ ВиПС» (проектировщик)
«В проекте сохранена идея Кисе Курокавы»
Абсолютно уникальным в этом проекте является симбиоз современного высокотехнологичного стадиона и исторического наследия. С одной стороны, сохранена идея предложенная архитектором Кисе Курокавой: динамичный объем чаши арены, выполненной в виде космического корабля. C другой стороны, ее нужно было вписать в исторические параметры снесенного стадиона имени Кирова, который был памятником архитектуры.
Поэтому мы сохранили планировочную схему холма, добавив новые архитектурные составляющие: другой объем здания, выкатное поле, пандусы для маломобильных групп населения, технические сооружения и тому подобное. А физкультурные павильоны, лестницы, каскады и фонтан придется отстраивать заново с воссозданием их исторического облика.
Основная цель корректировки проекта, ранее разработанного «Моспроектом-4» на основе концепции Кисе Курокава, - приведение его в соответствие с требованиями FIFA и UEFA. Сложность заключается в том, что, помимо них, стадион должен соответствовать нормам РФ. Кроме того мы должны адаптировать его для проведения концертных мероприятий.
Еще одна сложность и уникальность этого проекта заключается в том, что стадион находится на охраняемой КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. – «Ъ») территории Приморского парка Победы. Поэтому все объекты зоны доступа на стадион должны быть бережно вписаны в существующий ландшафт; в качестве примера - в облицовке фасадов применено вертикальное озеленение.
Не менее важный вопрос – транспортная доступность арены: планируется проектирование и строительство транспортно-пешеходного моста из Приморского района, а также двух высокоскоростных канатных дорог, ведущих из Приморского района и с Васильевского острова.
Аналогов стадиону «Зенит» в мире совсем немного. Максимально близкими являются лондонский стадион Wembley с раздвижной кровлей вместимостью 90 тыс. посетителей, монреальский Olimpic Stadium Montreal на 60 тыс. человек и Weltins Arena в немецком городе Гелзенкирхен на 62 тыс.
Александр Карпов, руководитель центра экспертиз «ЭКОМ» (градозащитник)
«Все эти хаотические решения могут аукнуться непросчитанными последствиями»
Как эксперт по городской среде, я полагаю, что в любом случае эта махина должна работать в сцепке с гостиничным и туристическим бизнесом, а сам по себе такой изолированный проект как стадион никакой пользы городу не принесет.
Основная проблема проекта в том, что он не был просчитан по всем урбанистическим параметрам. Объект вообще не был включен в генеральный план города, что в принципе противоречит Градостроительному кодексу, предусматривающему принятие городского закона об объектах регионального значения, которые должны вноситься в генплан. Хотя решения по проектам такого масштаба необходимо принимать именно на уровне генерального плана города, и для них должна быть проработана вся инфраструктура: транспортная, инженерная, социального обслуживания.
Нужно было рассмотреть различные сценарии, оценить принципиальную допустимость такого объекта на этой территории, и в случае положительного решения разработать мастер-план перепланировки Крестовского острова.
Но этого сделано не было, и, например, с другим мощным проектом – Западного скоростного диаметра (ЗСД – частично построенная внутригородская платная автомагистраль в Санкт-Петербурге. – «Ъ»), часть которого тоже строится на Крестовском острове, стадион вообще не стыкуется. Хотя ЗСД можно было использовать, обеспечив хотя бы экстренную связь со стадионом на случай наиболее масштабных мероприятий.
И теперь самая большая проблема этого проекта, после неконтролируемой финансовой «ямы» — это отсутствие транспортного обеспечения стадиона. Из-за этого Смольному пришлось срочно менять схему метрополитена и выводить на Крестовский остров две новые станции метро, а поскольку места для них нет – намывать новую территорию в западной оконечности острова, что потребует дополнительных средств, не говоря уже об экологических и градозащитных рисках.
Кроме того, пришлось запланировать пешеходный мост в Приморский район, по которому будут прогуливаться фанаты. Поскольку инвесторов для этого проекта нет и не предвидится, похоже, этот мост тоже придется строить за счет городской казны.
Все эти хаотические решения в итоге могут аукнуться непросчитанными последствиями. Например, под угрозой окажутся интересы яхтенного спорта, который традиционно здесь развивался. А если бы все решалось системно и заранее, можно было продумать, например, трамвайную линию для связи Крестовского острова с Васильевским островом, для которой теперь уже нет места.
Перенос обещанных сроков строительства и увеличение сметы объектов — одни из основных проблем, с которыми сталкиваются страны, готовящиеся принять у себя то или иное мировое мероприятие. Бразилия, где 12 июня стартует чемпионат мира по футболу-2014, не раз критиковалась как раз за это.
В мае прошлого года FIFA даже предупредила власти Сан-Паулу, что город может потерять право на проведение каких-либо матчей чемпионата из-за задержек со строительством нового стадиона Arena Corinthians. В ноябре 2013 года также стало известно, что общая стоимость строительства и реконструкции 12 бразильских стадионов выросла почти на $435 млн.
Помимо «Зенит-Арены» чемпионат мира по футболу-2018 должны принять еще 11 стадионов: два в Москве («Лужники» и «Открытие Арена»), а также в Казани («Казань Арена»), Екатеринбурге («Центральный»), Саранске («Юбилейный»), Сочи («Фишт»), Ростове-на-Дону («Левбердон»), Калининграде («Арена Балтика»), Нижнем Новгороде («Стрелка»), Волгограде («Победа») и Самаре. Из них готовы пока только два: «Казань Арена», построенная к Универсиаде-2013, и «Фишт» — к Олимпиаде в Сочи.
Ранее анонсировалось, что на строительство и реконструкцию спортивных арен только правительство РФ готово выделить до 100 млрд руб.
В апреле 2014 года были определены генподрядчики строительства стадионов: за арены в Нижнем Новгороде и Волгограде ответственной выбрана компания «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, в Самаре и Саранске — ПСО «Казань» Равиля Зиганшина, в Калининграде и Ростове-на-Дону — Crocus Group Араса и Эмина Агаларовых, в Екатеринбурге — «Синара-Девелопмент» Дмитрия Пумпянского.
Месяцем ранее был определен и генподрядчик реконструкции Большой спортивной арены в московских «Лужниках», которая будет вестись за счет бюджета столицы: им стал подконтрольный мэрии Москвы «Мосинжпроект». Второй столичный стадион, который примет чемпионат мира — «Открытие Арена», за свой счет строит совладелец футбольного клуба «Спартак» и акционер ЛУКОЙЛа Леонид Федун.
Коммерсантъ