Несмотря на скандалы в FIFA, вопрос об отмене чемпионата мира 2018 г. российские чиновники не рассматривают ни в каком виде.
Строительство стадионов переходит в активную фазу, дружно говорят участники этих проектов.
Подготовка идет сложно, но без критических проблем – и нет сомнений, что все запланированное будет сделано, говорит чиновник правительства.
Первый зампред правительства РФ Игорь Шувалов на недавнем совещании в Ростове-на-Дону подтвердил: бюджетные расходы на подготовку к чемпионату мира не превысят заявленной пять лет назад суммы в 335 млрд руб. Ранее правительство РФ сообщало, что из этой суммы 101,2 млрд руб. придется на бюджеты регионов.
За счет бюджета предполагалось построить и реконструировать 11 стадионов. Всего матчи чемпионата должны принять 12 стадионов, но один из них построен на частные деньги: бизнесмен Леонид Федун потратил 14,5 млрд руб. на стадион для принадлежащего ему московского футбольного клуба «Спартак».
Генподрядчики еще год назад начали жаловаться, что стройка значительно подорожала. Из-за изменения курса рубля стоимость оборудования выросла на 50%, а увеличение общей сметы проектов достигает 15%, рассказал гендиректор «Стройтрансгаза» Михаил Хряпов, это может привести к дополнительным миллиардным расходам.
Если взять в качестве примера тот же «Стройтрансгаз», то он выступает генподрядчиком двух стадионов: в Волгограде с утвержденной сметой в 16,3 млрд руб. и Нижнем Новгороде, где проект стоит 17 млрд. Понятно, что даже 10%-ное увеличение сметы добавит к расходам более 3 млрд руб.
Рост цен был очень значительным, подтвердил президент Crocus Group Арас Агаларов, отвечающий за строительство стадионов в Калининграде (предварительная оценка – 17,5 млрд руб.) и Ростове-на-Дону (18,74 млрд руб.).
«Поэтому я поднял вопрос, и правительство нас поддержало – оптимизировать проект, но с учетом требований FIFA, чтобы мы могли уложиться в те деньги, которые предусмотрены в бюджете», – рассказал он в интервью «Ведомостям».
Основные способы оптимизации расходов при подготовке к чемпионату мира будут: во-первых, отказ от дополнительных опций, не влияющих на выполнение Россией обязательств перед FIFA, во-вторых, изменение технических решений с целью удешевления проектов – там, где это не влияет на безопасность и эксплуатационные характеристики стадионов, в-третьих, работа по программе импортозамещения и, в-четвертых, пересмотр контрактов с целью исключить посредников из цепочки поставщиков, рассказал «Ведомостям» представитель секретариата Шувалова.
Проекты станут экономнее, но все требования по качеству и безопасности будут соблюдены, объясняет он. «Ведомости» посмотрели, как именно будут сокращать расходы чиновники и строители.
Отказаться от лишнего
Стадионы к чемпионату мира проектировались пять лет назад, когда еще не было печального опыта Олимпиады в Сочи, подготовка к которой обанкротила несколько крупнейших строительных компаний.
Так что футбольные арены в регионах проектировали с размахом: со сложными архитектурными и техническими решениями, нередко с заявкой на всероссийское или даже мировое лидерство по площади VIP-лож или числу лифтов, признается один из проектировщиков.
Минувшей весной стало понятно, что минимум половина объектов отстает по срокам и почти все идут с превышением сметы, и тогда правительство и Минспорт разрешили заказчикам и строителям сделать проекты скромнее, продолжает собеседник «Ведомостей».
Например, для стадиона в Ростове-на-Дону первоначально была запланирована огромная стилобатная часть, выходившая за рамки стадиона, Crocus Group ее уменьшила, разработала технические решения, облегчившие кровлю на 30%, рассказал Агаларов.
Кровля, первоначально состоявшая из двух перекрывающих друг друга частей, будет сплошной конструкцией. А количество лифтов на стадионе уменьшили с 45 до 25, сообщил Агаларов.
Этими лифтами основная масса посетителей почти не пользуется, они предназначены или для служебных целей, или для доступа к отдельным ложам – и ни на одном стадионе такого количества лифтов прежде не проектировалось, а теперь все приведено в соответствие с международными требованиями, объяснил он.
По оценке чиновника областного правительства, с таким проектом у стадиона есть шанс вписаться в 18 млрд руб., тогда как при прежних решениях арена выходила не дешевле 20 млрд руб.
Арена в Ростове-на-Дону – одна из двух, в проект которых вносились самые существенные изменения, говорит сотрудник одной из структур, курирующих подготовку к чемпионату. Вторая – в Екатеринбурге.
Первоначальный проект предусматривал масштабную реконструкцию стадиона «Центральный» в Екатеринбурге, после которой от здания, несмотря на то что оно занесено в список памятников архитектуры, фактически должна была остаться только входная группа.
Измененный проект, внесенный на госэкспертизу, предусматривает, по сути, только реконструкцию стадиона в старых стенах – с целью увеличить его вместимость.
Кроме того, объяснил чиновник правительства, внутри стадионов будут сокращать долю эксплуатируемых площадей. Например, если по проекту предусматривались большие торговые помещения или рестораны, их достроят позже, уже после чемпионата.
FIFA идет навстречу организаторам чемпионата: она разрешила уменьшить вместимость стадионов в Екатеринбурге и Калининграде до 35 000 мест, хотя по стандарту требуется 40 000 мест (см. врез); помимо этого срок сдачи нескольких арен разрешено перенести с мая 2017 г. на ноябрь-декабрь 2017 г.
Легкие решения
Вносить серьезные изменения в стадионы можно не только на стадии проектирования, рассказывает советник председателя федерального межотраслевого совета «Деловой России», руководитель рабочей группы по развитию применения инновационных материалов в строительстве и дорожной инфраструктуре Максим Гришин.
Оставаясь в предложенной архитекторами концепции, можно найти конструкторские решения, удешевляющие проект. К примеру, если в конструкциях кровли, навесов над трибунами и фасадов стадиона использовать вместо классических пространственных ферм унифицированные шаро-стержневые металлоконструкции, можно уменьшить и металлоемкость (т. е. вес крыши и расходы на сами конструкции), и срок монтажа.
Эффективный подбор конструкций для московского стадиона ЦСКА позволил удешевить кровельные работы на 15%, приводит Гришин конкретный пример. На инженерных системах экономия в процентном выражении будет заметнее, полагает он.
Согласовать такие изменения реально уже после выхода проекта из госэкспертизы – например, пока идет заливка бетона, новая конструкция кровли успеет пройти экспертизу, говорит Гришин.
Министр спорта РФ Виталий Мутко ранее говорил «Ведомостям», что заказчики стадионов смогут вносить изменения в проекты без проведения дополнительных конкурсов, просто подписав приложение к госконтрактам.
Покупай не только российское
Минпромторг по поручению правительства разработал список продукции, подлежащей импортозамещению при строительстве стадионов, рассказали «Ведомостям» чиновники Минпромторга и Минспорта и подтвердили подрядчики.
По их словам, в перечень вошли все основные материалы и оборудование, применяемые при строительстве стадионов: металлоконструкции, материалы кровли, антикоррозийные средства, краски, эмали, пластиковые трубы, кабельная продукция, системы электро-, водо- и теплоснабжения, канализации и кондиционирования, лифты, системы телерадиовещания, видеонаблюдения и охраны, билетно-пропускные системы, оборудование для телефонии и даже пластиковые сиденья на трибунах.
У российских производителей – как отечественных поставщиков, так и заводов, принадлежащих иностранным компаниям, – есть шанс получить до 75% заказов, связанных со строительством стадионов, оценивает Гришин.
Первый вице-премьер РФ Шувалов поручил оптимизировать стоимость строительства стадионов путем импортозамещения, чтобы не выйти из утвержденных на эти цели смет, говорит гендиректор «Стройтрансгаза» Михаил Хряпов.
Выполняя поручение, «Стройтрансгаз» сейчас пересматривает проекты стадионов в Нижнем Новгороде и Волгограде, определяя, какие системы и оборудование можно заменить на отечественные и как лучше совместить с российским оборудованием то, что не подлежит замене.
Оптимизацию планируется завершить к сентябрю и сдать проекты в экспертизу, обещает он. Эта очень большая и кропотливая работа ведется совместно с правительством, Минпромторгом, Минспортом и другими ведомствами, говорит Хряпов.
«Они нам очень помогают, поэтому мы уверены, что сроки строительства не затянутся, мы планируем сдать проекты даже раньше намеченного, так что это тоже позволит сэкономить средства», – объясняет гендиректор «Стройтрансгаза», а пока на стадионах идет заливка монолита по графику.
Так как контракты на поставку оборудования по инженерным системам «Стройтрансгаз» пока не заключал, пересматривать ничего не придется.
А вот «Трансстрой», чьи структуры завершают строительство стадиона «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге, еще осенью, столкнувшись с ростом цен на импорт, по отдельным направлениям пересмотрел планы и заменил иностранную продукцию на российские аналоги, рассказал «Ведомостям» представитель компании.
Правда, на 100% заменить импортное оборудование на российское не удастся, ведь есть, например, сложная электроника, которая не производится в РФ, говорит один из подрядчиков стадионов к чемпионату мира. Да такой цели и не ставится, подчеркивает сотрудник секретариата Шувалова: «Нам нужны хорошие цена и качество, нет задачи жертвовать одним в пользу другого. Кризис не заставит нас принимать неэффективные решения».
Директивы «покупай российское» нет, если окажется, что можно найти лучший вариант, например, у азиатских производителей, то выбор будет сделан в их пользу, рассказал «Ведомостям» сотрудник в одной из компаний – генподрядчиков стадионов.
Часто европейские системы, аналоги которых не производятся в РФ, можно купить в Китае – там производят любые конструкции, говорит Гришин. За их счет стоимость проекта из расчета на одно условное зрительское место можно снизить на 15% и более по сравнению с аналогичными стадионами в Европе.
Иногда сравнение оказывается не в пользу отечественных производителей, признает собеседник «Ведомостей» в генподрядной организации: «Например, один российский производитель строительной техники настойчиво предлагал нам свои экскаваторы, которые мало того что не отвечали требованиям по грузоподъемности, так еще и были дороже иностранных аналогов».
«Ведомостям» не удалось найти российских производителей, подтвердивших бы факт переговоров со строителями стадионов.
Но, например, еще зимой холдинг «Росэлектроника», входящий в «Ростех», сообщал, что барнаульское КБ «Восток» по программе импортозамещения разработало стационарный металлодетектор для стадионов, который в два с половиной раза дешевле импортных аналогов.
Эффективнее всего сократить расходы можно, комплексно проанализировав проект – от проектного решения до окончательной отделки и оборудования – и скоординировав всех исполнителей, используемые материалы, оборудование и технологии, объясняет Гришин.
Координация – это очень важно, признает один из разработчиков программных продуктов. Он вспоминает, как один из крупных российских стадионов закупил программу продажи билетов и турникеты, в принципе несовместимые друг с другом.
«Деловая Россия» готова во всем помочь: организация создает рабочую группу, в которую сейчас готовы войти представители более чем 40 компаний. Участники группы предложат заказчикам стадионов бесплатный анализ проектов и разработку единых решений, с помощью которых можно экономить время и деньги, обещает Гришин.
Вопрос цены
Пересмотру с целью отказа от посредников будут подлежать контракты на поставку продукции или услуг для строителей стадионов стоимостью свыше 100 млн руб., рассказал чиновник в администрации Нижнего Новгорода.
Сами генподрядчики уверяют, что здесь им менять нечего. «Мы работаем напрямую с производителями, посредников у нас нет, так что пересматривать ничего не придется», – сказал представитель ПСО «Казань», генподрядчика стадионов в Самаре и Саранске, Шамиль Садыков.
Импортозамещение – основное направление оптимизации расходов «Стройтрансгаза», так как посредников в его контрактах нет: компания работает напрямую с производителями, а в ее проектах изначально не было заложено ничего такого, от чего можно было бы отказаться, только то, что соответствовало требованиям FIFA, рассказал гендиректор «Стройтрансгаза».
На вопрос, сколько удастся сэкономить на изменении проектных решений, импортозамещении и отказе от посредников, представители Минспорта, курирующего строительство стадионов для чемпионата мира, не ответили.
Зато в пресс-службе Минстроя, курирующего строительство коммунальной инфраструктуры для чемпионата мира, сообщили, что только за счет оптимизации проектно-сметной документации по коммунальным сетям для стадионов сэкономлено 2 млрд руб. и эти деньги переданы на строительство арен.
Стандартные расходы на строительство стадиона в Европе составляют 5000–6000 евро на одно зрительское место при реконструкции и 7000–8000 евро при новом строительстве, напомнил Гришин.
Если до девальвации рубля расходы на российские стадионы к чемпионату мира были исходя из утвержденных смет выше, то теперь даже самые дорогие объекты, такие как «Зенит-Арена» в Петербурге или «Лужники» в Москве, вписываются в этот ценовой коридор.
Ведомости