Накануне на «Казань Арену» вернулся футбол — по требованию УЕФА здесь при 15 тыс. зрителей прошел тестовый матч, который подтвердил готовность стадиона принять игру с «Ливерпулем». «БИЗНЕС Online» узнал, кто будет кормить болельщиков во время предстоящего матча, чем жил стадион весь этот странный год и что готов предложить посетителям во время и между матчами.
Как выяснилось, практически 100% площади стадиона заняты арендаторами, но жизни без большого футбола администрация не мыслит.
КУСКИ ДЕРНА ЛЕТАЛИ, НО ГАЗОН ВЫДЕРЖАЛ
Как уже рассказывал БИЗНЕС Online, вчерашний матч имел принципиальное значение: перед тем, как разрешить «Рубину» играть здесь с «Ливерпулем», УЕФА потребовала провести на стадионе контрольный матч по всем требованиям Лиги Европы.
Потому и пришлось приглашать клубы второго дивизиона — нижнекамский «Нефтехимик» и нижегородская «Волга-Олимпиец» — и спешно собирать зрителей.
Билеты раздавались абсолютно бесплатно, да еще и давали право бесплатного проезда по городу.
Перед матчем на «Казань Арене» игроки и тренеры «Нефтехимика» и «Волги-Олимпиец» бросали шутки, мол, можно ли выйти на поле в бутсах, а не в тапочках.
За поле было действительно боязно: только-только расстелили рулоны, а уже пора испытать газон.
Надо сказать, что команды поле не жалели — какие-то дикие подкаты, вылетающие куски дерна из-под бутс.
Битва была настолько жаркой, что единственный хоть сколько-нибудь известный широкой публике игрок матча из «Нефтехимика» Андрей Секретов, выступавший ранее за «Амкар», буквально в первые минуты получил травму и не смог покинуть поле самостоятельно. В перерыве его увезли на скорой.
Больше тонких игроков на поле не осталось, и началась типичная рубка, характерная для низшей лиги.
Промахи с двух метров по воротам, какие-то выносы мяча после свистка, удары в спину, споры с арбитром и соперником, тычки и грубости — игра проходила так, словно матч проходил где-то на пустыре в Пешелани.
Кое-как «Нефтехимик» затолкал один гол — Роман Салимов после фланговой подачи головой забил единственный мяч в первом матче на «Казань Арене» после почти годичной паузы.
На игре, как и требовала УЕФА, было около 15 тысяч зрителей. Несмотря на статус встречи, была полна и VIP-ложа: бывший и нынешний министры по делам молодежи и спорта РТ Рафис Бурганов и Владимир Леонов, генеральный директор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов, мэр Нижнекамска Айдар Метшин.
ТАИФ представлял президент «Нефтехимика» Тимур Шигабутдинов. Наконец, разумеется, присутствовал президент «Рубина» и мэр Казани Ильсур Метшин вместе со всей верхушкой столичной мэрии.
«Многие понимают, что на таком стадионе больше никогда не сыграют, — отметил главный тренер «Волги-Олимпиец» Валерий Богданец на пресс-конференции. — Важно было не перегореть, потому что эмоции зашкаливали, стадион великолепный! Спасибо Казани за прием».
Тренер «Нефтехимика» Рустем Хузин тоже отметил, что опыта игры в таких условиях у его игроков никогда не было: «Когда игроки приехали сюда, то рты открыли. Наверное, у нас всего несколько игроков играли при похожей аудитории.
У нас только Секретов выходил при 12 тысяч в Перми, да Самохвалов при 5-6 тысячах.
Вчера на теоретическом занятии я поинтересовался у игроков, кто из них играл при большой аудитории. Один футболист поднял руку и сказал, что играл в ФНЛ при 10 тысячах».
Болельщики после матча еще долго не выходили со стадиона: организаторы матча разыгрывали ценные призы и автомобиль, обладателя которого определил капитан «Рубина» Олег Кузьмин.
В этом была грустная ирония: защитник в матче на «Энфилде» получил красную карточку и 5 ноября будет наблюдать за игрой с «Ливерпулем» лишь в роли зрителя.
Так или иначе — самый ценный итог матча очевиден: футбол вернулся на «Казань Арену» и это главное.
ЗРИТЕЛЕЙ МАТЧА С «ЛИВЕРПУЛЕМ» НАКОРМИТ «БУЛАТОВ ГРУПП»
Между тем, год жизни вне главного предназначения, как ни парадоксально, стал для «Казань Арены» толчком к развитию побочных сервисов — практически все свободные площади сданы в аренду под различные проекты.
К примеру, буквально в пятницу на «Казань Арене» пройдет вечеринка, посвященная перезапуску ресторана «Палладиум». Заведение было открыто в 2013 году, но реально в ежедневном формате никогда не работало.
Вторую жизнь ресторану премиум-класса даст «Булатов групп», принадлежащая Айдару Булатову. Компания владеет комплексом «Туган Авылым», ресторанами «Изюм», «Арт-кофе» и сетью Yokoso.
Управляющий сети Сергей Моисеев рассказывал «БИЗНЕС Online», что заведение планируют принимать ежедневно от 50 до 100 гостей, а в выходные тут будут проводить вечеринки на 300 посетителей.
«Мы планируем, что средний чек будет в районе 1-1,5 тыс. рублей. Кухня у нас будет с азиатским уклоном. Если полтора-два года назад развивать ресторан на стадионе было проблематично, потому что кругом шла стройка, и сама арена не была, что называется, заселена, то теперь риски значительно меньшие.
К тому же после того, как здесь начнёт играть «Рубин» появится дополнительная возможность для различных мероприятий», — надеется Моисеев.
Инвестиции в проект были относительно небольшими — около 1 млн. рублей, тем более, эти траты входят в сумму арендной платы.
В дирекции стадиона рассказывают, что рассчитывают получать ежегодно за аренду площадей под ресторан около 3 млн. рублей.
Также, как стало известно «БИЗНЕС Online», «Булатов групп» доверили работы по организации питания на арене во время матча с «Ливерпулем».
Это неудивительно — компания работала на стадионе в дни проведения водного мундиаля, так что никто лучше не знает логистику.
Во время исторической для «Рубина» игры будет работать около 200 точек продаж, считая большие фуд-корты и мобильные точки питания.
Только «Булатов групп» приготовит к матчу 15 тыс. фирменных хот-догов, 10 тыс. треугольников, по 5 тыс. пицц и сэндвичей, а чайных стаканчиков будет 40 тысяч — по одному на каждого зрителя.
Общую сумму контракта не называют, но если рассчитывать, что средний чек будет примерно равен 150 рублям, то можно говорить о 6 млн. рублей.
И это не считая обслуживания VIP-лож (среднее меню рассчитывается из суммы 3 тыс. на человека), да и вновь открытый «Палладиум» будет открыт во время матча.
Посетителям, правда, будет нужно выкупить билет на трибуны, чтобы попасть в ресторан во время игры.
Помимо «Булатов групп» за пределами арене будут работать точки сети фаст-фуда «Эчпочмак», их количество пока что не определено.
«МЫ УСТРОЕНЫ ПРАКТИЧЕСКИ НА 100%»
В начале ноября открывается детский научно-развлекательный центр
За те 11 месяцев, что на стадион не ступала нога футбольного болельщика, арена очень сильно изменилась в местах, которые невидимы обычному зрителю.
Например, здесь появились офисы класса А. Интересно, что, по условиям контракта, во время матчей офисы закрываются, так что если вдруг арендаторы хотят попасть на игру, то они должны выкупать билеты.
Есть на арене и небольшое производство — работает рекламно-производственная компания, занимающая 350 кв. метров.
На стадионе пытаются развивать семейные виды отдыха — открылся детский городок «Кид спэйс», который ежемесячно принимает около 6 тыс. посетителей.
В начале ноября открывается детский научно-развлекательный центр — «Зарница». На площади в 2,5 тыс. кв. метров для детей в возрасте от 5 до 14 лет будет несколько развивающих баз, где в игровой форме расскажут о космосе, армии, научат правилам дорожного движения на специальных игровых симуляторах.
На южной трибуне, где обычно сидят болельщики «Рубина» полным ходом идёт ремонт.
Легендарный мотоциклетный бренд «Харлей Дэвидсон» открывает здесь собственный шоу-рум и сервисный центр, единственный в своём роде в радиусе 600 километров. Проект рассчитывает быть в тренде популярности байкерской темы в РФ.
Дал арене новые возможности и чемпионат мира по водным видам спорта. Отремонтирована большая часть северной трибуны, в ближайшее время там откроется фитнес-центр известного отечественного бренда.
Тренировочный зал с бассейном должен стать самым большим арендатором стадиона — он займет 3500 кв. метров.
В планах — открытие гостиницы. Уже к 1 декабря закончится ремонт в 12 скайбоксах, которые в дни футбольных матчей будут работать как ложи повышенной комфортности, а в будни станут трехзвездочными гостиничными номерами.
Таким образом, вырисовывается схема типового вояжа: приехать в Казань на выходные, оставить детей в «Зарнице» или «Кид спейс», а самим гулять по городу.
А если в этот день будет футбольный матч, то можно посмотреть его, не выходя из номера отеля.
Из необычных замыслов — квест-проект District 7. Его реклама уже идет в Казани.
Припасено место и для музея «Рубина». Прежнее руководство клуба дало понять, что у них в планах нет желания размещать его на арене — разрабатывался проект передвижной экспозиции.
Пока же все трофеи «Рубина» хранятся на второй этаже клубной базы, куда простому смертному не попасть.
По словам директора «Казань Арены» Радика Миннахметова, в год проходимость стадиона с учетом прилегающей территории составит до миллиона человек.
Только за прошедший сезон здесь состоялись более 100 разноформатных событий — от бизнес-форумов, сезонных ярмарок, праздничных концертов, культурно массовых и спортивных мероприятий до религиозных и политических событий.
«У нас было достаточно много площадей с черновой отделкой и их нужно было как-то заселять. Мы изначально понимали, что хотим создать семейный стадион и важно было создавать вокруг арены и на ней самой соответствующую активность.
Сооружение новое и не все были готовы так сразу начинать здесь свои проекты, — рассказывает Миннахметов.
— Важно, что мы принимаем в счет аренды траты на ремонт, доказанный документами, конечно. Такие каникулы привлекают частных инвесторов.
У нас остался не использованным лишь второй этаж северной трибуны, а так мы устроены практически на 100%. Такой загрузкой пока что не может похвастаться ни один спортивный объект в стране».
Он отметил, что к концу года на стадионе будут работать около 1000 человек, при том, что штатное расписание администрации самой арены состоит из 53 человек.
Так что с этой точки зрения «Казань Арену» можно рассматривать как крупный завод.
Тем не менее, коммерческий директор «Казань Арены» Булат Литвинов заявляет, что стадион за счет аренды пока может заработать лишь около 50 миллионов рублей в год, но и эта сумма не способна покрыть всех трат, которые есть у огромного объекта. Помочь может только футбол.
«Сейчас мы близки к максимуму возможностей в части заработка на аренде площадей. Потому футбола мы ждём с большим нетерпением, для нас матчи должны быть основной статьей доходов. Без игр, причем при полных трибунах мы не сможем выйти на самоокупаемость», — считает он.
На стадионе на данный момент есть всё, кроме одного — богатой футбольной истории.
БИЗНЕС Online
заглавное фото: kazanfirst.ru