Сложно сказать, какая страна является колыбелью футбольного хулиганства – бороться за это звание совсем не так почетно, как за право называться родиной футбола, однако насилие на стадионах и вокруг них всегда ассоциировалось, в первую очередь, с Туманным Альбионом.
Поэтому неудивительно, что именно Англия всегда была в авангарде борьбы с хулиганами, и благодаря полиции, специальному законодательству, передовым технологиям и работе со зрителями успешно справилась со значительной частью проблемы.
Роль полиции
Одной из самых первых мер в противостоянии с хулиганами, введенной еще в середине 60-х годов по настоянию Футбольной Ассоциации, было использование полицейских в штатском, которые во время матчей затесывались в толпу фанатов и пытались предотвратить вспышки насилия на месте.
Также под патронажем ФА с начала 80-х, когда организованные фанатские фирмы переживали рассвет, полиция проводила операции по внедрению своих сотрудников в хулиганские группировки.
Подобные акции могли длиться месяцами, в течение которых полицейские под прикрытием собирали на участников банды материал, который затем использовался в суде.
В марте 1986-го подобная операция была завершена серией полицейских рейдов в домах членов фирмы – во время обыска удалось найти дополнительные доказательства, указывающие на подготовку беспорядков.
Этот опыт не раз применялся в дальнейшем, хотя метод внедрения полицейских в хулиганскую группировку зачастую критиковали из-за неполноценности собранных доказательств.
Кроме того, полицейские офицеры были вынуждены сами становиться частью футбольного насилия, а некоторые так и вовсе вживались в роль – в 1995 году на эту тему в Англии даже сняли художественный фильм «Удостоверение» (I.D.).
В 70-е и 80-е роль полиции на футболе была первостепенной.
От железнодорожных станций и автостоянок до стадионов приезжающих на матч болельщиков провожали конные полицейские, офицеры с собаками. Нормальной практикой был обыск автобусов, на которых прибывали фаны.
В 90-е тактика работы с болельщиками на выезде стала менее агрессивной.
Свою роль в этом сыграли сидячие места, которыми начали оборудовать стадионы после трагедии на «Хиллсборо», рост цен на билеты, постоянные телевизионные трансляции матчей, и – как следствие – сокращение численности фанатских армий, едущих на выезд.
Полицейские были вынуждены сами становиться частью футбольного насилия, а некоторые так и вовсе вживались в роль
В 1989 году в службе криминальных расследований ВМС был создан специальный футбольный отдел.
Он стал заниматься разведкой: за каждым клубом закреплялись полицейские, в чьи обязанности входило мониторить фанатов на домашних матчах, выявлять среди них хулиганов, собирать досье на траблмейкеров, следить за их передвижениями и передавать информацию полиции города, куда они планировали выезжать, в том числе и за границу.
Практика сотрудничества клубов с футбольной разведкой работает до сих пор.
В 90-е доля полицейских на стадионах стала уменьшаться за счет увеличения количества специально обученных стюардов.
В наши дни игру премьер-лиги обслуживает в среднем от 25 до 100 полицейских.
Каждому матчу заранее присуждается категория сложности с точки зрения возможных беспорядков.
Встречи повышенного риска, в первую очередь, дерби требуют большего количества представителей власти. Однако если риск возникновения проблемы минимален, то игра проводится без участия полицейских.
Все чаще ответственность за порядок на аренах несут стюарды и частные службы охраны, созданные клубами.
Технологии
Принципиальную роль в борьбе с хулиганами сыграли системы видеонаблюдения на стадионах, которые начали внедрять в 80-е.
Ныне камеры слежения используется в Англии повсеместно, позволяя контролировать действия почти каждого болельщика.
Данные с камер стекаются на монитор безопасности – в специально оборудованной на стадионе комнате полицейские следят ситуацией, что позволяет быстро реагировать на потенциальную опасность.
В дополнение к этому полицейские при подходе к стадиону снимали болельщиков на ручные камеры, что отпугивало хулиганов и помогало эффективнее организовать контроль за толпой.
Также записывается на пленку информация на входе и выходе со стадиона, у турникетов, где проверяют билеты, полученные данные позволяют вычислить людей, которые начали беспорядки или вели себя подозрительно.
В борьбе с организованным хулиганством полиция может отслеживать телефонные переговоры, СМС-сообщения, переписку в интернет-форумах и социальных сетях.
Законодательство
Начиная с 80-х годов в Англии был принят ряд специальных законодательных актов, позволяющих преследовать хулиганов как в административном, так и в уголовном порядке.
Закон от 1986 года (Public Disorder Act) ввел в качестве меры наказания запрет на посещение стадиона (вплоть до пожизненного).
Через три года виновным в беспорядках возбранялось посещение любых матчей на территории Англии и Уэльса, а также за границей.
В 1991 году к списку преступлений на стадионе было добавлено: бросание любых предметов в направлении поля или в зрителей, расистские или просто оскорбительные выкрики, проникновение на поле или в подтрибунные помещения без специального разрешения (Football Offences Act).
Незаконной стала считаться даже обычная перепродажа одного-единственного билета
В 1998-м на матчах повышенного риска было запрещено продавать алкоголь – как на самом стадионе, так и на прилежащих территориях.
Власти ужесточили ответственность за спекуляцию билетами, незаконной стала считаться даже обычная перепродажа одного-единственного билета.
Для хулиганов запрет на посещение стадиона стал обязательной и непреложной мерой.
Во время игры дисквалифицированный болельщик должен отмечаться в полицейском участке, а перед международными выездами у имевших приводы хулиганов отнимают паспорт.
Полицию наделили большими правами при ограничении свободы перемещения фанов, подозрительных болельщиков можно арестовать прямо во время игры.
Трансформация аудитории
Еще в 1989 году группа английских психологов пришла к заключению, что снижению уровня агрессии и насилия на стадионах больше помогут не драконовские контрмеры, а забота о безопасности фанов и просто человеческое к ним отношение.
Это, вероятно, важный момент, на который стоит обратить внимание нашему правительству и футбольным функционерам, которые ныне, кажется, больше сосредоточены на репрессивных мероприятиях в отношении болельщиков.
На протяжении последних двадцати лет английские клубы постоянно побуждали вкладывать в инфраструктуру своих стадионов (в частности, взамен правительство снижало им налоговую нагрузку).
Футбольные арены были полностью оборудованы сидячими местами, ушли в темное прошлое кошмарные решетки, к организации порядка внутри стадиона все меньше привлекали полицейских и все больше стюардов.
Решив вопросы безопасности, клубы постарались сделать стадионы комфортнее – нормальная еда и напитки, цивилизованные туалеты.
Обстановка арен поменялась, и на традиционно мужскую территорию потянулись женщины, стало не так страшно привести на игру ребенка.
Клубы приветствовали увеличение базы владельцев сезонных абонементов, а также походы на футбол всей семьей.
Безопасность, комфорт и зрелищность – три главных фактора, которые способствовали привлечению на английские стадионы новой аудитории.
Поход на футбол трансформировался из опасного предприятия для маргиналов, которые ищут острых ощущений, в увлекательный и респектабельный, где-то даже модный способ времяпрепровождения. И поэтому отнюдь не дешевый.
При строительстве новых арен или модернизации старых клубы увеличивали вместимость корпоративных лож – самых дорогих и удобных.
Вырос и поток футбольных туристов из-за рубежа, платящих не только за билет, но и за очередной комплект формы и клубные сувениры.
Службы маркетинга английских клубов активно перенимали американский опыт – громкая музыка, чирлидеры, пластиковые флажки, аниматоры в костюмах животных, лицензионные товары.
Потребительская концепция развития стадионов во многом способствовала исходу с них футбольных хулиганов. Кто-то переместился в пабы, где за ними, впрочем, продолжают приглядывать.
Следует признать, что вместе с криминальным элементом с трибун выплеснули и значительное количество обыкновенных болельщиков со стажем, представляющих менее обеспеченные слои населения.
Это привело к потере уникальной атмосферы многих старых английских стадионов.
Tribuna.com