Еженедельник «Футбол» рассказывает о Национальном музее футбола Англии, хранящем свидетельства о самых важных событиях из истории главной игры с мячом.
Из Престона – в Манчестер
«Является ли футбол искусством?» – вопрос на экране монитора заставляет задуматься. Ненадолго, на секунду. Этого достаточно, чтобы в воображении всплыла картина художника Майкла Брауна, запечатлевшая знаменитый манчестерский «Класс-1992» и Эрика Кантона в образе героев Античности. Ответ на вопрос напрашивается сам собой – «конечно, да». Еще через секунду выясняется, что точно так же считают 76 процентов ответивших.
Уходящая куда-то в небо стеклянная диагональ комплекса Urbis находится в самом центре Манчестера – рядом с крупнейшим торговым центром города Arndale и многократно перестраивавшимся Кафедральным собором. Напротив него расположена библиотека Четема, куда во времена промышленной революции захаживали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Захаживали ли они на футбол, неизвестно, но теоретически такая возможность у них была. Эмиграция немецких мыслителей пришлась и на годы футбольной революции, когда люди поняли, что мяч можно передавать не только руками.
Вход в Национальный музей футбола абсолютно бесплатный
Первоначально футбольный музей базировался в городе Престоне. Тамошний стадион «Дипдейл» непрерывно используется с 1878 года, что делает его старейшим футбольным стадионом мира из ныне действующих. «Престон Норт Энд», соответственно, можно считать первым английским грандом: в 1889 году он оформил «золотой дубль», а в следующем сезоне снова разжился чемпионским титулом. Вход в «старую» версию музея украшала огромная статуя сэра Тома Финни, проведшего за «Престон» больше 400 игр.
Решение о переезде приняли четыре года назад. Продиктовано оно было соображениями маркетинга: Манчестер в разы более крупный город, чем Престон, к тому же это важный транспортный узел. В одном только 2010 году его посетило свыше 100 миллионов гостей, что было бы невозможно в отсутствие аэропорта и двух футбольных команд топ-уровня.
В первый же год работы на новом месте музею удалось привлечь 400 тысяч посетителей. Эти цифры превзошли ожидания организаторов, и уж точно они выше, чем показатели в Престоне. При этом вход в музей абсолютно бесплатный. В вопросе финансирования директор музея Кевин Мур полагается на взносы от физических лиц, фондов и организаций, а также спонсорские соглашения.
Обычному посетителю будет необходимо заплатить, если только он решит подняться на второй этаж и попытать счастья в виртуальной серии пенальти или обнаружить у себя навыки комментатора. Но интерактива хватает и без этого.
Из журналистов – в менеджеры
Мониторы в центральном зале музея хранят тонны информации о любом из турниров, когда-либо проходивших на английской земле – включая даже школьный Кубок. Один клик – и вы уже ловите на себе взгляд капитана сэлфордской команды образца 1989 года Райана Уилсона. Он пожимает руку лидеру соперников и еще не знает, что в этот день стадион «Олд Траффорд» принесет удачу парням из Сент-Хеленса. О том, что вскоре он сменит фамилию на «Гиггз» и проведет на поле «Театра мечты» больше двадцати счастливых лет, юноша также догадывается едва ли.
Но по количеству легенд, рожденных в решающих матчах, нет равных Кубку Англии – старейшему турниру на планете, значение которого трудно переоценить. Дэвид Бекхэм рассказывал в автобиографии, что его самой большой мечтой детства было сыграть на «Уэмбли» и поднять над головой заветный трофей. Комплект формы Стэнли Мэтьюза, в котором он обессмертил свое имя 2 мая 1953 года. Или шейные скобы Берта Траутманна. В финале 1956 года бывший десантник люфтваффе сломал шею, но доиграл матч до конца и помог «Манчестер Сити» отстоять победный счет. Лишь три дня спустя обследование выявило у него перелом…
В самом начале экспозиции находится настоящая машина времени
Медаль, вручавшаяся первым обладателям Кубка Англии – игрокам давно уже не существующего клуба «Уондерерс» из Лондона. Кубок Англии, вручавшийся в 1890-х годах. До того, как попасть в музей, он был собственностью владельца «Вест Хэма» Дэвида Голда. Мяч, шесть раз отправленный футболистами «Бери» в ворота «Дерби Каунти» в финале-1903. Майка «Манчестер Юнайтед» с V-образной полосой на груди, напоминающая о финале 1909 года. Каждый экспонат – артефакт, живой свидетель истории.
Те, для кого английский футбол – это в первую очередь Премьер-лига, удивятся, заметив на экране монитора пирамиду. Эта пирамида – система футбольных лиг Англии. На восьмом уровне сконцентрировано шесть дивизионов и 264 клуба, а на десятом – уже семнадцать и 297. Женщины от мужчин отстают несильно – на шестой по счету ступеньке вниз умещаются шестнадцать дивизионов и 160 команд! По количеству англичан, находящихся внутри, с футболом могут поспорить разве что пабы.
В самом начале экспозиции находится настоящая машина времени. Благодаря ей можно перенестись на десятилетия назад и услышать, например, отрывок из старейшего радиорепортажа, сохранившегося да наших дней, – об игре 1933 года между сборными Англии и Франции в исполнении Джорджа Эллисона.
Начав карьеру как журналист, этот человек вскоре стал работать в администрации лондонского «Арсенала» (тогда еще клуб базировался в Вулвиче и носил соответствующее название). А в 1934 году, после смерти легендарного Герберта Чепмена, именно Эллисон стал его преемником на посту менеджера. Во главе команды он провел тринадцать лет, семь из которых были омрачены Второй мировой войной. За это время «канониры» выиграли два чемпионата и один Кубок Англии.
Из Италии – в Англию
Вот так, переходя из комнаты в комнату, проживаешь всю историю английского футбола. А это 150 лет – начиная с того момента, когда в Шеффилде был принят первый свод футбольных правил. Копия этого документа хранится в самом первом зале музея вместе с образцом почерка Эбенезера Кобба Морли – отца Футбольной ассоциации Англии.
Вы думаете, что это самый древний предмет, который можно здесь увидеть, пока в соседней витрине не замечаете книгу под названием Memorie del Calcio Fiorentino, датированную 1688 годом. Она рассказывает об истории и правилах флорентийского футбола, одного из предшественников самой популярной на свете игры. Правил как таковых в этой игре нет, она больше напоминает драку полсотни разгневанных мужчин. Убедиться в этом можно 24 июня любого года, если оказаться на центральной площади Флоренции Санта-Кроче.
Тут можно найти правила флорентинского футбола, датированные 1688 годом
На противоположной стене висит не менее удивительная вещь – футболка Арнольда Кирка Смита, участника самого первого международного матча между сборными Англии и Шотландии. Он состоялся 30 ноября 1872 года и завершился со счетом 0:0. Для Кирка Смита та игра осталась единственной за сборную. Внешне его форма чем-то напоминает вязаный свитер с ромбом посередине и не совсем ровными тремя львами на груди.
Англичане провели без малого сотню матчей с соседями по Соединенному королевству, и лишь в 1908 году они выбрались на континент, чтобы начисто разбить сборные Австрии, Венгрии и Богемии. Но для родоначальников футбола памятнее другая вылазка: в 1953-м сами венгры пожаловали на «Уэмбли» и преподали заносчивым англичанам урок, обыграв их со счетом 6:3. О том, как это было, напоминают кадры хроники и вырезки из газет. «Венгры превосходят нас технически и тактически», – гласит титр. «Нам нет оправданий», – кричит газетный заголовок, а с ним и капитан сборной Англии Билли Райт.
Из родоначальников – в чемпионы
Через тринадцать лет английский футбол пережил самое яркое событие в своей истории – победу на домашнем чемпионате мира, которая до сих пор остается единственной. Хет-трик Джеффа Херста, благодушие советского арбитра Тофика Бахрамова – и вот уже Бобби Мур получает Золотую богиню из рук вечной Елизаветы II. В музее хранятся билеты с того турнира, официальная программа к финалу и даже меню для «афтерпати», случившейся в отеле Royal Garden. О мяче, футболках финалистов и головном уборе, традиционно вручаемом игрокам сборной Англии, говорить излишне.
Но за сто пятьдесят лет на Островах случались и драматические, даже трагические моменты. Три из них нашли отражение в музее: гибель в авиакатастрофе «малышей Басби», трагедия на шеффилдском стадионе «Хиллсборо», когда в давке погибли 96 болельщиков «Ливерпуля», и пожар в Брэдфорде на арене «Вэлли Пэрейд», унесший жизни 56 человек. Глядя на экран, где в панике мечутся люди, понимаешь, что футбол – это не только праздник. Даже английский.
На третьем этаже здания гостят сменные выставки. В прошлом году там можно было увидеть коллекцию, посвященную 125-летию Футбольной лиги. Одну из стен украшали майки семидесяти клубов низших профессиональных дивизионов, целиком и полностью покрытые автографами. Когда выставка подошла к концу, все они были выставлены на продажу в рамках благотворительного аукциона.
Росчерк Эрика Кантона на майке «Манчестер Юнайтед» стоит 219 фунтов
Роль глазури выполняла часть, рассказывающая о Джордже Бесте, чей дебют в «Манчестер Юнайтед» состоялся полвека назад. Он был не только великолепным игроком, но и первым поп-идолом Англии из числа футболистов. А потому мог позволить себе такие фразы: «Однажды я отказался от женщин и выпивки. Это были худшие 20 минут в моей жизни». Посетителям музея выпал уникальный шанс сфотографироваться рядом с его «мини-купером» и ощутить дух 1960-х.
А в магазине на нулевом этаже можно даже приобрести синюю выездную форму «Манчестер Юнайтед» с цифрой «7» на спине и надписью «Джордж Бест». Стоимость раритета – 999 фунтов. При этом футболка сборной Англии, украшенная автографом Бобби Чарльтона, обойдется «всего» в 150 фунтов. Росчерк Эрика Кантона на майке «Манчестер Юнайтед» – в 219. Марадона и сборная Аргентины оцениваются в 299 фунтов, и это явно говорит об умении англичан прощать.
P.S.
Автомат предлагает выбрать величайший гол в истории сборной Англии. Что ни кандидат – то имя: Алан Ширер, Джо Коул, Бобби Чарльтон, Пол Гаскойн, Майкл Оуэн, Эллен Уайт… Эллен Уайт? Девушка? Нажимаю кнопку «плей» – и наблюдаю, как играющая под девятым номером блондинка, подкараулив отскок, перекидывает не самую рослую японскую голкипершу. Голосую.
Блог еженедельника «Футбол»
=
См. также:
Национальный музей футбола, Престон, Ланкашир, Англия