Впервые после ужасающих терактов в Париже и отмены десятков матчей в регионе, отмены матча по причине прямой угрозы теракта на стадионе в Ганновере и отмены всех матчей в Брюсселе большой футбол возвращается в эти города.
"Пари-Сен-Жермен" и "Ганновер" сегодня сыграют домашние матчи своих лиг, "Андерлехт" вступит в игру завтра.
Европа все еще пребывает в посттравматическом синдроме, во Франции действует режим чрезвычайной ситуации, в Бельгии наивысшая боевая готовность, из-за операций в "теплице террора" Моленбеке в 15-ти минутах ходьбы от туристического центра Брюсселя (95 тысяч населения на 6 квадратных километров, четверть мусульманского населения и 22 мечети) с БТРами на улицах на четыре дня был остановлен весь общественный транспорт и закрыты школы и университеты.
Предприняты беспрецедентные меры безопасности, во Франции до конца календарного года будут играть без болельщиков гостевых команд (к сведению болельщиков "Шахтера", собирающихся на матч Лиги Чемпионов против ПСЖ).
Матч Лиги Европы между "Брюгге" и "Наполи" прошел без зрителей (хотя вначале запретили ехать на игру лишь болельщикам "Наполи"). Футбол вступает в новую эру.
Как
До последнего времени футбол вообще и стадионы в частности не были предпочитаемой целью для террористов.
Стоит вспомнить разве что знаменитую "Резню Кубка Мира" в пабе в североирландском Лохинайленде в 1994-ом во время просмотра матча ЧМ-1994 между Ирландией и Италией. Тогда погибли шесть человек, террористы знали, что именно здесь местные католики собираются смотреть матч.
Да произведенный представителями баскской террористической организации ЭТА взрыв заминированного автомобиля в ста метрах от "Сантьяго Бернабеу" за несколько часов до начала полуфинального матча Лиги Чемпионов-2001/02 между местным "Реалом" и "Барселоной" (тогда были ранены 17 человек).
Взрывы на стадионах в Донецке и Грозном не так интересны в контексте этой статьи, поскольку были направлены против конкретных лиц и явно отлично организованы изнутри.
Даже совершенно дико звучащая, но подтвержденная уликами история, описанная в книге Адама Робинсона о планах Усамы Бин-Ладена и алжирской террористической организации устроить теракт прямо на поле стадиона "Велодром" в Марселе во время матча ЧМ-1998 между Англией и Тунисом (у отдельных террористов, получивших доступ на матч в качестве волонтеров и работников стадиона даже были конкретные задания вроде взрыва пояса смертника рядом с Дэвидом Симэном или снайперской "работы" по Алану Ширеру, Дэвиду Бекхэму, Майклу Оуэну и главному тренеру Глену Ходдлу) в итоге осталась малоизвестной.
Как и поимка террористов, готовивших теракты на стадионах Евро-2000 и Евро-2004 (не такие наглые, но не менее реальные). Но в последние годы началось...
Причем с Ирака, где еще до появления ИГИЛ в 2013-ом году начались регулярные взрывы с помощью подложенных радиоуправляемых бомб либо автомобилей, въезжающих и прямо на поле, на спортивных площадках и крупных аматорских турнирах, приведшие власти вот к такому решению - просто не позволять играть.
В том же году в Пакистане вмонтированное в мотоцикл радиоуправляемое взрывное устройство, начиненное гвоздями, взорвалось, убив 11 человек из выходивших со стадиона болельщиков.
А уже в этом году террористическая организация "Боко Харам" устроила теракт на севере Нигерии, также на выходе со стадиона после матча, убив сорок человек и чуть не устроила еще один, когда начиненный взрывчаткой автомобиль взорвался по дороге к стадиону (трое погибших).
Но пока все происходило в "третьем мире", в Европе предпочитали не замечать этого.
До "Стад де Франс" в пятницу 13-го, где лишь героизм охранника, нашедшего пояс смертника у террориста и не пропустившего его на стадион, предотвратил гораздо более страшную трагедию.
Поскольку еще два террориста, планировавшие проникнуть на стадион вслед за первым, были "вынуждены" взорваться возле его стен (как и первый) и в близлежащем пабе, убив трех человек.
А уже через несколько дней в Ганновере товарищеский матч между сборными Германии и Нидерландов, на котором должна была присутствовать канцлер Германии Ангела Меркель, был отменен за полтора часа до его начала.
Как стало известно СМИ, три бомбы должны были быть провезены на стадион в карете "Скорой Помощи" и взорваться там, в то время как еще две должны были быть взорваны на автобусной станции и в метро, в самом сердце убегающей от первых трех взрывов толпы.
По сообщению журнала "Штерн", всего за 15 минут до отмены матча точная информация о времени, месте и способе совершения теракта была передана местным силам безопасности израильской разведкой, что и привело к отмене матча и закрытию станции метро.
При этом неизвестно, найдена ли карета и взрывчатка и пойманы ли исполнители, поскольку, как заявил Министр Внутренних Дел Германии Томас Де Майзиере, "ответы могут серьезно расстроить население".
Зачем
Вы уже поняли как, но еще не поняли зачем? Смотря под каким углом рассматривать. Зачем террористам взрываться на ФУТБОЛЕ?
Все просто. Скопление десятков тысяч людей можно найти лишь на стадионе либо на многолюдных демонстрациях. Но в то время, как такие демонстрации случаются редко, футбольные матчи происходят постоянно.
Концертные залы также представляют собой заманчивую цель для террористов. Но ведь на стадионах больше людей в закрытом пространстве, да и к тому же матчи, в отличие от большинства концертов, транслируются в прямом эфире, что увеличивает эффект шока для обывателей.
Поэтому серия терактов в Париже начиналась именно со "Стад де Франс", а "Батаклан" должен был стать лишь "героем второго плана".
Вы спрашиваете "Зачем террористам взрываться вообще, в том числе и на футболе?" Ответ не менее прост. "Боко Харам" переводится как "Западная культура грешна".
А футбол, как и рок-концерты - неотъемлемая часть Западной культуры. Поэтому эта организация не приемлет ни светское образование (особенно девочек), ни рок-концерты, ни футбол, считая это все "греховными забавами".
На территории под контролем ИГИЛ 13 подростков были публично казнены (при объявлении о их "грехах" в мегафоны и запрете забирать их брошенные на улицах тела) за просмотр футбольного матча между Ираком и Иорданией, за просмотр весеннего "Эль-Классико" полагались 80 ударов плетью.
ИГИЛ видит любой спорт, как и футбол как "продукт загнивающего Запада", отвлекающий молодежь от религии.
Коммюнике организации по итогам терактов в Париже о "наших парнях, совершивших святые дела в местах, где неверные предавались греховному слушанию бесовской музыки и другим отвратительным занятиям" говорит само за себя.
Тем более, что футбол в мусульманском мире (в Пакистане и Индии - крикет, что ничего не меняет) имеет сумасшедшую популярность, пожалуй, даже большую чем в Европе, в которой есть много других вещей.
Тот же Бин Ладен любил футбол и даже был вратарем в молодости. Но нынешние террористы подошли к делу более систематизированно (одни государства о чем говорят!), понимая, что футбол забирает у них мусульманскую молодежь, выводя ее из нищеты и отчаяния.
Ведь это единственный шанс для них выбраться из болота. А нищета, отчаяние и состояние "болота" активно используются в вербовке потенциальных террористов.
"Если это наша религия - это будет атаковано террористами" - говорит Филипп Костер, редактор немецкого журнала 11Freunde. А футбол и спорт вообще - одна из религий Западного Мира, как и рок-музыка.
Что делать
На данный момент Европа не проявляет особого желания к жесткому "хирургическому вмешательству" в проблему террора.
Усилившиеся бомбардировки центров ИГИЛ больше напоминают увеличение дозы аспирина для больного раком, отдельных спецопераций в Сен-Дени возле "Стад де Франс", внешних кварталах Парижа и брюссельском муниципальном районе Моленбеке, который уже давно называют "теплицей террора" также недостаточно.
Реальная систематическая борьба с террором - это борьба с его причинами и неизбежно приведет к ограничению некоторых демократических прав и свобод, сверхнапряжению спецслужб, фактически к минивойнам на территории Европы, а то и к серьезным большим, грозящим перерасти в Третью Мировую.
Может быть вы смотрели фильм Люка Бессона 2004-го года "13-ый район"? Так вот, сценарий его списан (с поправками на физическое отсутствие стены и на власть исламских радикалов, а не просто бандитов) не только с реально существующего 13-го квартала Парижа, а скорее даже с вышеупомянутого Моленбека.
Отсюда вышел и исполнитель теракта в Еврейском музее Парижа, и стрелявший из автомата Калашникова в поезде Амстердам-Париж, здесь приобрели оружие совершившие теракт в редакции "Шарли Эбдо" и в кошерном парижском гипермаркете, отсюда вышли и организатор и некоторые из исполнителей последней серии терактов в Париже.
Судя по быстроте проводимых спецопераций, органы безопасности имели всю необходимую информацию о творящемся здесь, но предпочитали спрятать голову в песок.
Европейские журналисты и граждане в унисон кричат: "Это удар разрушителей по созидателям. Удар по нашим ценностям, по нашему образу жизни. Но мы от него не откажемся. Париж остается Парижем".
Сейчас вспоминают философские тезисы начала 90-х о том, что кровавую коммунистическую тиранию победили персональный компьютер и аудиоплеер.
И если теперь Западный мир надеется, что айфон и DVD победят терроризм, самое время и вправду ответить террору главным козырем либерального Запада - технологией.
"Барселона" усиленно продвигает проект Smart Espai Barça, призванный превратить "Камп Ноу" в "умный стадион", то есть облепленный камерами, датчиками и другими электронными девайсами.
И цель этого - не только обеспечить зрителю доступ к WI-FI в любой точке и сообщить ему на каком ряду находится ближайший продавец колы и семечек.
Но и установить эффективный электронный контроль над входами на стадион и прилегающей территорией, подтрибунными помещениями, отслеживать подозрительные движения и события на самом стадионе, а также мгновенно вычислять лиц, внесенных в базу данных подозреваемых в совершении преступлений.
Сегодня реально из одной комнаты управлять электричеством, всеми воротами (в том числе и задавать автоматическую блокировку при несоответствии электронного билета или удостоверения работника соответствующему входу), раздевалками, трибунами и даже паркингом.
Эту систему желают внедрить и на предстоящем Евро, как и системы лазерного обнаружения взрывчатки и блокировки управления ею через радиоволны.
Уже существуют уникальные системы записи и воспроизведения, позволяющие делать анализ картинки, отдельную запись статических и движущихся объектов, компрессию записи, воспроизведение записей, сделанных в разное время, в одном кадре, вывод "необычных событий", сразу многих на экран одновременно и, соответственно, просмотр больших видеофайлов за считанные минуты.
Сегодня реально отслеживать подозрительное поведение или вещи и не авторизованных людей в не полагающимся им местах, паркинг в неположенных местах или вандализм на трибунах.
Эту технологию уже использует ФБР и другие спецслужбы мира, с ее помощью вычислили в Норвегии Андерса Брейвика и террористов на бостонском марафоне.
Сразу после терактов в Париже системы (по большей части израильские) запросили Италия, Германия, Бельгия и Франция.
Пока стадионы не стали "умными", а полузащитника "Ромы" Раджу Наингголана чуть не арестовывают, приняв за террориста, есть и другие способы.
Причем достаточно простые и отработанные, которые в Западной Европе до этого времени не применялись, видимо по принципам, не типичным для этого региона - "авось пронесет" и "в Европе терроризма нет".
Первопроходцем и здесь выступает долгие годы борющийся с террором Израиль. На стадионах этой страны, как и в других местах, уже давно используется принцип "трех кругов ада охраны".
И эти принципы были немедленно приведены в исполнение после терактов.
Так, недавний "Эль-Классико" охраняли 1400 человек вместо 550-ти, на каждом входе кроме охранника находился полицейский, патрулирование территории вокруг стадиона началось за сутки до матча, три кордона были выстроены на пути к стадиону, на расстоянии 50-ти метров один от другого, каждого приходящий проходил личный досмотр, проверки билетов и паспортов, также были перепроверены электронные карточки доступа персонала, включая медиков.
Ворота открылись за два часа до матча вместо обычных полутора. Все автомобили в радиусе нескольких улиц были проверены на наличие взрывчатки, в том числе и с помощью специально обученных собак.
Агенты спецслужб и полиции секретно работали в толпе, выдавая себя за обычных болельщиков. Болельщики гостей и люди без билетов отправлялись в специально огороженные зоны.
Во Франции на матчах очередного тура использовали металлоискатели и двукратные проверки каждого зрителя, на стадионы не разрешалось проносить сумки.
"Большинство клубов должны демонстрировать визуальное сдерживание, делать вещи гораздо более очевидными. Зрители должны реально видеть применяемые меры безопасности, чтобы чувствовать себя безопаснее" - глава Департамента Безопасности европейских стадионов Джон Битти абсолютно прав.
И не только зрители, а потенциальные террористы, что служит для них устрашающим маневром и отнимает желание атаковать в так хорошо защищенном месте.
"Если бы вы пытались сделать это в обычной ситуации, то натолкнулись бы на "ох, почему меня должны вновь проверять"? Но вы должны надеяться, что в нынешнее время мысли будут другими. "Я хочу чувствовать безопасность, больше безопасности, поэтому я должен пойти на это и я буду чувствовать себя безопаснее" - Битти и здесь прав.
Все эти психологические и технические аспекты хорошо осознают в Израиле и применяют уже давно. Некоторые из вышеуказанных - в матчах с высокой степенью риска, большинство же - всегда.
Как и в футболе, в борьбе с терроризмом нужно сохранять баланс между защитой и нападением. Однако атаки на терроризм не является "парафией" футбола.
А вот в том, что касается защиты, "умные стадионы", системы слежения и кропотливая подготовка к футбольным матчам будут служить примером для других арен - концертных, торговых, деловых и т. д.
Возможно, через несколько лет мы вспомним, что защита от терроризма начиналась с футбола.
P.S Собственно, само строительство новых стадионов является одним из средств борьбы с террором.
Сравните "Сантьяго Бернабеу" с "Альянц Ареной", старый "Монтжуик" (находящийся вплотную к улицам и с перепадами высоты, что позволяет потенциальным террористам легко добраться до него с одной из сторон и сузить углы обзора защищающихся) с новым баскетбольным "Палау Сен Жорди ", который находится всего в нескольких десятках метров от него (но на ровной поверхности с довольно большим пространством вокруг), и даже "Олимпийский" с "Донбасс Ареной" до 2014-го года.
Старые стадионы расположены посреди города, между обычными узкими улицами, которые очень трудно перекрыть, охранять и превратить в стерильную зону.
Новые строятся на окраинах, на ровном подготовленном загодя месте, сохраняется достаточно большое расстояние от дорог и домов, поэтому создание кордонов, ограждений, перекрытие и патрулирование стадиона является относительно простой задачей.
фото: EFE, AFP, Getty Images, sport24.lefigaro.fr, zdnet.com, mirror.co.uk, dailymail.co.uk
UA-Футбол