Спецкор “СЭ” - о новой арене в Бордо. Сегодня на ней сыграет “Рубин”, а летом она примет матчи Евро-2016.
Футболисты “Рубина” сегодня сыграют на стадионе “Матмют Атлантик”, возведенном в Бордо к Евро-2016. На нем пройдут пять матчей, включая четвертьфинал. Кто-то из казанцев, может быть, ступит на газон этой арены и в июне.
ИНОГДА И СТОЛБЫ ГРАЦИОЗНЫ
Обычно стадионы демонстрируют “мощь мускулов”. Взять “Локомотив” в Черкизове, на котором крыша как бы подвешена на четырех могучих опорах, напоминающих букву “л”. В Бордо же арена берет элегантностью.
Прямоугольную крышу поддерживает множество относительно тонких колонн, так что издалека кажется, будто с нее льются потоки воды. Это облегчает конструкцию, создавая иллюзию воздушности. Причем из девятисот столбов шестьсот подпирают крышу, а еще триста - декоративные: внутри них проложены кабели.
Прямоугольная форма всего строения и близость трибун к полю в отсутствии легкоатлетических секторов наводят на параллели со “старой доброй Англией”. Но это все-таки единая чаша, а не “классика” с отдельными трибунами, как на “Энфилде” в Ливерпуле или на арене “Вилла Парк” в Бирмингеме. Углы сглажены в закругления.
Проект разработала мастерская швейцарских архитекторов Жака Херцога и Пьера де Мерона, которые ранее возводили стадионы в Базеле и Пекине, а также “Алльянц Арену” в Мюнхене. Непосредственно строительство началось в Бордо осенью 2012 года и длилось два с половиной года.
Официальная стоимость проекта - 183 миллиона евро, что меньше, чем смета аналогичных по вместимости стадионов, сооружаемых в РФ, - они оцениваются в суммы от 190 миллионов в Самаре до 279 миллионов евро в Ростове (данные сайта оргкомитета ЧМ-2018).
Правда, социалистическая оппозиция в городском совете Бордо оспорила еще на начальном этапе данные по финансированию и даже пыталась аннулировать контракт через суд, безуспешно доказывая, что в проекте незаконно задействованы куда большие государственные средства, чем показано.
Но что нам считать чужие деньги? Отметим лишь, что финансирование обеспечили, с одной стороны, частные подрядчики - французские компании Vinci и Fayat, с другой - средства из бюджетов собственно города Бордо, его агломерации, насчитывающей около 800 тысяч жителей, региона Аквитания, а также всей Франции.
Объект, как и подавляющее большинство стадионов в стране, принадлежит муниципалитету (в собственности клубов находятся только арены в Осере и Аяччо, да еще в начале следующего года cвой стадион появится у “Лиона”). Подрядчики же создали на равных паях компанию StadeBordeaux-Atlantique, получившую право на управление ареной в течение 30 лет.
У Vinci, кстати, в этом деле накоплен большой опыт. Она участвовала в строительстве “Стад де Франс” и “Альянц Ривьеры” в Ницце (плюс “Стад де Люмьер” в Лионе), а теперь через свой филиал руководит функционированием этих двух арен.
В случае со “Стад де Франс” ей принадлежит сейчас 67 процентов акций в управляющем консорциуме. Кстати, поначалу Vinci была генеральным подрядчиком на строительстве нового стадиона “Динамо” в Мокве, но позже от сотрудничества с ней отказались.
Торжественное открытие нового стадиона в Бордо состоялось 18 мая, а через пять дней на нем провели первый матч. В заключительном туре прошлого чемпионата Франции хозяева, которые не могли уже ни подняться, ни опуститься с 6-го места, победили “Монпелье” - 2:1 - на арене, которую тогда еще звали бесхитростно - “Новый стадион Бордо”.
Но уже в начале сентября права на название были проданы страховой компании “Матмют”. Контракт рассчитан на 10 лет, сумма сделки - 2 миллиона евро в год.
Вторая часть названия - “Атлантик” - с одной стороны, географический ориентир. Ведь гости Бордо первым делом спрашивают: “А где здесь море?” Ответ: до известной разведением устриц лагуны Аркашон, имеющей выход к Атлантике, но, по сути, являющейся маленьким внутренним морем, - 60 километров на запад.
До Бискайского залива, в который впадают, соединившись, реки Гаронна и Дордонь, образуя эстуарий Жиронда - примерно сто километров на северо-запад через знаменитые районы виноградников.
В этом сезоне “Бордо” провел в своем новом доме 13 матчей, в том числе четыре - в Лиге Европы. Мы-то не суеверны, но невольно обратишь внимание, что в 13-й с учетом майской игры встрече команда потерпела разгром от “Кана” - 1:4.
БОРДО В ТУМАНЕ
Новый футбольный маяк появился в окраинном районе Ле Лак (“Озеро”), который в конце 1950-х взялся развивать тот самый Шабан-Дельмас, занимавший, кстати, и многие высокие посты в государстве: он был премьер-министром, долго возглавлял Национальную ассамблею.
Затоплявшиеся земли к северу от Бордо вдоль Гаронны осушили, их уровень подняли, вырыв искусственное озеро.
На одном его берегу располагаются Выставочный парк, где проводятся ярмарки, в том числе винная, Дворец конгрессов, комплекс гостиниц, поле для гольфа и велотрек, на котором дважды (в 1998 и 2006 годах) проводилось мировое первенство. На другой же стороне, там, где оборудован пляж, - предместье Брюж, известное тем, что в нем родился Матье Вальбуэна.
От центра километров восемь, что до Брюжа, что до “Озерского района”. 17 лет назад на чемпионат по трековым гонкам мне приходилось добираться на автобусе, который в выходные дни ходил реже, чем раз в полчаса. Теперь туда протянули ветку трамвая с конечной остановкой возле стадиона, что по здешним меркам равносильно метро. К другому трамвайному маршруту подвозит, как в аэропорту, бесплатный автобус.
Однако любители футбола, привыкшие к старому стадиону, жалуются на удаленность арены, проблемы с подъездными путями и транспортом.
Английский стиль пока не привел к английской посещаемости. По сравнению с прошлым сезоном она даже несколько упала. В среднем стадион заполняется немногим больше, чем наполовину.
Впрочем, главное объяснение этому - неубедительные выступления “Бордо”, который уже расстался с шансами на выход из группы в Лиге Европы, а в национальном чемпионате до трудной победы в воскресенье над “Генгамом” (1:0) занимал неприличное для себя 17-е место.
Вчера утром на Бордо навалился такой туман, что “Матмют Атлантик” не был виден даже с нескольких сотен метров. Поначалу я даже по ошибке двинулся к расположенному по соседству велотреку, пока сбоку не проклюнулись очертания большого стадиона.
фото: herzogdemeuron.com, nouveau-stade-bordeaux.com
Спорт-Экспресс